Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
статья
В статье рассматриваются способы организации детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Кочубей Оксана Сергеевна
«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»
Аннотация: в статье рассматриваются способы организации детского экспериментирования как средства развития исследовательской активности. Результатом познавательно‐исследовательской деятельности дошкольников является овладение умением анализировать и систематизировать информацию, самостоятельно приобретать знания, тесно общаться со сверстниками, родителями, педагогами.
Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность детей, детское экспериментирование, познавательная активность детей, поисковая активность детей.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии познавательной деятельности ребенка, процессе усвоения знаний, навыков и поиска знаний, приобретении знаний самостоятельно или со взрослым под его тактическим руководством. Одним из наиболее эффективных способов понять законы и явления мира является эксперимент.
Целью воспитательной работы является развитие познавательной активности у дошкольников путем экспериментов с предметами и явлениями из окружающей действительности.
Для формирования исходных предпосылок для экспериментальной исследовательской деятельности были решены следующие задачи:
- расширить представления детей о физических свойствах мира;
- научить детей выполнять базовый и доступный опыт, искать ответы на вопросы и делать простые выводы, анализируя результаты экспериментальной деятельности;
- вызвать интерес к познанию мира;
- вовлекать родителей в процесс воспитания и развития своих детей.
Ожидаемые результаты для детей дошкольного возраста:
- идеи для различных аспектов исследуемого объекта, его связи с другими объектами и окружающей средой;
- умение ставить цели, выбирать необходимый материал, планировать свою деятельность с материалом, с акцентом на результат;
- познавательная деятельность детей, любознательность.
Многие отечественные педагоги в своих работах указывают на необходимость вовлечения детей в осмысленную деятельность, в ходе которой они могут обнаружить новые свойства предметов, сходства и различия, а также о возможность приобретения знаний самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усоваи др.).
Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависят друг от друга. Для меня очень важно научить ребенка находить неизвестные свойства в знакомых предметах, и, наоборот, в незнакомых предметах искать знакомые и понятные. Процесс познания - это творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить у ребенка интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые условия для этого.
На первом этапе я провела диагностику, чтобы определить уровень когнитивной активности у детей младшей группы.
На втором этапе разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана этой возрастной группы, в котором затрагиваются все виды детской деятельности (игра, прогулка, непосредственно- образовательная деятельность). Следуя тематическому плану, был разработан цикл совместно организованных мероприятий «Любопытные дети» и серия экспериментов и экспериментальных игр. Основным условием развития познавательной деятельности является насыщенная среда и возможность практической деятельности.
Планируя учебный процесс, я создаю условия для развития познавательной деятельности:
- В процессе совместной игровой деятельности я моделирую проблемные ситуации, намечала метод ее решения. Детям предстояло найти пути ее решения, решить самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого. Организуя игры, я призываю детей изучать, сравнивать и устанавливать отношения и зависимости.
Кроме того, когда дети приобретают уже исследовательские навыки, я предлагаю им только одну проблему, и они могут справиться с ее решением самостоятельно или в группе со сверстниками. И на высоком уровне дети могут самостоятельно представлять проблему и искать пути ее решения.
2. Я придаю большое значение наблюдениям во время прогулки, что развивает у детей интерес к происходящему, но также побуждает их делать выводы о некоторых явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
3. Использование элементарных экспериментов и исследований в работе с детьми дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей по формированию целостного образа мира действительно более интересной и разнообразной.
Конечно, стимулом для начала экспериментов с детьми могут быть любопытство, интерес, а также методы и приемы организации деятельности правильно подобранные воспитателем, которые могут повысить исследовательскую активность детей.
Для детей значимо, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому привлекала их к активному участию в реализации. Для родителей были организованны тематические выставки «Как стать исследователем», «Почему так бывает», оформляла папки – передвижки.
Я считаю, что положительные результаты могут быть достигнуты благодаря: взаимосвязанным и последовательным этапам и комплексному использованию современных и эффективных технологий, форм, методов и методик обучения.
Проведенная работа по развитию познавательной активности детей с помощью экспериментов позволяет сделать следующие выводы:
1. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим ребятам самим получать информацию об изучаемых предметах или явлениях, анализировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и воспитателями.
2. Работа в этом направлении представляется нам актуальной в свете введения образовательного стандарта федерального стандарта для дошкольного образования и обновления системы образования.
3. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, повышает интерес, активизирует познавательные способности.
Таким образом, систематически организованная работа позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Список использованной литературы:
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Кочубей О.С., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-400159-1392007862.jpg)
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа. Тема: «Развити...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674142-1443239155.jpg)
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).
Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-636349-1432226548.jpg)
Консультация для родителей на тему : "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".
значение экспериментальной деятельности для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830273-1476390020.jpg)
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-465988-1406284815.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".
Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-970007-1510066413.jpg)
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование"
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как...