План по самообразованию.
материал

Филиппова Наиля

Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Проблема:  Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx49.64 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию на  2016 -2020 г.г

Воспитатель: Филиппова Наиля Рафиковна группы № 8 МБДОУ «Детский сад»№ 68


Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Проблема:  Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей

Задачи: 

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Предполагаемый результат:

для педагога:

- наработка собственного педагогического опыта по вопросу современные подходы к интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;

- устойчивое стремление улучшить образовательный процесс.

для воспитанников:

- уровень познавательного развития в соответствии с возрастом;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

- умение взаимодействовать в группе сверстников согласованно, проявляя свою индивидуальность.

для родителей:

- повышение компетентности родителей по вопросу современные подходы к интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Литература: 

•        Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.

•        Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Ювента, 2006.

•        Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006.

•        Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников. М.: АСТ: Астрель, 2007.

•        Жукова О.С.  Развиваем мышление. / О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008 (Клуб веселых дошколят).

•        Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

•        Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

•        Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

•        Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.

•        Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2006.

•        Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2006.

•        Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Книголюб, 2007.

•        Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. – Ярословль: Академия развития, 2007.

•        Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (памятки, доклады, консультации, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1 этап - Организационно-ознакомительный.

Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.

 

2016-2017

 

Консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы, пособия.

  1. планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы:

 Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт,2000.

  1. Обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании.
  2. Выступление и доказательство актуальности выбранной темы  на педагогическом совете.
  3.  Презентация пособия « Волшебный лес» на семинаре в МБДОУ№68

2 этап – практический Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. 

2017-2018

 Проведение мероприятий по теме самообразования.

Участие в методической работе города, района, детского сада (по плану ДОУ, УДО)

1.Открытый показ организованной деятельности в области познавательного развития по ФЭМП для участников педагогической мастерской –воспитателей МБДОУ №35,66,68,70 и учителей начальных классов МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

2.Проведение мастер-класса на семинаре по  теме: «Использование элементов художественно - эстетического воспитания в различных видах деятельности», для педагогов дошкольного образования на базе МБДОУ №32, г. Елабуга

3.Презентация  на ГМО по  теме: «Игровые технологии как способ обогащения словаря ребенка в дошкольном возрасте» ,для  педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан базе МБДОУ №43 НМР РТ.

4.Показ открытого занятия для родителей и педагогов МБДОУ №68.

5.Показ занятия на зональном семинаре «Кейс-чемпионат» по теме:

«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

6.Совместный показ занятия со студентами ГАПОУ «Нижнекамского  педагогического

колледжа»

7.Презентация дидактической игры

«Экологическая башня» на региональном семинаре-практикуме педагогов дошкольных учреждений «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации   ФГОС ДО» на базе МБДОУ№68,сертификат

8.Выступление на семинаре практикуме

«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой» на базе МБДОУ №68,сертификат.

9.Выступление семинаре-практикуме по теме: «Формирование толерантности в условиях многонациональной воспитательной среды», для педагогов и воспитателей ,на базе МБДОУ №76 НМР РТ ,сертификат.

10.Выступление на семинаре-практикуме по теме :  «Традиции и инновации в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» на базе ИЭУиП, г.Нижнекамск, для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан ,сертификат.

11.Выступление на семинаре-практикуме по теме:  «Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях поликультурной образовательной среды», для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан на базе МБОУ «СОШ№6 » НМР РТ.

12.Выступление на семинаре-практикуме по теме :  «Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности» для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан базе МБДОУ №66 НМР РТ.

13.ГМО « Игровые технологии как

способ обогащения словаря ребёнка в дошкольном возрасте» на базе МАДОУ №43 НМР РТ, сертификат

14.Выступление на семинаре-практикуме по теме :  «Игровые технологии как способ обогащения словаря ребенка в дошкольном возрасте», УДО, для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан базе МБДОУ №43 НМР РТ.

15.Участие в семинаре-тренинге ЦСГО для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан на базе МБДОУ №86 НМР РТ, сертификат.

16.Участие в семинаре-тренинге ЦСГО для педагогов образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан на базе МБДОУ №86 НМР РТ

 сертификат.

17.Участие в семинаре – практикуме для педагогов дошкольного образования на тему: « Интегрированный подход  по изготовлению светоотражающих элементов», сертификат

18.Выступление на научно-практическом

семинаре « Распространение опыта творческой и практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций» г. Набережные Челны, справка

19.Выступление на научно-практическом семинаре по теме: « Игра-как эффективная психолого педагогическая технология развития детей дошкольного возраста» «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района РТ

Участие в форуме по теме : «Современные тенденции развития дошкольного образования», КФУ «Елабужский  Институт», для педагогов ДОУ, сертификат.

20.Выступление на республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий» г. Набережные Челны,

справка.

21.Участие в VII Всероссийской онлайн-конференции «Воспитатели России»

22.Участие в вебинаре , онлайн –трансляции ММСО 2020, сертификат.

23.Публикация в сборнике материалов по итогам  регионального семинара для педагогов ДОУ по теме: «Развивающие игры нового поколения в ителлектуальном развитии дошкольника», на базе МБДОУ №13, г. Нижнекамска

24.Публикация в газете “Дошкольник”, Учебно - методический центр профессионального и дополнительного  образования.

публикация на информационно-образовательном ресурсе

ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД.

25.Публикация в сборнике “ Источник”

(выпуск №8) издательство “Авангард”

г.Кемерово.

IVмуниципальный конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп». Номинация « Моя безопасная дорога в детский сад»        

26.Конкурс « Оригинальное украшение для ёлки»

на базе МБДОУ №68 НМР РТ,грамота. III место

27.«Идел буе халыкларының мәдәнияте белән таныштыру процессында балаларга рухи-әхлакый тәрбия бирү» с дидактическим пособием«Идел буе халыкларының уеннары»,сертификат        

28.Конкурс “Оформление зимних участков” на базе МБДОУ №68 Диплом 1место.

29.Конкурс «Фетрики», номинация «Речевое развитие», пособие «Репка»,диплом

30.III Республиканский конкурс «Среда в среде». Номинация «Центр ПДД»        Республиканский.Диплом 1 место

31.«Международный день пожилого человека!» работа «Мастерица», диплом        

32.«Овощной карнавал!» Конспект НОД «Осень в гости к нам пришла!»,диплом        

33.Центр развития образования им.К.Д.Ушинского. Конкурсная работа « Совершенствование образовательного процесса в ДО при использовании современных технологий».Диплом  I место

34.Республиканский творческий конкурс «Мастер своего дела»

Номинация «Игрушка» Диплом, III место

35.Конкурс детского рисунка « Мой любимый дом» «Домкор»,сертификат

36. Конкурс проектов «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» на базе МБДОУ №29.Сертификат

37.Смотр-конкурс макетов улиц нашего города «Город на ладони» среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений на базе МБДОУ №23 НМР РТ.Диплом

38.Конкурс «Лучшая авторская игра по развитию речи» на базе МБДОУ №28 НМР РТ        Муниципальный        Сертификат

39. Конкурс «Инновационные технологии , как средство

формирования элементарных математических представлений» на базе МБДОУ №45 НМР РТ, сертификат

40. Конкурс «Стихи Г.Тукая в наших сердцах»        Диплом 1 степени

41.Дидактических пособий по обучению детей правилам

Безопасного поведения на дорогах«Дорога глазами детей».Сертификат

42.Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников «Умка»Диплом победителя

43.Новогодний турнир по шахматам,грамота                        

44.Олимпиада « Все работы хороши, выбирай на вкус»,сертификат        

45.Региональная Спартакиада, среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений на базе МБОУ ДОД «ДЮСШ «Батыр» .Диплом.

46.Конкурс детского творчества

« Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя-Мать!»,диплом

47.Конкурс « Аты-баты, шли солдаты!»Диплом

48.Творческий конкурс « Волшебный мир сказок и стихов Габдуллы Тукая»Диплом

49.Творческий конкурс « Я помню , я горжусь!»Диплом

        

2018-2019

Участие в конкурсах различного уровня (для педагогов и с детьми)

3 этап – заключительный Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

2019-2020

Обобщение педагогического опыта (программа, брошюра).

Повышение или подтверждение категории.

Курсы повышения квалификации:, «Особенности организации и проектирования образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО дошкольной образовательной организации », в объеме 72 часов, «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова», удостоверение КИУ_000000012050, регистрационный номер ПК-2686-2019 от 24.09.2019г.

