Консультация «Учимся, играя!»
консультация
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_gusarova_2.docx | 238.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Учимся, играя!»
Материал подготовила учитель-дефектолог Гусарова С.Г.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
В структурном подразделении №140 имеются коррекционные группы для детей с задержкой психического развития. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей с ЗПР в нашем детском саду наряду с общепринятыми приёмами и принципами используются оригинальные и творческие методики. А именно - мнемотехника. Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Опираясь на опыт педагогов, мною разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок-схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Особенно широко я использую мнемотехнику при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов.
Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Литература:
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.
- Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация " Учимся , играя. Блоки Дьенеша"
Логические блоки Дьенеша – что это такое? Как играть? Какая польза?На эти вопросы вы найдете ответы в данной консультации...
Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...
Консультация "Учусь-играя"
Консультация "Учусь-играя"...
Консультация "Учимся играя"
Консультация в папку-передвижку для родителей "Учимся играя"...
Консультация "Учимся играя"
Консультация "Учимся играя"...
Консультация "Учимся играть в футбол"
Консультация "Учимся играть в футбол"...