Условия эффективного взаимодействия с семьей по вопросам здоровьесбережения
консультация

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_5.04_.2018.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Условия эффективного взаимодействия с семьей по вопросам здоровьесбережения.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.

 В соответствии с законом РФ "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОУ, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого. Актуальность и важность установления взаимодействия ДОУ с родителями обусловлены двумя факторами: уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер, и неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только мактофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей) .

Основные цели такого взаимодействия:

 - вовлечение родителей в образовательный процесс

-обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей

- увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей

Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:

 - создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОУ, педагогов и родителей.

 - включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс: планирование мероприятий с родителями, посещение стадионов, выставок, спортивных площадок, дни здоровья и т. д.

- сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОУ и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства.

 - предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.

 Эффективность выбора форм взаимодействия с родителями зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах укрепления здоровья детей.

Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:

- коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры)

 - индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы)

- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)

 - активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования)

 Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по 3-м направлениям:

 - просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья)

- культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов)

 - психофизическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования, тренинги –пратикумы)

 Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществляется в три этапа:

 - информационно-аналитический

 - подготовительный

 - деятельностный.

 Первый этап (информационо-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников, который позволяет получить информацию о потребностях семей, их ожиданиях от ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме.

 На втором этапе (подготовительном) обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Работа включает как традиционные ,так и нетрадиционные формы работы (родительские собрания, консультации, семинары – практикумы, беседы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей, педагогов)

Третий этап (деятельностный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей (прогулки, экскурсии, спортивные состязания). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса.

Образовательные учреждения сегодня склонны считать, что семья должна больше заниматься воспитанием детей и вместе с тем признают, что сами не справляются с этой задачей в силу многих причин. Часть родителей отвергает вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выражает недоверие к педагогам вследствие негативного влияния обучения на здоровье ребёнка, неудовлетворённости качеством его образования. По результатам педагогических исследований, две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого- педагогических знаний, сложность в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. У семьи формируется комплекс родительской неполноценности, что особенно проявляется в неполных семьях. Анализ взаимодействия образовательного учреждения и семьи подтверждает также, что педагоги испытывают трудности в общении с отцами и матерями, в поддержке с ними связей, в организации дифференцированной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (особенно в неблагополучных семьях). В помощи со стороны нуждается и семья - 46,3% взрослых. Они понимают трудности своих детей, но не могут оказать им помощь . Наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не умеют родители учитывать возрастные изменения в психике детей, обращаются с ними по модели предыдущего возрастного этапа, стараются подчинить их своей воле. Для многих характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть нарушение семейных взаимоотношений родителей и детей. Хорошо, если в образовательном учреждении есть социальный педагог (психолог) семейного типа (к сожалению, их пока единицы). Для того чтобы взаимодействие с семьей было результативным, необходим активный поиск новых форм, методов и содержания совместной деятельности педагогов и родителей, разработки ее психолого-педагогического сопровождения.

 Рекомендуются следующие формы взаимодействия семьи и школы в контексте здоровьесбережения: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. 

 Список литературы

1. М. Рунова, О. Веннецкая Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей//ж. Дошкольное воспитание №10, 2014 с. 61-67

 2. О. Веннецкая, М. Рунова Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие»//ж. Дошкольное воспитание №6, 2015 с. 39-42

 3. С. Климова Сотрудничество детского сада и семьи по укреплению здоровья ребенка//ж. Медработник №3, 2015 с. 87-91

4. Грядкина Т. С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников. – СПБ. : Детство: педагогический альманах №1РГПУ им. Герцена А. И., 1998. – с. 81-88.

 5. Чекунова Е. А., Колодяжная Т. П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. М. : учебно-методическое пособие, 2010. - с. 101) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»

Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...

Блиц –игра «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"

Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...

Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"

В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...

Деловая игра: «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...