Рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ||
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы образования детей 3-4 лет | 5 |
1.3.1. | Принципы и подходы к формируемой части программы, регулируемой участниками образовательных отношений | 6 |
1.4. | Возрастная характеристика детей 3-4 лет | 7 |
1.5. | Организация адаптационного периода в ДОУ | 8 |
1.6. | Планируемые результаты освоения программы | 9 |
II. | Содержательный раздел | 12 |
2.1. | Общее положение | 12 |
2.2. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 3-4 лет, представленных в образовательных областях | 13 |
2.3. | Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет, специфика их образовательных интересов и потребностей | 15 |
2.4. | Планирование образовательной деятельности | 18 |
2.5. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 20 |
2.6. | Организация режима пребывания детей в группе | 21 |
III. | Организационный раздел | 25 |
3.1. | Система условий образовательной деятельности | 25 |
3.2. | Развивающая предметно-пространственная среда | 26 |
3.3. | Материально-техническое обеспечение программы | 28 |
3.4. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) и Основной образовательной программой дошкольного образования Филиала Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43» - «детский сад № 33» (корпус 2)(далее ДОУ),
г. Славгорода Алтайского края.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в МБДОУ. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа по развитию детей в младшей группе обеспечивает разностороннее развитие детей от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Нормативные документы
Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.№26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Устав МБДОУ «Детский сад №43».
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;
- формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального образования;
- обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с нормой в развитии;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Рабочая программа строится на основе возрастного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, а также учитывает принципы, описанные в основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ и основной примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принципы и подходы к формированию обязательной части программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основные принципы:
- Принцип развивающего образования (в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства).
- Принцип культуросообразности (реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип полноты, необходимости и достаточности.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
- Принцип системности и непрерывности:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
- наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ,
- взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ,
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которых заложены следующие международные принципы:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников МБДОУ и детей).
- Уважение личности ребенка.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Особая роль в Программе уделяется:
- игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве;
- развивающему обучению и научному положению Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
- ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Этнический анализ воспитанников группы: основной контингент – дети русскоязычных семей. Обучение и воспитание в группе проводится на русском языке.
- ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ДОУ
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Существует 3-и фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе.
- Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам.
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении - нормализуется состояние ребенка.
- Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребыванию в детском учреждении.
- Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и более).
Цели деятельности группы адаптации: всестороннее развитие детей, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию к поступлению в детский сад, педагогическое просвещение родителей
Задачи группы адаптации:
- Охрана жизни и здоровья детей, развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, его психическое и физическое развитие.
- Формирование у детей способов и средств общения со взрослым человеком и сверстниками.
- Развитие речи детей и усвоение ими общественно выработанных способов использования предметов.
- Развитие речи детей и усвоение ими общественно выработанных способов использования предметов.
Организация воспитательно-образовательного процесса
Приоритетные направления:
- Социализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности.
- Развитие речи и речевого общения детей раннего возраста.
Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка
Создание психологического комфорта и условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей и их родителей.
Для облегчения прохождения адаптации ребенка используем гибкий режим дня. Варианты зависят от степени активности ребенка. Создание устойчивых ритуалов, традиций – одно и важных факторов ускорения приспособляемости детей.
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации; анкетирование; наглядные материалы; дни открытых дверей; родительские собрания.
Консультации для родителей. Психологические странички на стендах в раздевальной комнате знакомят родителей с особенностями психического развития детей, консультируют по различным вопросам прохождения адаптации ребенка к детскому саду, предлагают различные игры, упражнения для развития ребенка.
Родителей знакомят с условиями жизни и воспитания ребенка в детском саду, с режимом дня, особенностями питания детей в учреждении.
Адаптация закончена, если:
У ребенка положительное психоэмоциональное состояние в течение недели: ребенок пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит:
У него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела; есть динамика психомоторного развития.
1.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
Педагогическая диагностика отражена в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.
Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом, согласно ФГОС, такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, который позволяет видеть динамику развития детей. Педагог имеет право по собственному выбору использовать имеющиеся в программе «От рождения до школы» методики педагогической диагностики в группе детей и проводить ее самостоятельно. Так же в ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации с целью оценки индивидуальной динамики развития детей и корректировки своих действий. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора.
Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (3-8) | - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе (обладает чувством собственного достоинства); - обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, владеет основными культурными способами деятельности; - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре (владеет разными формами и видами игры), различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, задавать вопросы взрослым и сверстникам; - интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; - знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т.п.; - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; - достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; - способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. - развита крупная и мелкая моторика, - ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В содержательном разделе представлены:
- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития;
- формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- особенности образовательной деятельности с детьми и разных видов культурных практик;
- взаимодействие взрослых с детьми, способы направления и поддержки детской инициативы;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников;
- содержание психолого-педагогической помощи, образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей;
- организация взаимодействия с социальными партнерами;
- содержание деятельности по реализации регионального компонента (с учётом климатических, национальных, социокультурных особенностей г.Славгорода Алтайского края).
Качество содержания и комплексный подход в 5 образовательных областях обеспечивают:
- основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- парциальные образовательные программы, выбранные педагогами и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интел-лектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных программ и иных методических пособий, принятых практикой дошкольного образования. Интеграция образовательного содержания и его выбор соответствуют потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива, социальному заказу родителей, традициям, сложившимся в дошкольной организации и её филиалах. В части, формируемой участниками образовательных отношений, организация не вступает в противоречие с федеральным государственным образовательным стандартом, общеобразовательной программой «От рождения до школы».
Содержание образовательной программы ДОУ реализуется на основе
комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых, решаются образовательные задачи, близки и интересны детям.
2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Конкретное содержание образовательных областей описано в основной образовательной программе дошкольного образования Филиала МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад № 36».
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.46-63.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с. 48
Ребенок в семье и сообществе.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с. 51.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание..
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с. 54..
Формирование основ безопасности.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.60
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.63-90.
Формирование элементарных математических представлений.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.65
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.72.
Ознакомление с предметным окружением
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.178.
Ознакомление с социальным миром
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.80.
Ознакомление с миром природы.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.84.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.90 – 101.
Развитие речи.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.93.
Приобщение к художественной литературе
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.99.
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.101-128.
Приобщение к искусству.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.103.
Изобразительная деятельность.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.108.
Конструктивно-модельная деятельность.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.120.
Музыкальная деятельность.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.123.
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.128-136.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.130.
Физическая культура.
Младшая группа (от 3 до 4 лет).
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, с.132.
2.3. ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
Организация образовательной деятельности детей является одним из важнейших условий реализации программы. Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками зависит от:
- возрастных особенностей воспитанников;
- от индивидуальных и особенных образовательных потребностей воспитанников;
- от интересов и желаний детей.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от оснащенности дошкольного учреждения от культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
-совместную деятельность взрослого с детьми:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Примерная модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
Двигательная: подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта. Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, разработка и реализация проекта, игры с правилами. Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание | Создание в ДОУ развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Анкетирование. Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Разработка и реализация совместных проектов. |
Формы работы по образовательным областям
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы |
Ранний и младший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика(подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультминутки НОД по физкультуре Прогулка в двигательной активности Игровая беседа с элементами движений Игра Гимнастика после сна Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Ритмическая гимнастика Хореография |
Социально-коммуникативное | Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра Беседа Наблюдение Рассматривание Чтение Педагогическая ситуация Праздник Экскурсия Ситуация морального выбора Поручение Дежурство Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей |
Речевое развитие | Игры - занятия Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Ситуация общения. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность Игра-драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра Инсценирование |
Познавательное развитие | Рассматривание Наблюдение Игра экспериментирование. Исследовательская деятельность Конструирование. Развивающая игра Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация Досуги |
Художественно – эстетическое Развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра ДОУ выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение Хороводная игра с пением Музыкально-художественные досуги Индивидуальная работа |
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) |
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
2.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе воспитательно-образовательной деятельности лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса по темам (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей в следующих областях:
- Мир предметов
- Мир природы
- Мир людей
- Здоровье
- Народная культура и традиции.
- Общественные явления
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет гармонично совмещать обязательную часть программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в групповых уголках развития. Для каждой возрастной группы комплексно-тематическое планирование рассматривается как примерное.
Комплексно-тематическое планирование
Период | Тема недели | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | «Здравствуй, Детский сад!» | «Где живёт царица знаний?» |
«ОБЖ (Опасные ситуации в жизни детей)» | ||
«Золотая осень» | ||
«Урожай: овощи, фрукты, ягоды» | ||
Октябрь | «Домашние птицы. Домашние животные» | Праздник осени |
«Как дикие животные и птицы к зиме готовятся» | ||
«Как Хлеб выращивают» | ||
«Мой дом, моя семья» | ||
Ноябрь | «Культура и традиции моего народа. День народного единства». | День народного единства |
«Мой город-Славгород, моя родина-Россия. | ||
«Расти здоровым» (тело человека, уход за ним) | ||
«Одежда, головные уборы, обувь» | Тематический день «День матери» старший возраст | |
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Новогодний утренник |
«Зимующие птицы» | ||
«Новогодний калейдоскоп» | ||
«Новый год – семейный праздник» | ||
Январь | «Рождество - светлый праздник!» | Святки |
«Зимние забавы» | ||
«Мир предметов, мир игрушек» | ||
Февраль | «Хочу всё знать (Неделя книги, сказок)» | «День защитника Отечества» |
«Неделя здоровья» | ||
«Профессии» | ||
«День защитника Отечества» | ||
Март | «Женский день 8-е Марта» | Утренник, посвященный международному женскому дню |
«Мой дом и что в нём (мебель, бытовые приборы)» | ||
«Транспорт. ПДД» | ||
«Весна-красна» | ||
Апрель | «Животные разных стран» | День космонавтики, День земли |
«Космос» | ||
«День Земли» | ||
«Весна в лесу» | День семьи | |
Май | Для старшего возраста «День Победы» Для младшего - «Мы нужны друг другу на Земле» | |
«Насекомые» | ||
«Водоёмы. Рыбы» | ||
«Здравствуй, Лето!» |
2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Формы работы с родителями
- Анкетирование родителей.
- Консультации.
- Мастер-классы.
- Выставление папок-передвижек.
- Приобщение родителей к совместной деятельности (помощь в изготовлении стендов, атрибутов).
- Проведение музыкальных, спортивных досугов, утренников с участием родителей.
- Оформление фотоальбомов о жизни детей в детском саду.
- Организация выставок.
- Творческие вечера (музыкальная гостиная).
Перспективный план работы с родителями 2019– 2020 год
Сентябрь | 1.Родительское собрание: «Знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 3 - 4 лет» 2. Анкетирование «Сведения о семье» 3.Папка-передвижка: «Что должен знать и уметь ребенок 3 – 4 лет» 4.Фотовыставка «Наши бабушки и дедушки». |
Октябрь | 1. Творческая выставка поделок и композиций из природного материала «Осенние фантазии». 2. Оформление родительских уголков. 3. Консультация: «Хвалить или ругать», 4. Беседы «Одежда детей в группе и на улице» |
Ноябрь | 1. Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» 2. Выставка поделок (активное участие родителей) «Бумаге вторая жизнь!». 3. Консультация: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». |
Декабрь | 1. Консультация: «Предновогодние советы родителям». 2. Собрание представителей родительского комитета «Подготовка к Новогоднему утреннику» 3. Творческая выставка новогодних поделок. 4. Совместный праздник: «Здравствуй, Новый год!» |
Январь | 1. Консультация: «Веселая лепка» 2. Беседы и советы по теме: «Чем занять ребенка дома?» 3. Консультация: «Развитие математических способностей у дошкольников» |
Февраль | 1. Оформление стенда «Безопасность» 2. Совместное развлечение «Вместе с папой поиграть хочу» 3. Оформление фотогазеты «Наши замечательные папы!». 4. Консультация: «Этика поведения ребёнка в детском саду.» |
Март | 1.Творческая выставка поделок из природного и бросового материала «Цветы для милой мамочки», приуроченная к Международному женскому дню. 2. Совместная подготовка к весеннему празднику. 3. Фотовыставка «Мамочка любимая моя!». |
Апрель | 1.Творческая выставка «Пасхальное чудо», посвященная празднованию Светлой Пасхи. 2. Консультация: «Воспитание ребенка начинается в семье» 3.Индивидуальные беседы: «Как уберечь ребенка от простуды» |
Май | 1.Творческая выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы. 2.Родительское собрание: «Успехи нашей группы», Презентация. 3. «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада. 4.Советы и рекомендации родителям на летний период. |
2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ
Ежедневная организация жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Режим пребывания детей – 10,5 часов с 7.30- 18.00ч.
