Статья "Информационные технологии в дошкольном образовании"
статья
Информационные технологии в дошкольном образовании
Владение информационными технологиями необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, поэтому представить себе работу современного детского сада без них невозможно. Наш детский сад оснащен – интерактивными досками и ноутбуками для работы воспитателей и специалистов, музыкальным центром в зале, мобильным мультимедийным проектором,видеоплеером, фотоаппаратом, МФПУ (принтер, сканер, копир), видеокамерой.
Воспитание и обучение детей при помощи ИКТ
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, задача взрослого помочь ему приобрести навыки использования компьютера в работе с информацией. В нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, это прежде всего:
преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тем на занятии;
создание новых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для развития детей.
Достоинства использования интерактивных средств обучения следующие - это:
• Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения;
• Ускорение темпа непрерывной образовательной деятельности (т.е. эффективное использование времени);
• Активизация внимания;
• Наличие демонстраций тех процессов, которые опасны (или невозможны) для здоровья детей (например, извержение вулкана, образование волн цунами…);
• Повышение интереса к предмету;
• Повышение качества излагаемого материала;
• Повышение результативности образования.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационно-компьютерных технологий являются следующие аспекты:
• в центре технологии обучения – ребёнок;
• в основе непрерывной образовательной деятельности – сотрудничество;
• позиция ребёнка в учебном процессе – активная;
• перспективная цель – это формирование мотивации и развитие способности ребёнка к самообразованию;
• при этом исключается человеческий фактор, компьютер всегда объективен.
В нашем детском саду воспитатели проводят любые занятия с использованием информационно-компьютерных технологий, например: ФЭМП, конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительную деятельность, такую как графика, аппликации, конструирование, а также музыкальные занятия.
При этом использование информационно-компьютерных технологий эффективно на разных этапах НОД:
объяснение нового материала;
закрепление изучаемой темы;
во время проведения практикума;
при контроле знаний.
Во время непрерывной образовательной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий у ребёнка формируются:
• мелкая моторика
• воображение
• творческое мышление
• абстрактное мышление
• внутренний план действий
• кратковременная и долгосрочная память
Использование информационно-компьютерных технологий, может быт применено нашими педагогами в любой части НОД:
1 . Организационный момент (мультяшный анимированный герой);
2. Пальчиковая гимнастика (игра «Посмотри и повтори»);
3. Непосредственно-образовательная деятельность (показ презентации, «виртуальной экскурсии», прослушивание музыкального произведения);
4. Физкультминутка, которая также может быть мультимедийной (т.е. ребёнок должен повторить под музыку движения, выполняемые мультипликационным героем на экране);
5. Подведение итогов НОД, которые разнообразны (это и весёлая музыка с улыбающимся лицом на экране при правильном решении игровых задач, либо печальное лицо, если задача неправильно решена);
6. Гимнастика для глаз также может быть мультимедийной, где ребёнок, например, должен проследить за зрительным стимулом (по теме занятия) на экране.
Как правило, компьютер входит в жизнь ребёнка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. Воспитателями нашего детского сада создана медиатека с множеством обучающих и развивающих игр, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Но все же мы считаем что, одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. В игровой форме дети знакомятся со звуками, счетом, окружающим миром. Темы презентаций созданных нашими педагогами разнообразны они не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.
Ещё одной распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия. «Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Эти экскурсии ценны для развития и воспитания наших детей, так как мы не имеем возможности посетить многие объекты. Через «виртуальную экскурсию» наши дети побывали в Италии в музее Уффицы.
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми в группе привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ и деятельность воспитателей
Основная масса наших воспитателей, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности применения и использования компьютерных программ и современной техники, применяя ИКТ во всех образовательных областях. Использование ИКТ в работе педагога позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
На педагогическом совете воспитатели нашего детского сада выделили основные направления по использованию ИКТ в своей работе.
1. Повышение личного профессионального уровня.
2. Учебно-развивающая и индивидуальная работа с детьми.
3. Работа со специалистами детского сада и родителями детей группы.
1. Повышение личного профессионального уровня.
Для повышения своей профессиональной квалификации используем Интернет:
Являемся активными слушателями вебинаров от сайтов Учмет, Просвещение;
Создали персональные интернет-блоги;
Используем информационные интернет – ресурсы (www.maaam.ru, www.nsportal.ru и другие);
Ведем диалог с коллегами по www.skype.com/ru/ и электронной почте;
Участвуем в разнообразных интернет – конкурсах «Педагогического мастерства»;
Используем ИКТ для оптимизации организации педагогического процесса:
В Microsoft Office (Word, PowerPoint) ведем отчетную и текущую документацию;
Создаем базы данных, по итогам адаптации и диагностики;
Проводим мониторинг с использованием графиков и диаграмм в Smart Art;
Осуществляем перспективное планирование в электронном виде;
Создаем авторские ЦОР по всем направлениям развития (образовательным областям) ФГОС.
2. Учебно-развивающая и индивидуальная работа с детьми.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непрерывной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. Мы имеем возможность пользоваться Интернет-ресурсами ( Используем ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников. Wi-fi) для планирования непрерывной образовательной деятельности, открытых занятий, педагогических советов, родительских собраний, обращаясь к методическим копилкам коллег в сети Internet. Для этого осуществляем подбор дополнительного познавательного и иллюстративного материала к непрерывной образовательной и совместной деятельности с детьми по всем лексическим темам. С помощью ИКТ (Презентация и мультимедия) знакомим воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов. Эти занятия строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.
Удачно подобранный диагностический материал помогает нам отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
В настоящее время наши воспитатели совместно с детьми и их родителями ведут проектную и исследовательскую деятельность при помощи ИКТ.
Мы создаем и используем презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной работы с детьми «Звуки м, мь, б, бь…», «Береги зрение», «Животные», «Вода»;
Создаем мультфильмы, проиллюстрированные и озвученные детьми по литературным произведениям и сказкам: «Кто сказал «Мяу?» (Бернер М.М.);
Широко используем разнообразные электронные игры, в том числе и созданные нашими воспитателями, направленные на развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения: «Причины пожара» (Кошкарева Н.В.), «В стране дорожных знаков» (Мухлынина М.А.), «Загадки о музыкальных инструментах» (Тумова С.В.), «Звук щ. Чего не стало?» (Непейвода Е.В.) и др.;
Также используем необходимую аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты, например «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» классическую музыку и другие.
Используем ИКТ, в проектировании предметно – развивающего пространства группы.
Созданы интерактивные альбомы: «Альбом весенних наблюдений».
При этом следует отметить, что вся наша деятельность (рабочие программы, фото отчёты событий в группе, видеоролики, презентации учебных проектов, папок самообразования) в нашем ДОУ фиксируется на флэш-носителях. Такой подход в работе сохраняет рабочее время для отслеживания и оценивания работы воспитателя методистом детского сада и родителями детей.
3. Работа со специалистами детского сада и родителями детей группы.
Используем ИКТ в оформлении родительских уголков, в подборе информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
Совместно со специалистами детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, старшей медицинской сестрой) разрабатываем:
консультации «Безопасность детей на дороге – советы психолога», «Витаминная азбука здоровья» и другие;
мастер-классы с пошаговым выполнением творческих работ «Необычная кормушка для птиц», «Работа с термомозайкой»;
Фоторепортажи: «Кросс наций», «Прощай лето! Здравствуй детский сад!» и другие;
Папки – раскладушки «Знакомство с хохломой», «Творчество и воображение», «Ребёнок нарисовал человечка» и другие;
Памятки и буклеты;
Создание совместных познавательно-творческих проектов «23 февраля – праздник сильных, смелых и отважных», «День Победы – праздник всей страны», «Новый год у ворот», «Осенняя олимпиада».
Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители наших воспитанников. На страничках групп на сайде детского сада мы представляем родителям различную информацию: объявления, поздравления, рассказы о жизни детей в группе, фото и видеоматериалы на стене группы. Это позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной.
На сегодняшний день в мире огромного разнообразия гаджетов для детей главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово или случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед нашими воспитателями стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям о грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.
