Мастер-класс «Использование арт-технологии «сказкотерапия» в образовательной деятельности дошкольной организации для развития артистической одарённости дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Цель:создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию в своей работе сказкотерапии.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией « сказкотерапия»;
- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- содействовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование арт-технологии «сказкотерапия» в образовательной деятельности дошкольной организации для развития артистической одарённости дошкольников»
Евтушенко Валентина Михайловна
воспитатель
МДОУ детский сад №11
комбинированного вида
города Валуйки
Белгородской области
Цель:создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию в своей работе сказкотерапии.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией « сказкотерапия»;
- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- содействовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей.
Оборудование:мяч меховой, листы бумаги А4, цветные карандаши.
Ход мастер – класса
Теоретическая часть
В настоящее время всё более привлекательной становится личность творческая, конкурентоспособная, интеллигентная, готовая к непрерывному творческому саморазвитию и самообразованию. Стать такой личностью поправу может одарённый ребёнок. В обществе сложилось убеждение, что одарённые дети значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, а также выделяются среди других детей специальными способностями в музыке, художественном творчестве, спорте и других сферах деятельности.
Многих педагогов, которые впервые встречаются в своей педагогической деятельности с одарёнными детьми, нередко подкупает их безграничная увлечённость (чтением, рисованием, музыкой и т.д.), способность к быстрому обучению (что называется «схватывать на лету»), большой запас знаний в различных областях, повышенная любознательность, активность в учебном процессе и т.п.
Для получения высокого результата обучения одарённых детей необходимо использовать методы творческого характера – исследовательские, проблемные, проектные, поисковые, сочетая при этом самостоятельную, индивидуальную, групповую формы работы. В своей работе я использую такой интересный и универсальный метод, как «сказкотерапия», направленный на увеличение словарного запаса детей, повышение детской самооценки, а также развитие их мышления и воображения. Сказка способствует активизации различных сторон мыслительных процессов ребёнка, помогает ему самосовершенствоваться и одновременно создаёт благоприятную психологическую атмосферу, способную обогатить эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
Для каждой возрастной детской аудитории существует определённая группа сказок. Для детей 3-4 лет наиболее близкими и понятными являются сказки о животных. Именно в этом возрасте дети легко перевоплощаются в животных, идентифицируя себя с ними,копируют их манеру поведения.А вот начиная с 5-6 лет, дети предпочитают «волшебные» сказки и идентифицируют себя уже преимущественно с человеческими персонажами: Царевичами, Принцессами, Рыцарями и пр.Основным принципом подбора сказок для детей является направленность той проблемной ситуации, которая характерна для данного возраста, а также нравственный урок, который даст сказка. Однако необходимо иметь в виду, что нравственный урок должен быть доступным для осмысления детьми дошкольного возраста.
В структуру сказкотерапевтического занятия входят следующие этапы:
1.Ритуал «погружение» или «вхождение в сказку».
2.Основная часть, с использованием приёмов работы со сказкой, упражнений для развития вербального воображения детей.
3.Ритуал «выхода из сказки».
Во время ритуалов целесообразно использовать «волшебные предметы» (волшебную палочку, волшебный ларец, волшебный колпак и т.д.), прибегать к чтению «волшебных книг», проговаривать «волшебные заклинания». Подобные приёмы способствуют созданию атмосферы «сказочного мира». Присутствие сказочных персонажей, интересных экспонатов на занятии (изготовленных мною специально для сказкотерапевтических занятий) доставляют детям огромную радость, помогают маленькому ребёнку развить речь, память, внимание, воображение и фантазию.
На занятиях работа со сказкой выстраивается следующим образом: Чтение или рассказ педагогом самой сказки.
2. Обсуждение. Причем, обсуждая сказку, ребёнок должен быть уверенным в том, что любое высказанное им мнение не подвергнется осуждению.
3. Зарисовка наиболее значимого и интересного для ребёнка отрывка.
4. Драматизация (проигрывание сказки в ролях).
Решение задач развития речи детей происходит с помощью таких приёмов:
- рассказывание сказки по кругу;
- рассказывание сказки от третьего лица;
- групповое рассказывания;
- пересказывание и сочинение сказок.
Органичной составляющей сказкотерапевтического занятия является музыка. Музыкотерапия – один из важнейших компонентов психолингводидактичного процесса, способная глубоко влиять на чувства, эмоции ребёнка, усиливая производительность речевых процессов, активизируя детскую интеллектуально-речевую деятельность.
При положительных и отрицательных эмоциональных состояниях детей, имеющих ярко выраженный характер возбуждения, которому часто подвержены одарённые дети, с целью стабилизации и уравновешивания их психических состояний предпочтительно использовать следующие музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, написанные для детей: Е. Григ - «Утро», В. Косенко - «Дождик», Я. Степной - «Колыбельная», М. Глинка - «Жаворонок», В. А. Моцарт - «Веснянка»,
П. Чайковский - «Времена года», П. Чайковский - «Новая кукла», К. Сен-Санс - "Лебедь", А. Гречанинов - «Котик заболел», А.Гречанинов - «Котик выздоровел» и др. Музыка, сопровождающая сказкотерапевтическое занятие, является прекрасным фоном для чтения стихов, рассказывания, рассуждения, описания. Музыкальные произведения помогают ребёнку проявить творческое воображение и фантазию в самостоятельном создании сказок.
На занятиях по развитию речи успешно применяются такие сказкотерапевтические элементы как: пантомимические этюды, импровизация, вхождение в образ. Персонажи сказок помогают проводить ритмические упражнения, музыкальные зарисовки, творческие игры, во время которых дети осуществляют поиск, выбор наиболее подходящего варианта решения проблемы. Детям даются задания следующего характера:
-Покажи сказочного героя, его особенности, манеру двигаться, жестикулировать, говорить (если это человек), пластику и повадки (если это животное).
-Придумай окончание сказки (конец сказки должен быть счастливым).
-Угадай героя по движениям.
Став непосредственным участником сказкотерапевтических форм обучения, каждый ребёнок способен накапливать положительный эмоциональный заряд, быть довольным своими речевыми действиями и уверенным в своих культурно-речевых возможностях. Немаловажную роль сказкотерапия имеет в укреплении собственного социального иммунитета, приобретения статуса «успешного» говорящего ребёнка, способного к самовыражению.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я приглашаю фоку-группу для практической части моего мастер-класса.
1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».
- Уважаемые коллеги, сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.
2. Сказка о нежных Теплышках.
Вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.
« Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
3. Упражнение «Теплышки».
- Коллеги, представьте, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (участники по кругу передают мячик из меха).
- Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?
«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Как вы думаете, чем закончится сказка? Добром или злом?
( придумываем конец сказки).
4. Рисование «Добро и зло».
-На листе бумаги, попробуйте нарисовать «добро» и «зло». Вы можете использовать для рисунка героев, какой-нибудь сказки. Какого цвета «добро»? Какого цвета «зло»?
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.
- Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
5. Когнитивное упражнение « Чаша Добра».
(визуализация).
И.п. – можно сидя на полу, или сидя на стульчиках.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
6. Заключительный этап.
- Молодцы! А теперь давайте возвращаться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в детский сад. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.
Рефлексия:
Сказкотерапия способствует активизации творческого мышления, воображения и фантазии; развитию произвольного внимания, активизации лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения.
Уважаемые коллеги, перед вами лежит чистый лист бумаги и цветные карандаши. Если на мастер-классе,вы узнали что-то новое и будете использовать в работе - вы рисуете большое красное сердце; если есть над чем поработать , усовершенствовать- рисуете сердечко по-меньше и свои пишите пожелания. Спасибо за участие!
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru
melkie.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»...
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....
«Технологии использования элементов игры бадминтон в образовательной деятельности с детьми для развития координационных способностей дошкольников»
Бадминтон - спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких физических качеств как быстр...
Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...
Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»
Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...
Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...
- Мне нравится (1)