Холодный период года
Мероприятия | Время проведения |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 06.30-07.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 07.30-08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.30 |
Игры, самостоятельная деятельность. | 08.30-09.00 |
НОД по распорядку образовательных областей | 09.00 – 09.15 09.25 – 09.40 |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.40 - 10.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность. | 10.00 - 11.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 11.30-11.50 |
Обед | 11.50-12.30 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем, закаливание, полдник | 15.00-15.30 |
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке | 15.30-16.15 |
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой | 16.15-18.00 |
Дома | |
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 18.00-20.30 |
Ночной сон | 20.30-06.30 |
Теплый период года
Мероприятия | Время проведения |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 06.30 - 07.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 07.30 - 08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00 - 08.30 |
Игры, самостоятельная деятельность. | 08.30 - 09.00 |
НОД по распорядку образовательных областей на летний период | 09.00 – 09.15 09.25 – 09.40 |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.40 - 10.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность. | 10.00 - 11.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 11.30 - 11.50 |
Обед | 11.50 - 12.30 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.30 - 15.00 |
Постепенный подъем, закаливание, полдник | 15.00 - 15.30 |
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке | 15.30 - 16.15 |
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой | 16.15 - 18.00 |
Дома | |
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 18.00 - 20.30 |
Ночной сон | 20.30 - 06.30 |
*прием детей в теплое время года, рекомендуется проводить на улице
**При температуре воздуха ниже - 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 20° С и скорости ветра более 15 м/с. В неблагоприятный температурный режим для прогулки организуется самостоятельная деятельность детей в группе, физкультурно-оздоровительные мероприятия в спортивном зале
Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год.
Режим работы Филиала МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 33» с 7.30 до 18.00
- Начало учебного года с 02.09.2019г.
- Продолжительность учебного года с 02.09.19г.- по29.05.20г. - 40 недель.
- Продолжительность каникул в течение учебного года с 30.12.19-10.01.2020г.
- Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели (выходные: суббота и воскресенье)
- Образовательный процесс осуществляется на основе образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 43»:
- количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с САНПиН 2.4.1.-3049-13;
- для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет НОД не должна превышать 10 минут;
- продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах - 30-40 минут
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуют в первую половину дня.
Объём образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей 3-4 лет
Непосредственно образовательная деятельность | |||||
Образова-тельная область(в соответ-ствии с ФГОС) | Образовательная деятельность | В неделю | За учебный год | ||
Количес-тво НОД | Длитель-ность1 НОД(мин.) | Количес-тво НОД | Длитель-ность | ||
Физическая развитие | Физическое развитие - в зале - на улице | 2 1 | 1515 | 108 | 27 ч. |
Речевое развитие | Развитие речи/Чтение художественной литературы | 1(0,5/0,5) | 15 | 36 | 9ч. |
Социально-коммуникативное развитие | Ознакомление с миром природы/ ознакомление с целостной картиной мира | 1 (0,5/0,5) | 15 | 36 | 9 ч. |
Познавательное развитие | ФЭМП | 1 | 15 | 36 | 9 ч. |
Художественно-эстетическое развитие
| Рисование | 1 | 15 | 36 | 9ч. |
Лепка /Аппликация/конструирование | 1(0,3/0,3/0,3) | 15 | 36 | 9ч. | |
Музыка | 2 | 15 | 72 | 18ч. | |
Итого | 10 | 2 ч.30 мин | 360 | 90 ч. |
Распорядок реализации образовательной деятельности в
младшей группе (3-4 лет) на 2019-2020 учебный год
Понедельник | 9.00-9.15 Развитие речи 9.25-9.40 Физическое развитие |
Вторник | 9.00-9.15 Познавательное развитие (ФЭМП) 9.25-9.40 Музыкальная деятельность |
Среда | 9.00-9.15 Физическое развитие 9.25-9.40. Познавательное развитие |
Четверг | 9.00-9.15 Музыкальное развитие 9.25-9.40 Художественно-эстетическое (лепка/аппликация) |
Пятница | 9.00Художественно-эстетическое (рисование) Развлечение Физическое развитие на свежем воздухе |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
7. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
8. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Условия, необходимые для создания ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- безусловное принятие каждого ребенка с его индивидуальными особенностями;
- уважение каждого ребенка, его чувств и потребностей;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми вида деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прогулочного участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста и детей с особыми образовательными возможностями) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию Программы, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
№ п/п | Название игровой зоны | Наполняемость игровой зоны |
1 | Центр конструирования «Маленькие строители» | Крупный строительный конструктор. Средний строительный конструктор. Конструкторы типа «Лего». Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. |
2 | Музыкальный центр «Веселые нотки» | Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики. Магнитофон. «Шумелки»: с горохом, желудями, камешками. Карточки с нотами и картинками. |
3 | Центр художественного творчества «Маленькие художники» | Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки. Кисти, поролон, трафареты, стек, ножницы с тупыми концами, доски, палитра, непроливайки, салфетки влажные. Картотеки дидактических игр, направленных на развитие творческого воображения |
4 | Центр дидактических игр «Познавай-ка» | Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов). Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). |
5 | Центр книги «Хочу все знать» | Стеллаж для книг. Детские книги по программе, любимые книги детей. Альбомы для рассматривания: |
6 | Театральная зона | Набор масок: животные, сказочные персонажи. Маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Настольный театр. |
7 | Центр сюжетно-ролевой игры | Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера,). Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды. Комплект кукольных постельных принадлежностей (2 шт.). Куклы крупные и средние Кукольная коляска. Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей. |
8 | Центр экспериментирования «Юный исследователь» | Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки. Разнообразные крупы. Пластиковая посуда. Магниты. Сита. |
9 | Центр безопасности | Правила дорожного движения в картинках. Правила безопасной жизнидеятельности. Макет дороги. Дидактические игры, дорожные знаки. |
10 | Спортивный уголок «Здоровячек» | Кегли, мячи, флажки, кубики, ленты, оздоровительные коврики. Мячи фитболы. Картотеки утренней гимнастики, физминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Картотека подвижных и малоподвижных игр. Шапочки для подвижных игр. Дидактический материал о спорте, здоровом образе жизни. |
11 | Уголок психологической разгрузки «Чудо гриб» | Игрушки, напоминающие о доме, альбом с семейными фотографиями. Массажные коврики, подушки-настроения. Музыкальный коврик «День-ночь». Картотеки игр, направленных на снятие мышечного напряжения, перевозбуждения, усталости, для преодоления агрессии. |
3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс в МБДОУ организуется в соответствии с:
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- правилами пожарной безопасности;
- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
- требованиями к оснащенности помещений РППС в соответствии с ФГОС ДО;
- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Учебно-методический комплект Программы соответствует основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Методические пособия
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Методические пособия
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года).
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка».
Серия «Мир в картинках»: «Автомобильный транспорт»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Мебель»; «Посуда».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Времена года», «В деревне»; «Мой дом».
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах».
Образовательная область «Речевое развитие»
Методические пособия
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».
Плакаты: «Алфавит».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Методические пособия
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года).
Образовательная область «Физическая культура»
Методические пособия
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».
Литература:
- Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. – М: «Мозайка-Синтез» 2014г.
- Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа». – М: «Мозайка-Синтез».
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Младшая группа». – М.: «Мозайка-Синтез».
- И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа». – М.: «Мозайка-Синтез».
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». – М.: «Мозайка-Синтез».
- О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа». – М.: «Мозайка-Синтез».
- Л.И.Пензулаева «Физическая культура. Младшая группа». – М.: «Мозайка-Синтез».
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
№ п/п | Дата | Характеристика изменений | Реквизиты документа | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...