Очень много общаемся с родителями по электронной почте. Многие родители волнуются - как их ребёнок детсадовскую программу осваивает. Рисунки, аппликации и другие поделки всегда выставляются. Это родители видят. А как быть с устными занятиями? Наши воспитатели готовят презентацию к каждому устному занятию! Презентацию можно послать родителям по электронной почте. Заботливые родители обязательно выполнят все просьбы и рекомендации воспитателя. Родители покажут своему ребёнку присланную презентацию и попросят его вспомнить и рассказать, что было на занятии. Воспитатель не может в рамках одного занятия попросить каждого малыша, например, пересказать рассказ. Дома, в привычной для ребёнка обстановке, глядя на присланную воспитателем презентацию, и, вспоминая всё, что говорилось на занятии, он прекрасно может пересказать, например, рассказ или какую-то другую информацию. Слайды презентации в этом случае сыграют роль своеобразных картинок-подсказок, помогающих ребёнку восстановить в памяти занятие в детском саду.
Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Воспитатели нашего ДОУ, имеют архивы с фото материалом своих групп, которые они используют при создании своих видеосюжетов для проведения родительского собрания. Такой способ позволил нам наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его ребенка в детском саду. Многие родители просят воспитателей переслать им эти сюжеты по электронной почте.
ИКТ и социум.
Информационные компьютерные технологи позволили стать процессу образования доступным и открытым. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет не только родителям, но и всем желающим возможность:
оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях;
познакомиться с портфолио воспитателей;
просматривать тематические презентации воспитателей по разным направлениям;
задавать вопросы руководству ДОУ;
проводить онлайн переписку, заочные родительские собрания;
получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе,
узнать полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников;
вносить коррективы в процесс образования, предлагать свои идеи;
отслеживать воспитательно-образовательный процесс детей родителями, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
ИКТ и методическая работа.
Неоценимы возможности ИКТ при методической работе.
Методист имеет возможность:
ведения электронного документооборота;
отслеживание жизни групп (НОД, утренники, праздники, экскурсии и др.) по фотоотчётам воспитателей;
заочное консультирование не только воспитателей, но и родителей на сайте ДОУ.
Информационные компьютерные технологии позволили по-новому посмотреть на формы проведения педагогических советов, учебных семинаров для воспитателей детского сада.
Вывод: Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей, методиста, заведующей, бухгалтерии, кадров без ИКТ. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования, и расчёт меню и питания и много другое. Но компьютер не ставится для нашего ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_ikt_v_dou.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в дошкольном образовании
Владение информационными технологиями необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, поэтому представить себе работу современного детского сада без них невозможно. Наш детский сад оснащен – интерактивными досками и ноутбуками для работы воспитателей и специалистов, музыкальным центром в зале, мобильным мультимедийным проектором, видеоплеером, фотоаппаратом, МФПУ (принтер, сканер, копир), видеокамерой.
Воспитание и обучение детей при помощи ИКТ
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, задача взрослого помочь ему приобрести навыки использования компьютера в работе с информацией. В нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, это прежде всего:
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
- использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тем на занятии;
- создание новых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для развития детей.
Достоинства использования интерактивных средств обучения следующие - это:
• Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения;
• Ускорение темпа непрерывной образовательной деятельности (т.е. эффективное использование времени);
• Активизация внимания;
• Наличие демонстраций тех процессов, которые опасны (или невозможны) для здоровья детей (например, извержение вулкана, образование волн цунами…);
• Повышение интереса к предмету;
• Повышение качества излагаемого материала;
• Повышение результативности образования.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационно-компьютерных технологий являются следующие аспекты:
• в центре технологии обучения – ребёнок;
• в основе непрерывной образовательной деятельности – сотрудничество;
• позиция ребёнка в учебном процессе – активная;
• перспективная цель – это формирование мотивации и развитие способности ребёнка к самообразованию;
• при этом исключается человеческий фактор, компьютер всегда объективен.
В нашем детском саду воспитатели проводят любые занятия с использованием информационно-компьютерных технологий, например: ФЭМП, конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительную деятельность, такую как графика, аппликации, конструирование, а также музыкальные занятия.
При этом использование информационно-компьютерных технологий эффективно на разных этапах НОД:
- объяснение нового материала;
- закрепление изучаемой темы;
- во время проведения практикума;
- при контроле знаний.