Приложение 1

Памятка для осуществления самоанализа (отвечаем на поставленные вопросы)

1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?

2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.

3. Практические выводы после проработки каждой темы.

4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Самоанализ по плану самообразования (отчет за 2020-2025 г.г.)


Воспитатель________ группы №_____МБДОУ «Детский сад № ___
Тема:_________________________________________

Проблема:_________________________________
Цель, задачи:__________________________________

Литература:

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

 Результат

2020-2021

Сентябрь-ноябрь

памятки, доклады, консультации и т.д.

2021-2022

открытый просмотр, выставка работ и т.д.

2022-2023

2023-2024

Выводы

Рекомендации

(другим педагогам)

Приложение 2

 

Активность педагога

Инициативность

Готовность к аналитической деятельности

Формы успешности педагога

Повышение или подтверждение категории

участие в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования (период реализации темы самообразования)

Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике (семинары, ГМО, конкурсы разного уровня)

диагностирование развития детей, анализ конкретных педагогических ситуаций, изучение  и обобщение своего педагогического опыта, определение эффективности собственной деятельности.

признание администрации, родителей, коллег (грамоты, отзывы)

 

Приложение 3

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)

____________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________________ ___________________ ______________

(стаж работы) (категория) (дата)

 

1. Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Не владею Владею частично Владею свободно

2. Владение педагогической диагностикой

Не владею Владею частично Владею свободно

3. Умение выбрать тип занятия и темп его проведения

Не владею Владею частично Владею свободно

4. Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

Не владею Владею частично Владею свободно

5. Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Не владею Владею частично Владею свободно

6. Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

Не владею Владею частично Владею свободно

7. Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Не владею Владею частично Владею свободно

8. Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

Не владею Владею частично Владею свободно

9. Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Не владею Владею частично Владею свободно

10. Использование здоровьесберегающих технологий

Не владею Владею частично Владею свободно

11. Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических, - эстетических

Не владею Владею частично Владею свободно

12. Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

Не владею Владею частично Владею свободно

13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

Не владею Владею частично Владею свободно

14. Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Не владею Владею частично Владею свободно

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2020-2021)

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1 этап - Организационно-ознакомительный

1.Изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;

2.Обзор в Интернете информации по теме;

3.Планирование участия  в педагогических советах, МО, семинарах, конкурсах (по плану ДОУ, УДО)

4.Оформление программы кружковой деятельности (платной или бесплатной)

Сентябрь

Выступление на педсоветах, семинарах, проведение  консультаций для коллег, мастер - классы

Октябрь-май

Дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки (платные или бесплатные) и т.д

Октябрь-май

Посещение МО, КПК, семинаров,  конференций, ООД коллег

Ноябрь-май

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2021-2022, 2022-2023)

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

2 этап – практический

1.Изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;

2.Обзор в Интернете информации по теме;

3.Планирование участия  в педагогических советах, МО, семинарах, конкурсах (по плану ДОУ, УДО)

4.Оформление программы кружковой деятельности (платной или бесплатной)

Сентябрь

Дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки (платные или бесплатные) и т.д

Октябрь-май

Изготовление пособий и атрибутов,

Октябрь, март

Проведение открытых ООД для анализа со стороны коллег

Ноябрь, март, май

Посещение МО, КПК, семинаров,  конференций, ООД коллег

Ноябрь-май

Помещение своих разработок  на сайтах в Интернете (личный сайт педагога)

Май

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2023-2024)

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

3 этап – заключительный

1.Изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;

2.Обзор в Интернете информации по теме;

3.Планирование участия  в педагогических советах, МО, семинарах, конкурсах (по плану ДОУ, УДО)

4.Оформление программы кружковой деятельности (платной или бесплатной)

Сентябрь

Дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки (платные или бесплатные) и т.д

Октябрь-май

Изготовление пособий и атрибутов

Октябрь, март

Проведение открытых ООД для анализа со стороны коллег

Ноябрь, март, май

Посещение МО, КПК, семинаров,  конференций, ООД коллег

Ноябрь-май

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Апрель

Помещение своих разработок  на сайтах в Интернете (личный сайт педагога)

Май

Самоанализ (отчет за период 2020-2025 г.г.)

Май

*Отчет за учебный год делается в такой же таблице

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...