Папки передвижки
методическая разработка (младшая группа)
Зачем нужны шнуровки. Это папка- передвижка полезна для молодых родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
папка-передвижка для выкладывания в родительские уголки | 101 КБ |
это информация для воспитателей о необходимости подвижной игры в дошкольном возрасте | 32.21 КБ |
О речи детей | 22.55 КБ |
Об играх детей в раннем возрасте | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АФЛЕЕВА ВЕНЕРА САЛИМОВНА
Старший воспитатель,
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШНУРОВКИ?
Чем объяснить, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном. Можно сделать заключение, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
К 1-1,5 годам детей очень интересуют всякие дырочки, верёвочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные пуговицы-шнуровки (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Как играть в эти игрушки?
Во-первых, они не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет.
Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.
Поэтому, в-третьих, это шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку.
И четвертое, ребенок не проявил интереса к игрушке - значит это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже - через месяц, через два.
Для детей младшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности (2-3 дырочки – порядок прикрепления не имеет значения, от 3 и более – у каждой детали есть определенное место).
Шнуровки для 5-6-летних выпускает Радуга. Это недорогие картонные фигурки клоуна, матрешки, домика. И работа с ними уже близко к вышивке. От ребенка требуется продевать шнурки стежками разной степени сложности: с попаданием два раза в одну дырку, крестиком, узором.
Следующим этапом в развитии детской моторики является собственно вышивание в возрасте 8-13 лет, причем независимо от пола ребенка.
Кроме шнуровок на протяжении всего дошкольного возраста актуальна пальчиковая гимнастика. Существуют хорошие книжки по пальчиковым играм на любой возраст от 1 года до 7 лет.
Предварительный просмотр:
АФЛЕЕВА ВЕНЕРА САЛИМОВНА
Старший воспитатель,
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
- этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
Ш этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого - - правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Малыш в возрасте 2-3-лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира -- метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.
Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.
Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст — важнейший стартовый период жизни человека.
Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе»1.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой-маленький; твердый-мягкий; легкий-тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и — позднее —логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.
У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т. д.
В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в процессе роста ребенка и его развития — эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.
Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов — активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).
Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так, например, все мягкое — это «киса» (кошка), а все круглое — «лябико» (яблоко).
Овладение обобщениями по существенным признакам на 2—3-м году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста .
Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей (например, вместо «мыла» — кубик; вместо «градусника» — высохший фломастер и т. п.), картинок (замещающих реальный предмет) и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение — целое и часть его), опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.
Последнее говорит о возросшей языковой компетенции ребенка, при этом, даже если он не владеет полностью активной речью, он пользуется невербальными (неречевыми) способами общения (взгляды, мимика, выразительные жесты и движения). Как правило, к 3 годам в речи ребенка уже представлены основные грамматические категории.
Развитие функции обобщения в речи, начинающееся в раннем детстве, продолжается и в дошкольном, и в школьном возрасте: ребенок переходит ко все более сложным обобщениям и понятиям.
Обобщение ребенок учится делать через слово, по его существенному признаку. Например, словом «дом» можно обозначить и дом человека, и дупло белки, и скворечник, и аквариум для рыбы и т. п., но главное, дом — это «крыша над головой», где кто-то живет. Или, скажем, стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное — это предмет, на котором сидят.
Обобщение — это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок, как мы уже сказали, выходит через речь. Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Это переход от одиночного к общему, ко все более высокому уровню обобщений. Например, от одиночного понятия «огурец» (или «помидор») к понятию «овощ», а затем к более высокому уровню обобщения — «продукт огородничества» и еще более высокому — «продукт труда» и т. п. С развитием функции обобщения связан процесс развития мышления человека на протяжении всей его жизни. Уровень обобщений и отвлечений (абстрагирование) в речевом мышлении, по сути дела, и определяет интеллектуальную развитость. Начало же формирования речевого мышления закладывается уже в раннем возрасте. Вот почему и педагогам, и родителям очень важно не оставлять без внимания развитие речевых навыков у детей, являющихся основой развития их мышления и интеллекта.
Итак, на третьем году жизни ребенка начинается, как уже говорилось выше, сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?
Прежде 'всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.
Дети начинают овладевать всеми видами основных движений в раннем возрасте. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы (мяч, мешочки с песком и др.).
Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо формировать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоятельно.
В решении этих задач эффективным средством являются подвижные игры, так как дети охотно играют в них: они привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. В ситуации игры можно легко изменить условия, которые потребуют от ребенка выполнения движений разными способами. Дети могут идти в гости к кукле обычным способом, а могут по мостику (ограниченная поверхность), по извилистой, мягкой дорожке и т. п.
Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.
Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве (зал, участок, групповая комната), согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.
Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности — и таким образом оказывают влияние на всестороннее развитие детей.Подвижные игры для малышей просты по содержанию и двигательным заданиям. Сюжет игры должен соответствовать жизненному опыту, представлениям детей об окружающих предметах, социальных явлениях и явлениях природы, животных, растительном мире. Правила в подвижных играх определяются сюжетом и двигательным заданием. Поскольку опыт малышей чрезвычайно мал, ведущая роль в организации и проведении подвижных игр принадлежит взрослому.
Систематизация игр и занятий, направленных на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных линий развития ребенка раннего возраста.
(Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина)
I. Игры, направленные на социальное развитие:
* Формирование своего «Я»
* Формирование представлений о других.
- Формирование представлений о предметном мире.
II. Игры, направленные на физическое развитие.
- Развитие и коррекция общих движений.
- Развитие и коррекция ручной моторики.
- Развитие и коррекция мелкой моторики.
- Формирование зрительно — двигательной координации.
III. Игры, направленные на познавательное развитие.
- Игры, направленные на сенсорное развитие.
- Развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Развитие речи.
IV. Игры, направленные на формирование предметных и предметно — игровых действий.
- Формирование предметных действий.
- Формирование предметно — игровых действий.
V. Игры и задания, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно — гигиенических навыков.
- Формирование культурно — гигиенических навыков.
- Формирование навыков самообслуживания.
VI. Игры и задания, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
- Формирование интереса к лепке.
- Формирование интереса к рисованию.
- Формирование интереса к аппликации.
* Формирование интереса к конструированию.
VII. Музыкальные игры и упражнения.
- Формирование эмоционального контакта с новым взрослым.
- Формирование предпосылок к общению со сверстниками.
Предварительный просмотр:
АФЛЕЕВА ВЕНЕРА САЛИМОВНА
Старший воспитатель,
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района
«Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС»
Ранний возраст достаточно важный и ответственный период ребенка. В таком возрасте все впервые, все только начинается – игра, речь, общение, первое представление о себе, о других, о мире, а одним из главных событий в развитии малыша является овладение речью. Благодаря речи перестраиваются все психические процессы ребенка и открываются новые, необыкновенно существенные перспективы его развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, одной из которых и является «Речевое развитие».
Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Исходя из этого, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста является внимательное и бережливое отношение взрослых к ребёнку, обеспечивающее развитие положительных эмоций, без которых не удается установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.
Основные задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:
1. Овладение речью как средством общения.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5. Развитие речевого творчества.
6. Ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Данные задачи выполняются как в ходе взаимодействия воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и при проведении разнообразных игр и занятий.
В этом возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательного - сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи.
Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.
Существенную роль для развития речи имеет овладение ребенком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки.
Занятия с игрушками возможны разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомлений с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними (маленький-большой, длинный-короткий, узкий-широкий); выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек. Занятия с использованием игрушек нужно проводить так, чтобы дети имели возможность не просто рассмотреть или подержать игрушку, но и совершать действия с ней. Овладение действиями предваряет усвоение слов. Игровым действиям с игрушками надо обучать. В ходе обучения дети овладевают способами действий и теми словами, которыми воспитатель сопровождает показ предметов (игрушек), действий, отношений.
Воспитатель должен точно определить программное содержание, куда входят воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:
К году словарный запас примерно может составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов
Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:
• Не называет полностью имя и фамилию.
• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.
• Не использует больше одного слова за один раз.
• Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
• Не может назвать каждый предмет на картинке.
Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.
Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
2.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего;возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Гуманитар: изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
3.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
Предварительный просмотр:
АФЛЕЕВА ВЕНЕРА САЛИМОВНА
Старший воспитатель,
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района
Семинар Игра
«Развивающие игры для детей раннего возраста»
Для того, чтобы начать работать с детьми раннего дошкольного возраста пришлось перечитать множество методик разных авторов, обратиться к давно забытым формам общения с детьми. И как говорит мудрость: всё новое – это хорошо забытое старое. Оказалось, что в наш век высоких технологий очень эффективны старые приёмы развития детей раннего возраста.
Ещё с давних времён талантливые люди из народа играли с маленькими детьми, которые ещё не умели говорить и сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т.д. Специалисты, такие как невропатолог и психиатр В.И. Бехтерев, физиолог И.П. Павлов, писатель Н.И. Новиков и другие, исследующие деятельность мозга и психику детей в своих исследованиях отмечали, что развитие тонких движений пальцев рук благотворно влияет на развитие и функционирование мозга.
И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста мы применяем различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. Родители детей, с которыми проводилась эта работа отмечают, что дети стали лучше говорить, с удовольствием играют с пальчиками даже тогда, когда сильно больны. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.
Предлагаю некоторые приёмы для развития мелкой моторики, которые можно применять в своей практике.
- Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаю описание массажа рук по методике
О. Приходько:
Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно
(за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины
до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого
пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой
фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух
плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по
очереди 1-2 раза.
Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-
назад, в бок — в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5-6 раз.
- Игры с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.
Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным).
При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.
3. Используем разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые и квадратные.
Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаем малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываем, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
- Нанизывание бусин на шнурок.
Подбираются крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, малыша необходимо научить нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
- Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.
Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.
- Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как
следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.
- Выкладывание фигур из палочек. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок,
елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности:
поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу,
выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или
цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских
деревянных или картонных фигурок.
Из всего необъятного множества приведём некоторые основные группы развивающих игр, чтобы к ним можно было подбирать разные составляющие и включать их в вашу игротеку.
Эмоционально-речевые развивающие игры: «Иди ко мне» (Вы протягиваете руки, зовёте малыша; ребёнок идёт к вам через всю комнату, можно подхватить его на середине пути), «Горка» (вы садитесь, ребёнка крепко держите под мышками и спускаете по своим ногам, как с горки: «Саша едет вниз! Бух! А теперь Саша летит вверх!»), игры-подражания (в гости приходит персонаж: «Как говорит киса?» - «Мяу!») и др. Такие развивающие игры помогают устанавливать эмоциональный контакт, способствуют активизации речи, формируют понятия направления движения, развивают общую моторику. Главное – максимально сопровождайте игру речью и положительными эмоциями.
- Игры для развития зрительного восприятия: формочки, коробочки, ведёрки разного размера, кубики (строим башенку и дорожку), пирамидки, матрёшки, «Найди пару каждому носочку» (берём несколько пар носков малыша и перемешиваем). Они формируют восприятие цвета, размера, формы, последовательности.
- Развивающие игры с персонажем (изучение частей тела по кукле: показ на кукле, на маме, на ребёнке); катание мишки с горки; катание зайки в машине и т.д.). Они помогают усваивать определённые понятия (части тела, социальные навыки и др.), закреплять направления движения, отличать предметы (кубики) от персонажей (зайка).
- Игры для развития мелкой моторики («Собери карандаши в коробку» (раскладываете по комнате), «Раскрась рисунок» (ребёнок отделяет маленькие кусочки пластилина и «раскрашивает» ими контур простого рисунка, можно использовать и пальчиковые краски), «Закрути крышечки» (бутылочки, баночки разных форм и размеров и отдельно крышки к ним) и т. д.
Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то новому! Главное – применять фантазию и больше времени проводить с малышом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) – СПб, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду – М., 2005.
- Е. Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет./Елена Янушко. – Москва: Теревинф, 2007. — 232с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка по правилам дорожного движения
Увлеклась фотошопом. Моя первая работа....
Папка-передвижка "Профилактика гриппа"
Продолжаю оформлять информацию для родителей в фотошопе...
Папка-передвижка "Лепка из соленого теста"
В папке собран материал, необходимый для тех, кто заинтересуется мукосольками....
Папки-передвижки. Информация для родителей.
С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...
ПАПКА- ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В CEMЬЕ «ПРОТИВ ХВОРИ - ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!»
Цель: Просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни. ...
информация для родителей в папку-передвижку
Рекомендации родителям и педагогам по профилактике острых вирусных респираторных инфекций и гриппа в период эпидемиологического сезона...
Папка - передвижка "Зима" - декабрь.
Наступил декабрьПапка - передвижка используется, как наглядный материал для детей и родителей. В папке - пере...