Проект "Масленица"
проект (старшая группа)

Большакова Анна Сергеевна

Краткосрочный, недельный проект по ознакомлению дошкольников с праздником "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга)

Проект совместной деятельности для детей старшей группы

«Масленица широкая»

Авторы:

Воспитатель Большакова Анна Сергеевна

Воспитатель Яроцкая Наталья Александровна

Санкт-Петербург 2020г.

Актуальность проекта.

 Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.

Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.                                                                                                

Вид проекта: познавательно – творческий. 

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя

 Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы (5-6 лет), родители.

Цель:

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.                

Задачи:

• Развивать интерес к русским народным традициям;

• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании хохл

ламской росписи.

• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.

Речевое развитие: 

Чтение художественной литературы, заучивание.

Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.

Художественно – эстетическое развитие: 

Изобразительная деятельность, прослушивание русской народной музыки, чаепитие для детей с блинами.

Физическое развитие:

Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.             

Предполагаемые результаты:  

-  Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

- Имеют представление о различных  жанрах устного народного творчества,  народных праздниках, играх;

- Владеют знаниями масленичной кухни;

- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;

- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями.  

Продукт проектной деятельности:

- Оформление выставки в музее группы «Без чего Масленице не бывать»;

- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

- Праздничное гуляние с чаепитием.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (информационно-накопительный):

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);

•Подготовка методического материала конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

2.Основной этап (организационно-практический):

Понедельник - «Встреча гостей»

 - Беседа о значении названия «Встреча гостей»- ходили к друг другу в гости                                                                                              

- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица». Отгадывание загадок о зиме и весне.

Вторник - «Заигрыш»

-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях  

-Заучивание закличек, загадок ,частушки, пословиц о Масленице ;

- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;          

 -Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;

 -Хороводная игра «Едет Масленица»;

- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;

Среда - «Лакомка»

- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины;

Беседа «Значение и символика блинов»;

- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;

- Рисунки на снегу;

- Родителям предложить создать сборник рецептов «Блинный пир на весь мир»;

-Чаепитие с блинами.

Четверг - «Разгуляй»,

Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь , развлечься , поиграть; «Золовкины посиделки» -  навещали сестер мужа  ;

- Рисования на тему «Госпожа Масленица»

- Оформление выставки детских рисунков;

- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;

- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики » ,«Маслениц»;

Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь »;

 Хороводная игра « Заинька , попляши ».

Пятница - «Тёщины вечёрки»

- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины  и «Прощённый день » - все просят друг у друга прощение  ;

- Народная игра-забава «Снежный тир»;

- Инсценирование стихотворения С.Михалкова  «Как мужик корову продавал » .  

Суббота « Золовкины посиделки»

Воскресенье «Прощённый день».

3. Заключительный:

-  Презентация сборника  семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

- Совместный праздник детей и их родителей  « Масленица широкая».

- Обсуждение выставки в музее группы.

Обобщение :                                                                                                              

Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица , узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время.  Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы. Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов, в организации и проведении праздника на участие детского сада. Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.

Литература:«Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко;

«Знакомство дошкольников с народной культурой» А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова;

 «Календарные и народные праздники в детском саду» Г.А.Лапшина;

«Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;                                                        

 «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина.