Картотека игр на развитие способностей
картотека
Предварительный просмотр:
Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других
ТИШЕ!
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ
РЕБЁНОК
Цель: обучение элементам техники выразительных движений.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.
СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
ИДИ КО МНЕ
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
ДО СВИДАНИЯ!
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
СПЯЩИЙ КОТЁНОК
Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.
Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
НОВАЯ КУКЛА
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
ЛИСЁНОК БОИТСЯ
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4 – 10 лет
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что – нибудь печальное.
Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.
ИНТЕРВЬЮ
Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить с какими цветами у ребёнка ассоциируется различные эмоции.
Возраст: 5 – 10 лет.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задаёт вам различные вопросы».
Взрослый берёт микрофон и, поочерёдно подходя к каждому ребёнку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются?
Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто – нибудь плачет?
Почему?
Люди сердятся, когда…
Люди обижаются, если…
Люди удивляются, когда…
Люди радуются, если…
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Весёлые, печальные,
Игральные, молчальные,
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь, выгибать –
Все скажут: «Он отважный!»
И будут уважать.
ОЖИВЛЯЛКИ
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст: 5 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: рисунки детей.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.
Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
ДИНОЗАВРИКИ
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
ЛОВИ – ЛОВИ!
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 4 – 5 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.
Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию творческих способностей дошкольников
Представлены игры на развитие творческих способностей дошкольников (3-7 лет) на основе элементов ТРИЗ....
Картотека игр на развитие коммуникативных способностей
Игры и образовательные ситуации, способствующие развитию связной речи и коммуникативных способностей детей...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Картотека игр на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста. Карточки сделаны в размере 10*15....
Картотека игр по развитию психических процессов, коммуникативных способностей для детей от 4 лет
Педлагаемая вниманию картотека игр и упражнений будет интересна не только специалистам и воспитателям, но и родителям. Игры не требуют подготовки большого количества материала, занимательны для детей ...
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
Картотека игр для развития способности рефлексии
Картотека игр для развития способности рефлексии...