Консультация " Математический уголок в детском саду"
консультация

Муртузалиева Айзанат Гасановна

 Стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический уголок в детском саду

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.

 Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями

Задачи организации математических уголков

  • Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений.
  • Упорядочить работу по формированию математических представлений детей.
  • Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой.  
  • Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового.
  • Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
  • Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, не уверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.

Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей, соблюдая сан пин  и безопасность

В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве. Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше..

Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий. Поэтому среди оснащения уголка должны быть предметы для действий с ними, такие как:        Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей.  •        Матрёшки. Их дети собирают и разбирают сначала под руководством педагога, а после самостоятельно, сравнивают по величине, пытаются выстроить в ряды в порядке убывания и возрастания по величине.• Игры со втулками, вкладышами.•        Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Эти развивающие пособия можно применять в младшей группе, но не для установления логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а как игровой материал для создания несложных конструкций, картин.  Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм на сравнение предметов по величине, форме, составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы» и т.д.         Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. Складывая из них узоры, ребятишки не только закрепляют цвета, но и усваивают понятия «много», «мало», «один», учатся размещать изображение на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика развивает творческое воображение, умение сравнивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.        Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами.      Дети 5 года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математической зоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом. В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные предметы, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схемы.

Интересны детям и такие игры и пособия: •«Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного.  Логические блоки Дьенеша •        Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5. •        Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).

•        Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. •        Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.

Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.

Математический уголок в старших и подготовительных группах ДОУ

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп,   ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов.  Игры с блоками Дьенеша   усложняются и приобретают множество вариантов.    Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей. Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим. Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни. Непременной частью уголка также являются игры на определение состава числа, решение задач и примеров. Модель часов обязательна в математическом уголке старшей группы.  Что ещё следует учесть:          Название уголка лучше выбрать не слишком «взрослое». А вот «Малыши и математика», «С математикой мы дружим», «Весёлая (забавная) математика» подойдёт и для младшей, и для средней групп. В старшей группе дети любят путешествия, сказочные, волшебные сюжеты, и уголок может носить название «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика». Иногда название уголка созвучно названию группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики». Красочно оформив название, педагог непременно знакомит с ним детей, поясняет его смысл.

•        Уделите внимание подбору материала, который стимулирует креативность и творческие проявления детей. Например, в старшей группе уголок математики можно пополнить шапочками с изображением цифр, геометрических фигур, предложить ребятам перевоплотиться в этих жителей страны математики и рассказать о «себе» (описать фигуру, цифру).

•        Не перегружайте оформление уголка пёстрыми разноцветными плакатами, героями из различных сказок одновременно. Пусть лучше в этом месяце к детишкам в гости придут один герой, а в следующем другой. •Как сохранить уголок Математики ?

        Чтобы дети не рвали и не портили печатные игры, им нужно давать возможность экспериментировать с бумагой, рвать, мять, скручивать её. Тогда они не будут испытывать свойства бумаги на игровом материале. Обеспечьте воспитанников бумажными полосками разного цвета, длины, ширины, предложите им сложить полоски гармошкой, разорвать на части, сложить из частей треугольник, квадрат, лошадку. А после смять и положить на ладошку. Спросите детей: «Что мы получили? Шарик из мятой бумаги. Это мусор? (Да). С чем интереснее играть, с этим шариком или тем, что находится в математическом уголке? (ответ очевиден)» Попросите детей никогда не мять и не рвать книги, тетради, карточки для игр в уголке, иначе всё это превратится в ненужный мусор. Для воспитанников средней и старшей группы такая короткая воспитательная беседа на основе практических действий принесёт больше пользы, чем просто запрет не рвать и не портить оборудование уголка. А за малышами нужно хорошо присматривать и терпеливо объяснять, что можно делать, а чего нельзя. Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук – МАТЕМАТИКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный уголок группе детского сада, презентация

Консультация для воспитателей по правильному расположению и наполнению физкультурно-оздоровительного уголка в группе по всем возрастам....

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»....

Физкультурный уголок в детском саду.

                                                      ...