Конструктор и музыка
презентация

Рак Татьяна  Евгеньевна

В детских садах внедряется практика по применению робототехники, образовательных конструкторов в деятельности дошкольников, что позволит наиболее эффективно развивать творческий потенциал дошкольников. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка устремлена в фантазию во всех своих элементах — звуковых, знаковых, терминологических — в детство. С его приоритетностью жить в сказке, видеть «живое» во всем. ‹#›

Слайд 2

Проблема В современной музыкальной педагогике существует ряд проблем. Одна из них – однообразие процесса изучения и погружения в музыку. Даже процессы слушания и музицирования окрашены однообразностью, монотонностью, а музыкально - теоретический аспект и вовсе становится камнем преткновения для воспитанников. В дошкольной педагогике эта проблема выражена наиболее ярко. Основной вид деятельности дошкольников – игра, но, на практике оказывается, что «играть в музыку» в процессе обучения не получается. ‹#›

Слайд 3

Во многих детских садах внедряется практика по применению робототехники, образовательных конструкторов в деятельности дошкольников, что, на наш взгляд, позволит наиболее эффективно развивать творческий потенциал дошкольников. Эта тенденция не должна обходить стороной и музыкальные занятия. ‹#›

Слайд 4

Самое сложное – объяснить детям структуру музыкальной «ткани» Этот материал является сложным даже для учащихся музыкальных школ и других учреждений дополнительного образования. В дошкольной музыкальной педагогике остро стоит проблема обучения детей пониманию именно «строения» музыкального произведения, и его анализу. Решить эту проблему нам поможет традиционный метод наглядности, но не в совсем обычной форме – мы будем конструировать музыку с помощью лего. ‹#›

Слайд 5

Конструктор и музыка? ‹#› В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Разнообразие образовательных конструкторов, их цветовой гаммы — способствует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника. Внедрение в образовательный процесс лего – конструирования коснулось многих образовательных сфер. Лего – уникальный инструмент для импровизации в любых проявлениях. А где, как не в музыкальном творчестве, самое место импровизации?

Слайд 6

Лего – конструирование в изучении основ музыкальной грамоты. ‹#›

Слайд 7

Использование конструктора лего для изучения характера музыки. Можно подсказать детям один способ визуализации на каждое музыкально – выразительное средство, а остальное они придумают сами. Например штрихи можно показать высотой отдельно взятых кирпичиков в стенах постройки. Лад – цветом постройки, динамику – размером и грандиозностью постройки. ‹#›

Слайд 8

Использование конструктора лего для изучения простейших форм и простейших жанров музыки. Жанр и музыкальную форму очень удобно показать с помощью количества этажей в постройке, или количеством объектов постройки. Один из необычных вариантов продемонстрировать жанр – создать «функциональную» постройку: танк или площадь для марша, зал и сцену для вальсов и т.д. ‹#›

Слайд 9

‹#› Главная задача использования лего в слушании музыки – научить ребенка говорить о музыке. Вслух давать характеристику музыкального образа. Начиная с самых первых упражнений ставим перед ребенком задачу – произнести ПРИЧИНУ, почему выбрана та или иная конструкция. С приобретенными навыками комбинируем задачи, но при изучении нового материала вновь оставляем один элемент.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы изучения теории музыки с помощью конструктора лего

Слайд 2

Мажор и минор Исполняем (включаем) мажорный отрывок на фортепиано. Спрашиваем о настроении у детей. Говорим, что такое радостное настроение называется Мажорным. Повторяем слово Мажор. Исполняем эту же мелодию, но уже в миноре. Говорим детям, что песенке стало грустно, ведь у нее нет домика. Предлагаем построить Мажорный дом, чтоб песенка оставалась веселой. Говорим, что грустное настроение называется Минорным. Предлагаем построить дом и для грустной пьески.

Слайд 3

Темп Ставим таймер или другим способом обращаем внимание детей на время. Играем короткую музыкальную фразу медленно. Просим детей посчитать количество звуков. Те же самые действия проводим с ускорением темпа. Просим детей посчитать количество звуков Делаем вывод – в домике быстрой пьески поместится больше кирпичиков, чем в домике медленной пьески. Закрепляем в игре.

Слайд 4

Динамика Попросите детей сидя «потанцевать» руками под предложенную музыку. Сначала включите тихую пьеску, потом громкую Обратите внимание детей на их движения – с увеличением громкости увеличилась амплитуда движений их рук. Задавая наводящие вопросы сделайте вывод – для громкой музыки нужен бОльший домик, чем для тихой. Закрепите на практике в игре.

Слайд 5

М елодия Готовим контрастные музыкальные произведения. ( плавная, отрывистая, скачкообразная) Используя конструктор с помощью ОДНОЙ ЛИНИИ создаем путь мелодии. Анализируем получившиеся дорожки, проговариваем характер мелодии.

Слайд 6

Ритм На первом этапе в ДОУ рассматриваем длину звука. Лучше всего для этого подходит ритмическая партитура. Строим конструкцию из лего, которую сможем представить как целую длительность. Это может быть длинный кирпичик. На него накладываем две половинки, далее четверти и т.д. Свяжите длительность и штрихи. При слушании музыки дети слышат именно штрихи.

Слайд 7

Регистр Играем тему «В пещере горного короля» в низком регистре. Показываем изображения гномов. Гномы низенькие – строим низкий дом. Проговариваем. Играем (включаем) любую мелодию в среднем регистре, под которую удобно изобразить прикосновение кошачьих лапок. Кошка прыгает и на окно, и на диван. Нам нужен домик повыше. Изображаем крылышки птиц ладошками высоко над головой под музыку высокого регистра. Строим высокий дом или дом на дереве, чтоб птицам удобно было залетать.

Слайд 8

Пауза Заранее готовим музыкальное произведение с ярко выраженными паузами. При прослушивании обращаем внимание детей на короткие и длинные паузы. Пауза – окошко, отсутствие звуков-кирпичиков Чтоб показать разность длинны пауз – используйте постукивания кирпичиков лего. В каких-то паузах дети успевают сделать только одно, а в каких-то больше Закрепляем в игре

Слайд 9

Жанр Танец и песню рассматриваем, создав персонажа из лего. Песню берем колыбельную, персонаж засыпает. Будим персонажа веселой плясовой. Усыпляем персонажа спокойным вальсом. Объясняем, что танцы могут быть спокойными. Будим персонажа веселой песней. Включаем марш. Что будет делать персонаж под эту музыку?

Слайд 10

Форма Берем двухчастную форму с контрастными частями. По окончании прослушивания наводящими вопросами подводим детей к выводу, что для каждой части должен быть свой этаж или отдельная постройка Тот же алгоритм для трехчастной формы. Куплетно-припевную форму строим несколькими постройками, где куплеты отличаются от припевов, но не отличаются друг от друга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры игр на слушании музыки с помощью конструктора лего

Слайд 2

Домик для песенки МАЖОР-МИНОР Слушаем пьеску Определяем лад Строим домик для песенки Можно привлечь одного ребенка, можно разделить детей по микрогруппам. По окончании постройки проговариваем, почему дом именно такой расцветки.

Слайд 4

Посели песенку в домик Мажор-минор Делим детей на микрогруппы, каждая из них строит дом для мажорной или минорной пьески. Звучат музыкальные фрагметы, дети определяют лад и определяют, в какой домик лучше заселить пьеску. Можно перебегать от домика к домику Можно поднимать руки той микрогруппе, у которой домик подходящий и т.д.

Слайд 5

«Лего – настроение» Мажор - минор Дети делятся на группы, Звучит музыкальная подборка. Если произведение мажорное – дети выкладывают веселую улыбочку, если минорное – грустную.

Слайд 6

«Повторялки» Музыкальная форма При первом прослушивании дети совместно строят домики в соответствии с количеством частей или куплетов/припевов или рефренов/эпизодов. При повторном прослушивании переходят от домика к домику, и, если возвращаются к повторившейся части - достраивают на доме еще один этаж

Слайд 8

«Молчаливые загадки» Комплексная игра Дети делятся на две группы. Одна группа строит дом. Вторая внимательно его осматривает и называет как можно больше музыкальных характеристик, спрятанных в этом домике. По названным характеристикам педагог может быстро подобрать произведение и включить его для проверки

Слайд 10

«Многоэтажки» Музыкальная форма В зависимости от формы звучащего произведения дети строят одноэтажное или многоэтажное здание (в соответствии количеству частей)

Слайд 11

Где мы оказались? Жанры Если звучит марш – строим площадь, танк и т.д. Если звучит песня – строим концертный зал со сценой, микрофон и т.д. Если звучит танцевальная музыка – строим театр,

Слайд 13

Гость Штрихи Представляем, что нам нужно построить большую стену, чтоб защититься от незваных гостей. Используем Штрихи звучащего произведения, чтоб создать стену. Легато – низкая волнообразная стена, Стаккато – высокие шпили и т.д. Для логического завершения этой игры нужно включить следующее произведение с названием или картинкой «гостя», который хочет перелезть через стену. (Полет шмеля, Баба Яга)

Слайд 15

Завод Размер Дети строят завод, количество станков в котором соответствует размеру Для сильной доли используется большой станок. Во время слушания дети извлекают звук из станка нужной доли. (По группам. Можно одну группу на каждый станок, можно внутри каждой группы построить целый завод.

Слайд 16

Музыкальный путь Мелодия С помощью лего выкладываем дорожки, символизирующие характер музыки. Эту игру можно провести в формате «угадай характер мелодии по дорожке» При повторном воспроизведении один ребенок может пройти по дорожке.