проект "Огород на окне"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Скрябина Танзиля Шайхануровна

Дети познакомились с тем, какие овощи и растения можно вырастить на окне. Принимали самое активное участие в посадке и уходу за растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект проекта28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №6 «Мечта»

город Дубна Московская область

Познавательно – исследовательский проект на тему:

«Огород на окне»

для детей и родителей младшей группы

Воспитатели:

Скрябина Танзиля Шайхануровна

Смирнова Кристина Алексеевна

ДОУ № 6 «Мечта», группа «Любознатели»

2020

«Огород на окне»

Паспорт проекта

Актуальность:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т.д.

В весеннее время, когда еще холодно, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающего мира, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Тип проекта:

По содержанию:обучающий, познавательный, исследовательский.

По числу участников:групповой (дети младшей группы).

По времени проведения: 2 месяца (март-апрель)

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Познавательное развитие: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие , мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие:учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие:обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно-эстетическое развитие:продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)

- формировать у детей знания о росте и потребности растений;

- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат Проекта:

Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.

Этапы работы над Проектом:

  1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

  1. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).

- посадка: лук коллективно, огурец.

- посев: пшеница, салат, укроп.

- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

-дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Узнай и назови» (Овощи и фрукты), «Угадай на вкус», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», «Скажи ласково!», «Путаница» (Собери правильно растение: корень, стебель и т.д.).

Беседы:

- «Что такое «Огород и что на нем растет»,

- «Что такое «Огород на окне»,

- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

- «Семена»

Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Строение растений»,

- «Рост и развитие растений»,

- «Вода и росток»

- «Солнце и росток»,

- «Проращивание семян».

Практическая деятельность:

- Отбор и посев семян.

- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»,

- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

- Рассматривание различных семян.

Сюжетно-ролевые игры:

  1. собери пазлы на тему «Овощи».
  2. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
  3. «Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
  4. «Овощной магазин».

«Пальчиковая гимнастика:

  1. «Алые цветки»
  2. «Мы делили апельсин»
  3. «Мы капуту рубим, рубим»
  4. «Яблонька»
  5. «Репка»

Художественно-творческая деятельность детей.

- раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»;

- рисование «Мои любимые фрукты и овощи»; «Лук от всех недуг»;

 лепка «Чудо-горошины»; «Овощи большие и маленькие»;

Речевое развитие.

- чтение художественной литературы (русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зернышко», стихотворение С.В.  Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах;

-  загадки про овощи и фрукты,

- рассматривание иллюстраций в книгах.

- Инсценировка-игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

Оформление альбома

«Наш лук от семи недуг»»

Работа с родителями:

- «Помощь ребёнка на огороде».

Ответственны за выполнение: воспитатели, дети, родители.

3.Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- фотоотчёт «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»

- презентация проекта «Огород на окне»

Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с марта по апрель.

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Итоговые результаты:

- дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;

- научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

- приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;

- проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.

Предполагаемые результаты:

изсемечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и тропические культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно увидеть на участке детского сада, где высажены корневая петрушка и лук.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребёнок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Литература:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»,М.;2009г.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.;2006.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.-М.;ВАКО,2005.-240с.- (Дошкольники:Учим, развиваем, воспитываем)
  4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.: «Асар»- 1999-128с.
  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993-64с.

Фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”

Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...