Проект "Масленица"
проект (старшая группа)
Краткосрочный, недельный проект по ознакомлению дошкольников с праздником "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга)
Проект совместной деятельности для детей старшей группы
«Масленица широкая»
Авторы:
Воспитатель Большакова Анна Сергеевна
Воспитатель Яроцкая Наталья Александровна
Санкт-Петербург 2020г.
Актуальность проекта.
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы (5-6 лет), родители.
Цель:
Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании хохл
ламской росписи.
• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы, заучивание.
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность, прослушивание русской народной музыки, чаепитие для детей с блинами.
Физическое развитие:
Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставки в музее группы «Без чего Масленице не бывать»;
- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Праздничное гуляние с чаепитием.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (информационно-накопительный):
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
2.Основной этап (организационно-практический):
Понедельник - «Встреча гостей»
- Беседа о значении названия «Встреча гостей»- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица». Отгадывание загадок о зиме и весне.
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание закличек, загадок ,частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
-Хороводная игра «Едет Масленица»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины;
Беседа «Значение и символика блинов»;
- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;
- Рисунки на снегу;
- Родителям предложить создать сборник рецептов «Блинный пир на весь мир»;
-Чаепитие с блинами.
Четверг - «Разгуляй»,
Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь , развлечься , поиграть; «Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа ;
- Рисования на тему «Госпожа Масленица»
- Оформление выставки детских рисунков;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;
- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики » ,«Маслениц»;
Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь »;
Хороводная игра « Заинька , попляши ».
Пятница - «Тёщины вечёрки»
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины и «Прощённый день » - все просят друг у друга прощение ;
- Народная игра-забава «Снежный тир»;
- Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Как мужик корову продавал » .
Суббота « Золовкины посиделки»
Воскресенье «Прощённый день».
3. Заключительный:
- Презентация сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей « Масленица широкая».
- Обсуждение выставки в музее группы.
Обобщение :
Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица , узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы. Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов, в организации и проведении праздника на участие детского сада. Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.
Литература:«Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко;
«Знакомство дошкольников с народной культурой» А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова;
«Календарные и народные праздники в детском саду» Г.А.Лапшина;
«Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;
«Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина.