Консультация для родителей по сенорному развитию детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Сенсорные игры в домашних условиях»
Консультация для родителей
«Значение сенсорного воспитания.
Игры для развития тактильных ощущений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорные игры в домашних условиях»
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире. С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Ребёнку всё интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий.
Сенсорное исследование мира характерно для детей раннего возраста. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов.
Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Чтобы малыш нормально развивался, нужно обеспечить его разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребёнка нужно поддерживать.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве.
Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
К пальчиковым играм относятся.
«Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «Замок». Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы» и т. д.)С их помощью у детей развивается умение самостоятельно себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень.
Игры на выкладывание мозаики развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Эти игрывыполняют следующие функции:
- развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование,
- способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
- способствуют развитию речи, развивают творческие способности.
Игры с водой. Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, переливают воду. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков. Поставьте тазик с тёплой водой и вместе с малышом наполняйте ёмкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратиться в озеро, в котором плавают рыбки. Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырёк с узким горлышком. Такой эффект приводит детей в восторг. Купание кукол, тоже отличная игра. После кукольного обеда вымойте посуду.
Игры с красками. Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Ребёнку интересно как облачко с краской постепенно растворяется в воде. Это побуждает его к активным действиям, берёт кисточку и начинает действовать сам. Можно сравнивать краски и смешивать цвета. Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов. Можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода перемешается с другими красками. Дети наблюдают за такими действиями, затаив дыхания. Экспериментируйте вместе с ребёнком.
Игры с тестом. Тесто – пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого тёплого теста. Покажите, как можно мять его, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребёнка лепить из теста шарики и раскатывать колбаски. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.
Игры с бумагой. Предложите малышу подуть на маленький кусочек бумаги, это упражнение развивает дыхание. С комочком белой бумаги легко устроить игру в снежки. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки и помять её. Из полученных кусочков и полосок можно сделать аппликацию, например – цветочек.
Игры со льдом. Заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. Предложите малышу потрогать лёд, какой он холодный и твёрдый. Затем налейте в стакан горячую воду и вместе с ребёнком понаблюдайте, как потрескивает и быстро тает лёд. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на сосульки на крышах.
Игры с крупой. Высыпьте крупу в глубокую чашку, опустите в неё руки и пошевелите пальчиками. Мои пальчики спрятались, давай и твои пальчики спрячем. Можно прятать мелкие игрушки, а затем искать их. Пересыпать крупу с помощью ложки. Предложите малышу разделить фасоль от горошка. Поверьте и проверьте малышам это очень нравиться.
Игры со звуками.Обращайте внимание детей на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложки о стенки тарелки, шум проезжающих машин. Извлекайте разнообразные звуки из предметов. Оказавшись на природе, вместе с ребёнком прислушайтесь к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Не ограничивайтесь перечисленными играми. Экспериментируйте и выдумывайте.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение сенсорного воспитания.
Игры для развития тактильных ощущений»
Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.
Игры для развития тактильных ощущений
“Тактильные ладошки”
Игровое развивающее пособие состоит из 6 или более изображений ладошек, изготовленных из разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет
Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь. Оборудование: повязка на глаза можно без нее; мисочка со смесью зерен (фасоль, бобы, горох и т. д.). Спрятанный там любой предмет. Содержание: ребенок садится за стол (с завязанными глазами). И искать предмет со словами: В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
«Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: ткани разной фактуры (пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой) Содержание: на столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету. Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки. Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь. Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей, Брызни в поле пуще ~ Станет травка гуще. Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например:«Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Гусеница»
Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений. Задания: Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие. Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен. Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька). В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра — основной в...
Консультация для родителей "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"
Родителям о необходимости развития социальной компетентности ребенка...
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»...
Консультация для родителей "Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагается консультация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»...