Статья. Тема "Детская агрессивность".
статья
Что такое детская агрессивность? Причины детской агрессивности. Выражение гнева. Причины, вызывающие агрессивное поведение детей. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Формы агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения дошкольников. Некоторые методы коррекционной работы. Работа с агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детская агрессивность | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого человека.
Главное, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой .
Агрессивным называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.
В психологии разделяют такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).
Агрессия есть активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека.
У только что родившегося ребенка мы можем определить состояние, когда он доволен и когда он недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица.
В 2 месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб).
Подрастая младенцы сопровождают данную эмоцию действием : движением рук, ног.
В 6-7 месяцев ребенок может злиться на попытки закапать ему нос, он попытается оттолкнуть руку, вывернуться, при этом действие сопровождается криком и гневным выражением лица. В дальнейшем добавляется бросание игрушек, их пинание и другие демонстративные формы поведения.
Причины агрессии.
- Ситуативные.
- Боль. Боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения. Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А будет ли это действие агрессивным, зависиит от ряда причин: индивидуальные особенности ребенка (возбудимость нервной системы) и особенности социальной среды (его ближайщего окружения).
- Любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс.
- Ограничение физической свободы, также является причиной гнева или агрессивной реакции.
- Психологическое ограничение. Возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя».
- Определенные эмоциональные состояния. Депрессия, чувство отвращения.
- Ассоциативная причина агрессии.
Воспоминания и мысли о случившейся когда-то ситуации.
Выражение гнева.
Мимическое выражение гнева.
Характерное сокращение лобных мышц и бровей, рта.
Поведенческое выражение гнева.
- Поза.
- Жесты.
- Действия.
- физическая агрессия (нападение) – использование физической сила против другого человека или объекта;
- прямая агрессия – непосредственно направлена против раздражителя (человека или предмета);
- косвенная агрессия – действия, которые направлены окольным путем на другое лицо (злобные действия и шутки), и действия, которые характеризуются не направленностью, неупорядоченностью (взрывы ярости, крики, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
- инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия - действия, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
- аутоагрессия – самообвинение, самоуничижение, причинение себе вреда, вплоть до самоубийства;
Вербальное выражение гнева.
Выражение негативных чувств через форму – ссора, визг, крик.
Выражение негативных чувств через содержание – угроза, проклятие, ругать.
Наиболее информационным является не содержание речи, а ее эмоциональный окрас.
Причины, вызывающие агрессивное поведение детей.
1 фактор – негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
2 фактор – терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другимдетям и взрослым ( т.е. поощрение такого поведения).
3 фактор – суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование, тотальные запреты).
4 фактор – ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
5 фактор – индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).
6 фактор– копирует поведение окружающих взрослых или детей.
Важно помнить :
Что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Детская агрессивность проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.
Формы агрессивного поведения.
- Оскорбление сверстников;
- Драки и провоцирование конфликтов;
- Смех над слезами обиженного;
- Высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
- Унижение того, кто слабее;
- Причинение физической боли;
- Изобретательность способа нанесения ущерба;
- Склонность к враждебности и жестокости.
При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.
Коррекция агрессивного поведения дошкольников.
Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5 – 6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.
Коррекция агрессивного поведения требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.
Некоторые методы коррекционной работы:
- Обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил.
- Почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест).
- По возможности заранее предугадать и предупредить инцидент.
- Уединение. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут).
- Наказание полученным уроком – все что натворил, должен сам исправить.
- Не предъявлять требований не по возрасту.
- Всегда понять причину того или иного поступка.
- Любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить.
- Почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказывать.
Работа с агрессивными детьми.
Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со совей агрессией цивилизованными способами.
- Игры с водой, песком и пластилином .
- Подвижные игры.
- Упражнения на расслабление.
- Чередовать движение и покой. Учит контролировать свое поведение.
- Рисование. Лучше всего пальчиками.
- Сказкотерапия. Учим на примерах литературных героев.
- Родителям посоветовать занятия спортом. Такие дети должны уставать физически.
- Общение. Это самое важное для детей. Обсуждение любых вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Статья Связь агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в ...
Статья. Проявление агрессивности у детей.
Статья. Проявление агрессивности у детей....
Статья "Развитие агрессивности у дошкольников"
Статья"Развитие агрессивности у дошкольников" Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти ис...
Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»
laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...
Статья "Причины агрессивного поведения дошкольников"
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает...
Статья "Становление агрессивного поведения ребенка"
В статье рассматриваются факторы, предопределяющие возникновение агрессивного поведения ребенка....