Проект "космос"
проект

Доронина Наталья Викторовна

Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.

Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т.д.

Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса в подготовительной к школе группе и в очень ограниченном объеме.

Поэтому я определила в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально —  эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также  способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.

Важно, чтобы яркие интересные события и явления окружающей жизни, которые взволновали ребенка,  обязательно находили отражение в его творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx292.94 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.allfons.ru/pic/201206/640x960/allfons.ru-14256.jpg

Практико-ориентированный проект для детей старшей группы детского сада «Космос»

Продолжительность: краткосрочный 1 неделя в рамках лексической темы «Космос»

Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 

Тип проекта:

- обучающий

- исследовательский

- игровой

Проблема:

Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.

2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Актуальность проекта:

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

При реализации проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Выполнение проекта:

Решение поставленных задач с детьми:

Нод по художественно-эстетическому развитию, аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель « Полёт в космос»

 Нод художественно- эстетическое развитие в технике свеча+гуашь «Дорога к звёздам»  

Нод речевое развитие «Профессия - космонавт».

Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин. Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения;

Энциклопедия дошкольника)

Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».

 Беседа – общение «Герои космоса!».

Организация выставки рисунков детей: «Разноцветный мир космоса!»

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».

    Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

3. Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа «Семья планет».

Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Ожидаемый конечный результат:

- формирование представлений о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси;

- узнали имя первого космонавта Земли;

- познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».

НОД «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».

Программные содержание: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.

Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы.

Материал к занятию: иллюстрации: «Земля из космоса», «Звездное небо:, портрет  Юрия Алексеевича Гагарина.

Репродукция картины: А. Плотнова «До свидания, земляне!»,

Глобус.

Ход.

Вос-ль:  Давным-давно люди мечтали летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях.  Позже полетели на самолетах и вертолетах. Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам.

Чтение стихотворения.

Я верю, друзья,

Караваны ракет

Помчат нас вперед

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы.

(В. Войнович. «Четырнадцать минут до старта» (отрывок))

Вос-ль: Ребята, как  называется наша планета?

Дети: Земля.

Вос-ль: Как называть жителей нашей планеты?

Дети: Земляне.

(Вос-ль показывает глобус).

Вос-ль: Это модель нашей Земли. Как вы думаете, почему мы видим так много голубого цвета? (Ответы детей). Правильно, моря и океаны занимают большую часть Земли. А это суша, желтого и зеленого цвета. Это Африка, Австралия, Америка, Антарктида, Евразия.  Суша располагается  на меньшей части Земли.

   Человек смотрел на небо и думал: а что там выше? Человек мечтал о космическом пространстве.

    Ребята, что такое космос? (Ответы детей)

     Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли,  начинается космическое пространство. Туда не залетают птицы. Там не могут летать самолеты. Небо там совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.

    Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты,  которые могли бы выйти в космос.

     И вот первые успехи освоения космоса. 4 октября 1957 года – это было в прошлом, ХХ веке, прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли. Наука о полетах в космос развивалась, и появилось новое слово – космонавтика.

    И вот мы опять гордимся нашей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась  в космос собака – первое живое существо.

    Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек? (Ответы детей). Ученые мечтали о полете  человека в космос.  В космосе побывали собаки Малышка, Альбина, Белянка, Белка и Стрелка и другие.  Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы. Ребята, что такое скафандр?

 Дети: Скафандр – это специальный костюм космонавта.

 Вос-ль: Космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на землю.

Физкультминутка (2 раза).

Завести моторы. (вращение вытянутых рук).

Соединить контакты. (руки соединить, частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты. (все дети приседают).

Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).

     Вос-ль: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток». Его пилотом был человек, Юрий Алексеевич Гагарин. Это был первый человек, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. ( Показ репродукции А. Плотнова «До свидания, земляне!».)

    Ребята, где самолеты взлетают и совершают посадку? (На аэродроме.) А космические корабли летят в космос с космодрома. Запомнили?  Молодцы. Какие слова вы запомнили? (ответы детей). Повторите. Молодцы!

   Рассматривание иллюстраций «Земля из космоса». (Высказывания детей по картине).

    Вос-ль:  Наша страна первая проложила путь к звездам. Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение людей на Земле.

     Ребята, отгадайте загадки о космосе.

ЗАГАДКИ.

 Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

                     (Земля)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня…..  (Луной).

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

          (Космонавт)

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в воздух поднялась

С земного….  (Космодрома).

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную……(Ракету).

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом…..(Скафандре

Конспект нод в старшей группе на тему «Космос»

Программное содержание

1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

2. Познакомить с Солнцем как раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .

3. Вызвать интерес к космосу.

