Семинар - практикум. Развивающие игры нового поколения.
материал
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Цель семинара:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми, знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
План
1. Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников» (старший воспитатель).
2. Открытые просмотры с применением развивающей технологии В.В. Воскобовича:
- занятие по ознакомлению с окружающим «Пирожки для Мишки» на группе раннего возраста с введением в технологию с применением сказки «Фиолетовый лес» (воспитатель);
- занятие по ознакомлению с окружающим «Все помощники нужны» на подготовительной к школе группе с внесением игры «Чудо-крестики» как части занятия (воспитатель);
- кружок «Знайки» с применением игр В.В. Воскобовича на подготовительной к школе группе (воспитатель).
3. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель).
4. Выставка развивающих игр В.В. Воскобовича и развивающих игр, сделанных руками педагогов и родителей.
Вступительное слово и презентация «Опыт работы педагогов по интеллектуальному развитию детей» (старший воспитатель).
(В сопровождении презентации.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».
Интеллект - «Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные
процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи. П. Я. Гальперин
Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является интеллектуальное развитие дошкольников.
Организованная деятельность
Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме. Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка.
Развивающая среда
Развивающая среда создана с учётом требований. Для разностороннего развития детей в саду имеются: «Русская изба», «Лаборатория», развивающий центр «Космос», центры интеллектуальных игр в группах разного возраста, центр «Краеведение» и др.
Наши праздники
В детском саду проводятся различные конкурсы, викторины. Праздники с познавательным содержанием («Праздник воды», «Праздник мыльных пузырей» и др.).
Развивающие игры на улице
Во время прогулок дошкольники так же могут найти себе интересные и развивающие занятия:
- развивающие игры на асфальте,
- шашки из древесных спилов, кольцебросы.
Развивающая среда на территории сада организована таким образом, что на групповых участках расположены различные функциональные зоны:
- экологическая тропа,
- птичий городок,
- тематический уголок «Обитатели моря»,
- поляна «Хоровод сказок»,
- аптекарский огород,
- цветник «Фонтан цветов»,
- спортивная площадка + тропа здоровья.
Казалось бы, все усилия педагогов направлены на развитие дошкольников и обеспечение их готовности к школе.
Но анализируя результаты диагностики готовности детей к школе, следует отметить, что в среднем у выпускников детского сада наиболее сформированы и развиты внимание, самоконтроль, математические навыки. Умения классифицировать, запоминать, работать по образцу и развитие мелкой моторики - развиты достаточно, но ниже, чем другие функции.
Общие результаты диагностики готовности к обучению в школе:
Высокий уровень готовности - 10% детей,
Выше среднего уровня - 40%,
Средний уровень – 29%,
Низкий уровень готовности – 21%
Это и явилось толчком к разработке программы эксперимента по разработке модели творческой лаборатории.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», поисково-творческие задачи А.Зака и другие.
Целью экспериментальной деятельности является:
Создание комплексного подхода в развитии интеллекта ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.
Задачи:
1. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.
2. Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Создание и применение воспитательной системы игр «Ребенок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет:
- не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста,
- будет способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности педагога и его компетентностей,
- повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.
По окончании эксперимента предполагается выпуск методических бюллетеней, проведение семинаров-практикумов для педагогов города.
Педагогическим коллективом детского сада были определены направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников:
- создание картотеки развивающих игр для детей дошкольного возраста;
- разработка и внедрение игр-занятий с детьми с применением игровых развивающих технологий.
Мы считаем, что использование развивающих игр в педагогическом процессе позволит перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности.
Работа с родителями
Родители воспитанников так же принимают активное участие в жизни детского сада: интеллектуальных конкурсах, создают совместно с детьми развивающие игрушки, участвуют в выпуске газеты, в которой с удовольствием делятся советами по развитию детей в условиях семьи.
В октябре было проведено родительское собрание «Игра – дело серьезное», на котором родители познакомились с игровой технологией В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Родителям были так же предложены к обсуждению данные анкетирования детей ДОУ по теме «Я играю дома». С удовольствием родители включились в игру-дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье и делились своим опытом.
Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми как готовыми, так и сделанными руками педагогов и родителей в рамках конкурса.
А сейчас мы приглашаем вас на занятия, во время которых вы сможете увидеть, как игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича может вписаться в разные виды деятельности.
(Открытый просмотр занятий.)
1. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель).
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
Задачи:
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
- обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В.В. Воскобовича и составим рекомендации-памятки по работе с ними.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
«Купите билетик»
(Вхождение в игру.)
Цель: интеллектуальная разминка.
- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». В своей работе на занятиях с детьми вы используете круги Эйлера. И я вам предлагаю выбрать себе билет следующим образом:
(Вопросы типа: это не квадрат и он не синий и т.д.)
После ответов на вопросы педагоги делятся на две команды: опытные педагоги и педагоги молодые.
«Играя – учимся,
Играя – познаём!»
Теоретическая часть
«Педагогическая кухня»
Цель: уточнение системы знаний педагогов в области игры дошкольников.
- На ваших билетах написаны номера вопросов, а на столе перед вами лежат сами вопросы по теме игровая деятельность дошкольников (вопросы прилагаются).
После того как воспитатели ответили на вопросы:
- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?
- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
- А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.
- Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
Практическая часть
1. «Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундуке следующие предметы:
- Картон, ножницы,
- Прищепки и лист А-4,
- Спички или деревянные палочки,
- ПУСТО
После презентаций игр обобщаю:
Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логиче...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников».
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в усло...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны...
Семинар - практикум с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"
Конспект проведения семинара - практикума с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Семинар - практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»Цель семинара:- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инн...
Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»Инновация для детей – это внедрённое новшество, обеспечивающие более качественный и прогре...