Во время непрерывной образовательной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий у ребёнка формируются:
• мелкая моторика
• воображение
• творческое мышление
• абстрактное мышление
• внутренний план действий
• кратковременная и долгосрочная память
Использование информационно-компьютерных технологий, может быт применено нашими педагогами в любой части НОД:
1. Организационный момент (мультяшный анимированный герой);
2. Пальчиковая гимнастика (игра «Посмотри и повтори»);
3. Непосредственно-образовательная деятельность (показ презентации, «виртуальной экскурсии», прослушивание музыкального произведения);
4. Физкультминутка, которая также может быть мультимедийной (т.е. ребёнок должен повторить под музыку движения, выполняемые мультипликационным героем на экране);
5. Подведение итогов НОД, которые разнообразны (это и весёлая музыка с улыбающимся лицом на экране при правильном решении игровых задач, либо печальное лицо, если задача неправильно решена);
6. Гимнастика для глаз также может быть мультимедийной, где ребёнок, например, должен проследить за зрительным стимулом (по теме занятия) на экране.
Как правило, компьютер входит в жизнь ребёнка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. Воспитателями нашего детского сада создана медиатека с множеством обучающих и развивающих игр, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Но все же мы считаем что, одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. В игровой форме дети знакомятся со звуками, счетом, окружающим миром. Темы презентаций, созданных нашими педагогами разнообразны они не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.
Ещё одной распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия. «Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Эти экскурсии ценны для развития и воспитания наших детей, так как мы не имеем возможности посетить многие объекты. Через «виртуальную экскурсию» наши дети побывали в Италии в музее Уффицы.
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми в группе привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ и деятельность воспитателей
Основная масса наших воспитателей, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности применения и использования компьютерных программ и современной техники, применяя ИКТ во всех образовательных областях. Использование ИКТ в работе педагога позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
На педагогическом совете воспитатели нашего детского сада выделили основные направления по использованию ИКТ в своей работе.
1. Повышение личного профессионального уровня.
2. Учебно-развивающая и индивидуальная работа с детьми.
3. Работа со специалистами детского сада и родителями детей группы.
1. Повышение личного профессионального уровня.
- Для повышения своей профессиональной квалификации используем Интернет:
Являемся активными слушателями вебинаров от сайтов Учмет, Просвещение;
Создали персональные интернет-блоги;
Используем информационные интернет – ресурсы (www.maaam.ru, www.nsportal.ru и другие);
Ведем диалог с коллегами по www.skype.com/ru/ и электронной почте;
Участвуем в разнообразных интернет – конкурсах «Педагогического мастерства»;
- Используем ИКТ для оптимизации организации педагогического процесса:
В Microsoft Office (Word, PowerPoint) ведем отчетную и текущую документацию;
Создаем базы данных, по итогам адаптации и диагностики;
Проводим мониторинг с использованием графиков и диаграмм в Smart Art;
Осуществляем перспективное планирование в электронном виде;
Создаем авторские ЦОР по всем направлениям развития (образовательным областям) ФГОС.
2. Учебно-развивающая и индивидуальная работа с детьми.
Используем ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непрерывной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. Мы имеем возможность пользоваться Интернет-ресурсами (Wi-fi) для планирования непрерывной образовательной деятельности, открытых занятий, педагогических советов, родительских собраний, обращаясь к методическим копилкам коллег в сети Internet. Для этого осуществляем подбор дополнительного познавательного и иллюстративного материала к непрерывной образовательной и совместной деятельности с детьми по всем лексическим темам. С помощью ИКТ (Презентация и мультимедия) знакомим воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов. Эти занятия строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.
Удачно подобранный диагностический материал помогает нам отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
В настоящее время наши воспитатели совместно с детьми и их родителями ведут проектную и исследовательскую деятельность при помощи ИКТ.
Мы создаем и используем презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной работы с детьми «Звуки м, мь, б, бь…», «Береги зрение», «Животные», «Вода»;
Создаем мультфильмы, проиллюстрированные и озвученные детьми по литературным произведениям и сказкам: «Кто сказал «Мяу?» (Бернер М.М.);
Широко используем разнообразные электронные игры, в том числе и созданные нашими воспитателями, направленные на развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения: «Причины пожара» (Кошкарева Н.В.), «В стране дорожных знаков» (Мухлынина М.А.), «Загадки о музыкальных инструментах» (Тумова С.В.), «Звук щ. Чего не стало?» (Непейвода Е.В.) и др.;
Также используем необходимую аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты, например «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» классическую музыку и другие.
Используем ИКТ, в проектировании предметно – развивающего пространства группы.
Созданы интерактивные альбомы: «Альбом весенних наблюдений».
При этом следует отметить, что вся наша деятельность (рабочие программы, фото отчёты событий в группе, видеоролики, презентации учебных проектов, папок самообразования) в нашем ДОУ фиксируется на флэш-носителях. Такой подход в работе сохраняет рабочее время для отслеживания и оценивания работы воспитателя методистом детского сада и родителями детей.
3. Работа со специалистами детского сада и родителями детей группы.
Используем ИКТ в оформлении родительских уголков, в подборе информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
Совместно со специалистами детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, старшей медицинской сестрой) разрабатываем:
- консультации «Безопасность детей на дороге – советы психолога», «Витаминная азбука здоровья» и другие;
- мастер-классы с пошаговым выполнением творческих работ «Необычная кормушка для птиц», «Работа с термомозайкой»;
- Фоторепортажи: «Кросс наций», «Прощай лето! Здравствуй детский сад!» и другие;
- Папки – раскладушки «Знакомство с хохломой», «Творчество и воображение», «Ребёнок нарисовал человечка» и другие;
- Памятки и буклеты;
- Создание совместных познавательно-творческих проектов «23 февраля – праздник сильных, смелых и отважных», «День Победы – праздник всей страны», «Новый год у ворот», «Осенняя олимпиада».
Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители наших воспитанников. На страничках групп на сайде детского сада мы представляем родителям различную информацию: объявления, поздравления, рассказы о жизни детей в группе, фото и видеоматериалы на стене группы. Это позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной.
На сегодняшний день в мире огромного разнообразия гаджетов для детей главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово или случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед нашими воспитателями стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям о грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.
Очень много общаемся с родителями по электронной почте. Многие родители волнуются - как их ребёнок детсадовскую программу осваивает. Рисунки, аппликации и другие поделки всегда выставляются. Это родители видят. А как быть с устными занятиями? Наши воспитатели готовят презентацию к каждому устному занятию! Презентацию можно послать родителям по электронной почте. Заботливые родители обязательно выполнят все просьбы и рекомендации воспитателя. Родители покажут своему ребёнку присланную презентацию и попросят его вспомнить и рассказать, что было на занятии. Воспитатель не может в рамках одного занятия попросить каждого малыша, например, пересказать рассказ. Дома, в привычной для ребёнка обстановке, глядя на присланную воспитателем презентацию, и, вспоминая всё, что говорилось на занятии, он прекрасно может пересказать, например, рассказ или какую-то другую информацию. Слайды презентации в этом случае сыграют роль своеобразных картинок-подсказок, помогающих ребёнку восстановить в памяти занятие в детском саду.
Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Воспитатели нашего ДОУ, имеют архивы с фото материалом своих групп, которые они используют при создании своих видеосюжетов для проведения родительского собрания. Такой способ позволил нам наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его ребенка в детском саду. Многие родители просят воспитателей переслать им эти сюжеты по электронной почте.
ИКТ и социум.
Информационные компьютерные технологи позволили стать процессу образования доступным и открытым. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет не только родителям, но и всем желающим возможность:
- оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях;
- познакомиться с портфолио воспитателей;
- просматривать тематические презентации воспитателей по разным направлениям;
- задавать вопросы руководству ДОУ;
- проводить онлайн переписку, заочные родительские собрания;
- получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе,
- узнать полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников;
- вносить коррективы в процесс образования, предлагать свои идеи;
- отслеживать воспитательно-образовательный процесс детей родителями, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
ИКТ и методическая работа.
Неоценимы возможности ИКТ при методической работе.
Методист имеет возможность:
- ведения электронного документооборота;
- отслеживание жизни групп (НОД, утренники, праздники, экскурсии и др.) по фотоотчётам воспитателей;
- заочное консультирование не только воспитателей, но и родителей на сайте ДОУ.
Информационные компьютерные технологии позволили по-новому посмотреть на формы проведения педагогических советов, учебных семинаров для воспитателей детского сада.
Вывод: Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей, методиста, заведующей, бухгалтерии, кадров без ИКТ. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования, и расчёт меню и питания и много другое. Но компьютер не ставится для нашего ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена. Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...
Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"
В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....
Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...