Активизация словаря: Солнечная система -галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; астероиды, комета; глобус

Предварительная работа Беседа с детьми о предстоящем празднике- 12 Апреля «День космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре.

Материалы к занятию

Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевич Гагарина; детские рисунки; фотография Земли из космоса

Модель солнечной системы для игры: желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты. Глобус

Раздаточный: картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумаги

Ход.

(Дети сидят полукругом, напротив доски с иллюстрациями) - На предыдущем занятии мы с вами говорили о предстоящем празднике 12 апреля- день космонавтики. Сегодня мы познакомимся со строением солнечной системы из планет и созвездий.

- Посмотрите на доску и расскажите обо всех, кого мы на ней видим.

- Рассказ первого ребенка «Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

- Молодец… А кто продолжил его дело?

- Рассказ второго ребенка «Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933году изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно». - Очень хорошо и даже нарисовал первый спутник. А кто первый отправился к звездам? Расскажите о первых космонавтах.

-Рассказ третьего ребенка «В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!» -Молодец. о первом космонавте нам расскажет…

-Рассказ четвертого ребенка «12 апреля 1961 года   сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.»

Физминутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»

 Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца                          (круг руками)

Космонавтам нужен год.                   (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно             (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

-Как много вы знаете!

 Отгадайте загадку:

Шла девица из Питера,

 просыпала кувшин бисера.

Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.

(Ответы детей. Если не ответили, подвести к тому, что это звезды на небе)

 -Правильно, это звездное небо.

Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать- есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас посетить наш планетарий. (поднимаю салфетку с картин «Солнечная система»)

  Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?

 - Звезд на небе днем не видно.  А почему днем не видно звезд? - Потому что светит Солнце.

 - Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на картину. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?

Игра «Солнечная система»

Проведем опыт  представьте, что желтая палочка- Солнца, а  9 шариков на ниточках- планеты

 Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится  и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение нашла… со соей мамой в интернете

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

-Я  предлагаю вам пройти к столам и составить карту планет (дети проходят к столам) Что нам понадобится для составления схемы-карты?

- Правильно, картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумаги и таблица «Солнечная система»

В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, какой кружок мы с вами выберем?.. Правильно, самый большой, желтого цвета. Аккуратно снимаем пеночку и приклеиваем в центр нашей схемы.

Сколько планет вокруг Солнца?.. Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет:

Самая маленькая во всей солнечной системе-  Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу и раскаленная- красная планета.(Дети приклеивают)

Следующая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками- Венера.

Третья- на ней мы живем с вами... Правильно, Земля. Послушайте какое красивое стихотворение выучила….

- Девочка читает стихотворениеЯ.Аким «Земля»

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

- Как выдумаете, какой формы  и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?

- Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (Выставляю фотографию Земли из космоса)

- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?

- Правильно- глобус (Показать глобус). (дети приклеивают голубой шар)

Четвертая от Солнца-  красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс. (дети приклеивают)

Пятая самая большая планета-Юпитер состоит из жидкости и газа, мы наклеим его галактической бумагой с разводами(дети приклеивают)

Шестая планета-Сатурн, о нем нам расскажет… (девочка читает стихотворение) (дети приклеивают)

Сатурн  Римма Алдонина

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда

Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и Людям очень мало известные Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Седьмая планета изо льда и гада зеленая с полосками- Уран(дети приклеивают)

Восьмая- Нептун, больше урана и темно синего цвета.. (дети приклеивают)

Поменьше ее серая планета- Плутон. (дети приклеивают)

Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет (показываю картинку). Послушайте,  какое стихотворение выучил…

-Мальчик читает стихотворение Р. Алдониной «Комета».

Комета                 Римма Алдонина

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

-Откуда явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:- Это лёд!

А хвост её - пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов (показываю картинку). При попадании в атмосферу Земли они сгорают.

Как вы думаете они будут больше или меньше наших планет?..

Правильно намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает может приклеить с хвостами кометы.

Анализ занятия  Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?

 - Солнечная система- наш дом в бесконечной Вселенной.

- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

На следующем занятии мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для этого каждый из вас посмотрит наши энциклопедии и придумает об этих планетах рассказы или выучит стихотворения. Все сегодня молодцы. Наше занятие закончилось.

НОД по теме "Космос. Вселенная. Звезды"

Цели:

•       уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов;

•       подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее;

•       вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение;

•       воспитывать уважение к труду космонавтов.

Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет; фотографии космонавтов; цветная бумага, ножницы, клей.

Словарная работа: Вселенная, космос, невесомость.

Ход:

Беседа «Вселенная. Звезды »

Светятся звезды, светятся…

Даже порой не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все забыв на свете…

А все таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

- Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

- Наблюдали ли вы за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели? Что вы почувствовали в это время?

Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Рассмотрите карту «солнечная система для детей».

В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце – красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики. Эта карта познакомит нас с некоторыми из них. Сириус, Вега, Полярная звезда – это самые яркие звезды. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды. Если на карте условными белыми предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. На карте они подписаны крупными буквами. Внимательно рассмотрите их и постарайтесь потом найти на небе.

Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью по своему пути. Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет ил звезд не сойдут со своего пути, со всей орбиты и не столкнутся одна с другой. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй».

Опыт «Звезды светят постоянно»

Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Ход опыта: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.

Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.

Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделиться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Игра «Собери слово из задуманного слово «космос»»

Игра – импровизация «Обитатели космоса»

Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.

Аппликация «космос»

Заучивание стихотворения А.Шмыгина «Космонавты»

«Мне сказал конструктор главный:

  Будет взлет не очень плавный.

  Будет сердце, может быть, часто в пятки уходить.

     Задеру повыше пятки – вот и будет все в порядке!

     И тогда за весь полет сердце в пятки не уйдет»

 Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И очень красивые.

      Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. А потом в космос отправились две собаки - Белка и Стрелка.     В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю.

       12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 50 лет с момента первого полета в космос  человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

      После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

        12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

     Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. В детстве маленький Юра очень любил мастерить игрушечные самолётики. Когда подрос, то прыгал с парашютом. После окончания Военного авиационного училища стал летать на сверхзвуковых самолётах. На космическом корабле «Восток-1» старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин один раз облетел вокруг Земли.  Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. С тех пор  день 12 апреля стал праздником - Днём космонавтики.

       Первого космонавта проводил в полёт Сергей Павлович Королёв.  В нашей стране он был Главным конструктором. С юности Королёв мечтал летать сам, строить космические корабли - этому он посвятил всю свою жизнь. После войны он стал руководителем большого коллектива, который работал над созданием мощных ракет. Именно с именем Сергея Павловича Королёва связано начало освоения космического пространства.

      Потом в космос летали другие космонавты, и каждый из них в чём-то был первым: первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Среди космонавтов есть и  томич: Николай Николаевич Рукавишников когда-то учился в томской школе, потом уехал в Москву, стал инженером и космонавтом. Памятник ему установлен в районе Белого озера.

        Педагог задает вопросы детям:

- Кто такие космонавты?

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

- Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).

- Как готовятся космонавты к полётам? (Для тренировок космонавтов используют тренажер - центрифугу. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом. Ещё тренировки космонавтов проходят под водой.

- Как живут космонавты в ракете? (В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более, там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет  питает космический корабль через солнечные батареи).

- Во что одеты космонавты? (Одежда космонавта - скафандр.  Его космонавты     надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос. Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати).

- Что едят космонавты? (Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой. Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку.)

- Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

    Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

Нод «Путешествие в космос».

Программное  содержание:

- закрепить знания о  составе  числа 5 из двух меньших чисел;

- закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;

- упражнять в сравнении двух групп предметов;  

- развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; карточки со знаками «+» и «-» звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.

Ход

1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос?

На мольберте – трафарет «ракета».

- Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических  фигур. Воспитатель раздает геометрические фигуры.

- С закрытыми глазами  определите, какая геометрическая фигура у вас в  руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

- Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

2. Планета «Цифровая»

- Ребята, посмотрите,  мы прилетели на необычную планету. Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники. Каждый  спутник  имеет свой порядковый номер.

Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

- Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.

3. Вот планета «Математических знаков»

- Как  называются эти знаки? Посчитайте  предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «+»? Почему выбрали знак «-»?

4.Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке.

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной   дорожке»

 (Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

5. Планета «Игровая»

Воспитатель показывает цифру на грани куба.

- Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.

6. Работа с раздаточным материалом

Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются  каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

7. Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1, 2, 3, 4, 5, захотели  поиграть

Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7

8, 9, 10  -  Веселятся все.

Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся,

4, 3, 2, 1

Снова в домиках мы спим.

8. Игра «Летающие тарелки»

- Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

 

9. Игра «Фигурная дорожка»

- На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке,  наступая только на пятиугольники.

10. Планета «Сюрпризная»

- Посмотрите сундучок, но на нем  кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок.

Сундучок открывается. Детям  раздают звездочки на память о полете.

11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную? Где мы можем  увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Пуск!

Легенда о Млечном Пути.

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней).

Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.

Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.

Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.

Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.

Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.

Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение, там не было ни одного человека.

Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.

Игры на космическую тематику

Игра «Неизведанная планета».

Ребята давайте полетим с вами на Космолете. Летим, Летим!

Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они не понимают ни русского, ни английского языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.

Я попрошу выйти ко мне 5 человек. (Выходят на середину зала). Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы! Полетели на следующую планету? (Дети соглашаются).

Игра «Летит»

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.

- Стол летает? … Не летает.

- Козел летает? … Не летает.

- Орел летает? … Летает.

- Пулемет летает? … Не летает.

- Вертолет летает? … Летает.

- Ласточка летает? … Летает.

- Ракета летает? … Летает.

- Воробей летает? … Летает.

- Цыпленок летает? … Не летает.и тд.

Игра «Собери созвездие»

Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие.

Игровое упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс» (звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)

Воспитатель: Какие ваши руки, ноги?

Дети: Тяжелые.

Воспитатель: А голова?

Дети: Тяжелая.

Воспитатель: Это перегрузка.

(Музыка меняется на спокойную).

Воспитатель: А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?

Дети: Легко.

Воспитатель: Это невесомость.

Дети:

В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

Дидактическая игра  «Складушки».

Предложить  сложить нашу планету – Земля. Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в группы и выкладывают картинку. Каждой группе  детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей, разных полушарий Земли.

Игра «Метеоритный дождь»

Педагог включает музыку. Дети произвольно гуляют по «Луне», «изучая» ее. Музыка смолкает, дети убегают на свои места — на корабли — и ждут, когда закончится метеоритный дождь. Педагог снова включает музыку, и игра возобновляется.

Опыт «Солнечная система»

Проведем опыт  представьте, что желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты.  Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

Конспект НОД «Голубая планета-Земля!»

Цель: дать представление детям о нашем общем доме.

Задачи: формировать бережное отношение к нашей планете, любознательность, интерес к окружающему.

Мотивация: в гости к детям приходит Матушка природа и приглашает детей попутешествовать по нашей планете.

Ход:

По музыку дети заходят в зал.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я хочу вам загадать загадку:

Море есть, плавать нельзя.

Дороги есть, ехать нельзя. Что это?

-Да дети, загадка эта очень трудная. Но я вам могу помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля-Наш общий дом». Посмотрите, какой чудесный предмет я вам принесла.

Ни начала, ни конца, ни затылка ни лица, но знают все и млад и стар, что она огромный шар. Что это (глобус)

Воспитатель: правильно. Глобус- это модель земного шара. Скажите, а какая у нас планета-Земля (круглая). А еще она вращается вокруг своей оси. (раскручиваю глобус) Какого цвета больше? (голубого)

-А, что означает этот цвет? (вода) .

- Значит наша планета голубая.

-Ребята, у нас у всего человечества, одна большая крыша это неба. У нас под ногами один общий пол- эта земля. У нас одна огромная лампа- это солнце. (иллюстрации) .

(расскажет нам стихотворение:)

Наша планета Земля-очень щедра и богата:

Горы, леса и поля-дом наш родимый, ребята!

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых зверей

От этого станем мы толь добрей.

Украсим всю землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

К детям приходит матушка природа.

-Здравствуйте ребята я Матушка природа нашей планеты Земля. Да дети, Мир огромен.

-Хотите со мной поиграть?

Воспитатель:

-Давайте поиграем с Матушкой природой. Дети, становитесь в круг и ты Матушка природа повторяй за нами.

Физминутка:

Солнце спит и небо спит

Даже ветер не шумит.

Рано утро солнце стало и лучи свои подняло

Вдруг повеял ветерок небо тучей заволок

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам

Солнце прячется все ниже

Вот и спряталось за тучи не один не видно лучик.

М. П. -Какие молодцы.

-А вы знаете, что такое окружающая среда?

Воспитатель:

Сейчас нам расскажут стихотворение…

1. ребенок Все от тополя у забора.

До большого темного бора

И от озера до пруда-

Окружающая среда

2. ребенок Я люблю на озере тишь

И в саду отражение крыш,

Брать чернику люблю в лесу

Барсука люблю и лису

Я люблю тебя навсегда

Окружающая среда!

Воспитатель: - все то, что нас окружает - называется окружающей средой.

Воспитатель:

- Перед вами планета - Земля. (показываю круглый шар из ватмана) возьмем фломастеры и раскрасим нашу планету окружающей средой нарисуем –солнце, деревья, птиц, зеленую траву. (во время рисование звучит музыка) .

- Что окружает нашу планету- Земля?

М. П. - а еще на нашей планете Земля есть живая и неживая природа?

- Скажите деревья, растения это Живая природа? (да)

М. П. –Машина, стул, земля-это какая природа? (неживая)

Молодцы какие!

М. П. - давайте поиграем (камень, земля…)

-Молодцы, порадовали меня.

Воспитатель: - Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

-Что называется окружающей средой?

- Что относится к живой природе?

-А, что к неживой.

Ребята подготовили для вас подарок.