Мини-музей "Птицы"
методическая разработка
Паспорт мини-музея "Птицы"
Конспект занятия в старшей группе на тему "Зимующие и перелётные птицы"
Конспект занятия в старшей группе на тему "Пришла весна, прилетели птицы"
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Экскурсия в музей птиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_ptitsy.docx | 15.57 КБ |
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_i_perelyotnye_ptitsy.docx | 19.39 КБ |
konspekt_zanyatiya_prishla_vesna_prileteli_ptitsy.docx | 20.79 КБ |
konspekt_zanyatiya_ekskursiya_v_muzey_ptits.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт мини-музея «Птицы»
Наименование: мини-музей «Птицы»
Профиль музея: познавательно-творческий
Авторы создания: Марченкова Наталья Юрьевна, воспитатель
Максименко Марина Андреевна, воспитатель
Дата открытия: 2016 г.
Цель: Развитие экологического и эстетического воспитания детей; формирование знаний о мире птиц; формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к природе.
Задачи:
• Познакомить детей с домашними и дикими птицами.
• Расширять представление детей о жизни диких птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания.
• Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.
• Воспитывать заботливое отношение к животному миру.
В основу решения этих задач положены следующие
принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Возраст детей: предназначен для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Оформление мини-музея
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, раскраски, подборки картинок о диких и домашних птицах. В мини-музее есть поделки, выполненные детьми и родителями.
Правила поведения
в мини-музее
- В нашем мини-музее экспонаты можно трогать руками.
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить их аккуратно.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно задавать вопросы.
- Можно пополнять мини-музей новыми экспонатами.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие и перелетные птицы» в мини-музее «Птицы»
Разработала:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Цель: Расширение представлений детей о птицах, воспитание заботливого отношения к ним.
Задачи:
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представление о причинах отлета птиц. Познакомить детей с народными приметами;
- Развивать познавательную активность;
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы о птицах, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картинок по теме «Зимующие и перелетные птицы».
Материал: аудиозапись голосов птиц; картинки с изображением птиц; дидактические игры «Угости птицу» и «Зимующие – перелетные»; схемы строения птицы; птичьи перья; лупы.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, слышатся голоса птиц в записи.
Воспитатель: Кто это так красиво поет?
(Птицы)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Послушайте загадки:
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его (скворец)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
Верещунья-белобока,
А зовут ее… (сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
Днем спит,
Ночью летает, всех пугает (сова)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (кукушка)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
(Дети отвечают).
Воспитатель: Каких птиц вы видели зимой на участке, в парке, на водоемах?
(Воробьев, галок, ворон, голубей, синиц, сорок)
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие, оседлые)
Воспитатель: Каких птиц не видно в последнее время?
(Ласточек, грачей, скворцов, уток)
Воспитатель: Куда исчезли эти птицы?
(Улетели в теплые края)
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?
(Перелетные)
Воспитатель: Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?
(Боятся холодов)
Воспитатель: Вспомните, чем питаются птицы?
(Насекомыми, плодами, семенами)
Воспитатель: Какие птицы улетают первыми?
(Те, которые питаются насекомыми. Потом улетают те, которые едят плоды и семена плодов. Затем улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угости птицу»
Дети подходят к столам. На столе картинки с изображением птиц и корма. Дети выбирают корм и кладут картинку возле той птицы, которая ест этот корм.
Воспитатель: Рассмотрим строение птиц. Из каких частей оно состоит?
(Голова, туловище, хвост, крылья, лапы)
Воспитатель: По схемам составьте в правильном порядке, как зарождается жизнь птицы.
Дети по схемам выкладывают: яйцо, птенец, птица.
Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?
(Перьями.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим перья птицы.
Дети подходят к столам, берут маховые перья, рассматривают их под лупой. Воспитатель обращает внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Дети машут перьями, выясняют, что перо легкое, эластично пружинит, не расщепляет волосков, сохраняя поверхность. Затем дети рассматривают пуховое перо. Делают вывод, что оно более мягкое, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру. Дети делают вывод, что такие перья хорошо сохраняют тепло. Вывод: маховые перья служат птицам для полета, а пуховое для сохранения тепла тела птицы.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Зимующие- перелетные»
Детям раздаются карточки с птицами. Когда воспитатель говорит: «Зимующие» - дети показывают зимующих птиц, а когда «перелетные» - показывают перелетных птиц.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля, (сидят на корточках)
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы, (подскоки на двух ногах)
Чем бы поживиться. (повороты головы влево и вправо)
На зиму долгую в нашем саду
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, все сюда кормиться! (бегают, машут руками)
Воспитатель: С давних пор люди любили наблюдать за птицами, замечали в их поведении что-то необычное. С помощью поведения птиц можно определить погоду:
Галки вьются в воздухе - к снегопаду.
Ворона кричит, оборотившись на юг- к теплу, повернувшись на север – к холоду.
Ласточки низко летают – будет дождь.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас.
(Они не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в коре дерева, в щелях домов. Съедают семена и плоды деревьев).
Воспитатель: И все-таки, очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают, а иногда и погибают. Поэтому многие птицы зимой приближаются к жилищам людей. И мы свами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Давайте вспомним стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна –и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучайте птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сделать кормушки для птиц и повесить их во дворе вашего дома, за окном.
Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?
(Сегодня мы разговаривали о зимующих и перелетных птицах, отгадывали загадки о птицах, играли).
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Пришла весна, прилетели птицы» в мини-музее «Птицы»
Разработала:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Цель: Расширение представлений детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; воспитание доброго, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
- Закрепить знания о жизни перелетных птиц; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
- Развивать интерес к жизни птиц, мышление, речь детей;
- Воспитывать любовь к птицам.
Материал: чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает…. (весна)
Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
(Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.)
Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
(Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.)
Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
(Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.)
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
(Перелетные.)
Воспитатель: А почему их называют перелетными?
(Потому что они улетают на зиму в теплые страны.)
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
(Потому что им страшен голод.)
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
(Радостное, веселое, доброе, нежное.)
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь так, как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
(О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами.)
Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
(Построить гнезда.)
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
(Из сухих травинок, веточек, соломинок, мха, коры.)
Воспитатель: Молодцы! А где птицы строят свои гнезда?
(На деревьях, на земле, под крышей, в кустах.)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.
(Дети рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
(Можно сделать и развесить скворечники.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник.
(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).
Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
Воспитатель: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
(Вывести птенцов.)
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
(Мама птичка, самка.)
Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
(Папа, самец.)
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы со мной согласны?
(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки
разводятся в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед
и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).
Воспитатель: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
(Ответы детей.)
Воспитатель: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её… (Синичка)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза – пятачком
Ушастая голова, это… (Сова)
Воспитатель: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.
Воспитатель: Игра «У кого кто?»
(Проводится игра.)
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.
Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель: Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и «подарить» их птицам.
(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Экскурсия в музей птиц» в мини-музее «Птицы»
Разработала:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Цель: Формирование у детей обобщённого представления о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о птицах, живущих в различных климатических зонах
- Активизировать представления детей об особенностях внешнего вида птиц, повадках и приспособлении их к среде обитания
- Воспитывать у детей положительное отношение к птицам.
Материал: кроссворд, картинки с изображением птиц России, жарких стран, Севера.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами посетим одно очень интересное место. А какое, вы узнаете, отгадав кроссворд.
На доске нарисован кроссворд с пустыми клеточками. Воспитатель показывает картинки птиц, дети их называют, и вписывают название птиц в клеточки кроссворда (зиМородок, кУлик, Зяблик, снЕгирь, воробеЙ).
Воспитатель: Прочтите слово, которое получилось в красных клеточках.
(Дети читают «МУЗЕЙ»)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в музей, но не простой музей, а музей птиц.
(На трёх столах находятся иллюстрации птиц).
Воспитатель: Огромное количество видов птиц существует на нашей планете. Сложно перечислить всех, их насчитывается около 10 тысяч видов.
(Дети подходят к первому столу, на котором расположены иллюстрации птиц России).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих птиц? Каких из них вы узнаёте? Назовите их. На какие два вида можно разделить этих птиц? Почему перелётные птицы улетают от нас? Почему остаются зимовать вороны, воробьи, голуби, синички?
(Дети отвечают на вопросы)
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру «Перелётные – зимующие».
У меня есть две корзинки, на одной нарисовано солнышко, а на второй снежинка. Подумайте и разложите картинки птиц по этим корзинкам.
(Дети классифицируют птиц на зимующих и перелётных).
Воспитатель: Вы сделали всё правильно, молодцы! Пришло время посмотреть на других птиц.
(Дети подходят ко второму столу, на котором расположены иллюстрации птиц жарких стран).
Воспитатель: А этих птиц вы узнаёте? Назовите их. Расскажите, что вы знаете о попугае? Зачем ему цепкие лапки и загнутый клюв? Что вы знаете о павлине? О страусе?
(Дети отвечают на вопросы, воспитатель дополняет их ответы)
Воспитатель: Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне снова захотелось с вами поиграть. Игра называется «Какой птицы не стало?»
(Воспитатель просит детей отвернуться, убирает одну из иллюстраций, а дети, повернувшись, должны сказать какой птицы не стало).
Воспитатель: Вот какая весёлая игра. Но нам пора двигаться дальше.
(Дети подходят к третьему столу с иллюстрациями птиц Севера).
Воспитатель: А эти птицы живут там, где царство льда и снега. Вы узнаёте этих птиц? Назовите их. Чем они отличаются от других птиц? Где они делают свои гнёзда? Почему имеют светлый окрас? Можно ли взять птенца пингвина и поселить его в Африке? Почему? А сможет ли страусёнок жить на Севере? Почему?
(Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу, что каждая птица приспособилась жить в своей среде).
Воспитатель: Да, каждая птица любит свой дом. А люди должны беречь и охранять птиц, подкармливать в холодную погоду, не разорять птичьи гнёзда, не приносить птенцов домой.
Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои – птицы?
(Ответы детей). («Жар-птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол», «Кукушка»).
Воспитатель: А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего?