Сборник консультаций для родителей
консультация

Ирина Равильевна Селезнева

Насколько активно родители дет­ского сада участвуют в музыкальном вос­питании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко родитель не считает своей обязанностью  присутствовать на празднике, ссылаясь на свои дела. Поэтому важно рассказать родителям о музыкальных занятиях,  установить взаимосвязь детского сада и семьи.  Для этого используются разнообразные методы, например, консультации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx343.49 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

46615e96e29d23766d29b62cef16591b.jpeg

Подготовила

музыкальный руководитель

И.Р. Селезнева

Культура поведения родителей и детей на утреннике.                           

Праздничный утренник – это своего рода итог предыдущей работы с детьми, где дети показывают свои достижения, чему они научились. Но не надо забывать, что праздничный утренник – это, прежде всего, радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго.

Добро пожаловать на наши детские праздники.

Но просьба – соблюдайте правила:

а) Не опаздывайте с детьми и сами. Вы испортите праздник своему ребенку, если начнут без него или же вся группа вынуждена будет ждать опоздавшего. Кроме того, часто в один день проводится несколько праздников в разных группах, друг за другом. Представьте себе, сколько детей пострадает от вашего опоздания. Часто бывает, что мама опаздывает, и воспитатель не знает, что надеть ребенку. Или мама, опоздав, забегает во время песни или танца в зал, отвлекая зрителей и детей! Иногда мама не может уйти с работы на время утренника – отправьте папу, бабушку или тетю, неважно, главное, чтобы это было просто родное лицо, которое ребенок всегда выискивает в толпе зрителей!                                                                                                            

б) Поответственнее относитесь к выступлениям, к подготовке к праздникам (особенно к последним репетициям). Как будет себя чувствовать ребенок на утреннике, если он не знает танцев, песен и т.д.? Иногда дети разыгрывают небольшие сценки, сказки, и отсутствие ребенка, играющего какую-либо роль, очень затрудняет, а то и срывает постановку этих сценок. Если заболели – оповестите заранее, может быть, возможно, еще подыскать вашему ребенку замену.                                                                                                

в) Одевайте детей в удобную, не сковывающую движения, одежду и обувь! По правилам – платье не должно быть длинным до пола, чтобы ноги были видны. Жаль, но мода диктует свое! Для девочек сейчас популярны нарядные платья – длинные, со шлейфами и воротниками, отдельными рукавами или  перчатками, с сумочками, а также ко всему в придачу  шляпки. Но как неудобна такая одежда для детского утренника! Дома попробуйте, чтобы ребенок потанцевал в этом платье – не будет ли мешать ему, не отвалится ли все это, не будут ли в кругу дети наступать на шлейфы? А на празднике ребенок будет подбегать к маме, сидящей среди зрителей, чтобы поправить перевернувшийся на бок наряд, и отвлекать и задерживать праздник. У мальчиков, без сомнения, должна быть светлая рубашка и темные брюки, по желанию можно надеть галстук или бабочку. Не стоит надевать пиджак, потому что он сковывает движения и ребенок чувствует себя неудобно в играх и танцах, в нем жарко! Можно надеть жилет в тон брюкам или, наоборот, контрастного цвета. Что хочется сказать  по поводу костюмов для детей. Особенно это касается Новогоднего праздника. Не покупайте детям агрессивные костюмы – Бэтмана, Человека-Паука, или громоздкие, неудобные – например,  Кота в сапогах (у которого огромная шляпа). Если очень хочется, в этих костюмах вы может повезти ребенка на многочисленные елки, которые сейчас проводятся повсеместно. Там ребенок не выступает, маскарадный костюм ему мешать не будет. А на наших праздниках у детей – исполнительская деятельность – покупайте ребенку костюм исходя из роли, которую он получил. Обувь должна быть фиксированная, без каблуков!                                  

г) О поведении гостей на утреннике. В музыкальном зале нельзя находиться в уличной обуви. Самый доступный вариант – надеть бахилы, но лучше – переобуться. А то детский сад начинает ассоциироваться с поликлиникой. Вы же не на медосмотр пришли! Создайте для детей праздник! Вы сможете свободнее принимать участие в конкурсах и танцах со своими детьми. Снимите верхнюю одежду и оставьте в группе! Видео и фотосъемка не должны быть самоцелью. Не мешайте детям выступать (не загораживайте проходы и т.д.). Не забывайте поддерживать детей аплодисментами (если руки заняты камерой – проблематично). Не берите на праздник грудничков и маленьких детей, которые устают, бегают по залу, мешают выступающим детям. Отключайте мобильные телефоны. Не отвлекайте детей разговорами и выкриками с места. От каждого ребенка может прийти один взрослый. Иначе нарушаются правила безопасности. В младших группах дети еще не привыкли, плачут на празднике, увидев маму. Если не уверены в своем ребенке, лучше не приходите. (Можно попросить других родителей записать праздник на видеокамеру).                                                                

д) Не требуйте, чтобы ваш ребенок на празднике обязательно читал стихотворение. Праздник – это не конкурс на чтение стихотворений. Каждый ребенок участвует в разных формах деятельности: песни, танцы, игры. Бывает, что не все дети готовы читать стихи на публику психологически. Для некоторых – это нервный стресс. Все это учитывается при составлении сценариев праздников. 

Прочитав эти правила, возможно, вы будете удивлены: сколько же надо всего запомнить для проведения какого-то маленького праздника!!! Поверьте, чтобы провести этот маленький праздник, нужно вложить  много труда и со стороны взрослых, и со стороны детей! А ведь все прочитанное вами – это простая культура, которая заложена в каждом человеке, но почему – то она не всегда проявляется!

Кто же такой музыкальный руководитель?

 

         Музыкальный руководитель – это педагог, который отвечает за музыкальное воспитание детей. Он организует и проводит музыкальные занятия, музыкально-литературные вечера, досуги. Выявляет музыкально одаренных детей и может заниматься с ними индивидуально в группе.

           Музыкальный руководитель принимает участие в проведении спортивных мероприятий, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

            

  Музыкальные занятия в детском саду

Цель музыкальных занятий:

Развитие голоса:                                                                                                                                           

работа над артикуляцией, дыханием; диапазоном голоса; пение в ансамбле; исполнение различных жанров песен; инсценирование песен.

Развитие музыкального слуха: 

Работа над чистой интонацией; пение музыкальных интервалов разной высоты.

Развитие ритмического слуха:

Освоение простейших ритмических попевок; освоение сложных ритмических комбинаций.

Танцевальные движения:

Прямой галоп, поскоки, кружение в парах, кружение по одному, хороводный шаг, приставной шаг, перестроения, движения с предметами, самостоятельная смена движений в 2-х и 3-х частной форме.

Танцевально-игровое творчество на базе упражнений, сценок, используя мимику, пантомиму.

Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности каждого ребенка. При этом надо иметь в виду, что  развитие музыкальности у каждого ребенка свое. Поэтому ожидать быстрое внешнее проявление какого-то результата, ошибочно.

Музыкальное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении рассчитано на несколько лет, планируется  от простых к более сложным, от первой младшей группы до подготовительной.

         Понятно, что поступив в детский садик, ребенок  сразу не начинает петь. Ведь ребенок может стесняться, не сразу становится общительным в группе сверстников. Поэтому музыкальное воспитание в младших группах начинается с того, что дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учат петь хором, группами,  водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

        

 На музыкальных занятиях мы учим детей:

  • Любить петь
  • Слушать, как поют другие
  • Уметь слушать музыку разных жанров
  • Правильно, красиво и эстетично двигаться                                                                         

Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. 

Музыкальные занятия                              

    в младшей  группе

Малыш пришел в детский сад совсем недавно, еще не привык к окружающей его обстановке, а тут уже начались занятия, да не простые, а музыкальные… В начале учебного года не только дети, но и педагог переживают так называемый адаптационный период, знакомятся друг с другом, присматриваются.  Дети только привыкли к своей группе, к атмосфере и обстановке, поэтому первое время музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия в группе. На «своей» территории дети лучше идут на контакт, и период адаптации и знакомства проходит для них легко. Как известно, музыка — это самое доступное из всех видов искусств  для детей с самого раннего возраста. Едва заслышав музыку, многие дети начинают пританцовывать, подпевать, одним словом откликаться на звучание музыки.

Уважаемые родители! В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас также   зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая  жизнь растущего человека, или  погаснет. Постарайтесь  поощрять  любое  проявление  песенного  и  танцевального  творчества  своего малыша дома, пойте  и  танцуйте  вместе  с  ним, посещайте  музыкальные  концерты,  приобретайте  музыкальные  игрушки,  создайте  дома  фонотеку  записей  классической,  народной,  современной  детской  музыки!

Пойте детям перед сном

 Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы  песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые»

 

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

Пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас!

Главное - делайте это с любовью!

Музыкальные способности детей в детском саду

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых, сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен. .. Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя ― писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность ― природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства ― хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», ― считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» ― немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: Эмоциональную отзывчивость на музыку; Ладо-высотное чувство; Чувство ритма.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои особенности.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками, ― песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей.

Но в процессе музыкальной деятельности участвуют и многие психические процессы, которые тоже относят к музыкальным способностям: Музыкальная память; Музыкальное мышление; Музыкальное воображение, творчество.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Одаренный ребенок.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает. Одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. Дети различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность видна невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Эта одаренность носит более нормальный, обычный характер.                                                                    

Существует несколько видов одаренности:

интеллектуальная 

-1) проявляются общие способности,

2) незаурядные способности проявляются в какой-либо специальной области;                                                                                            академическая –

1) дети с широкой способностью к обучению,

2) дети, у которых повышенные способности проявляются в одной или нескольких близких областях деятельности;                                                                    

художественная – проявляется в достижениях в области музыки, танца, живописи, сценической культуры. Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся.

Оценить подлинные способности в массовой системе обучения трудно из-за неоднородного контингента детей и усредненной программы обучения.

Поэтому, уважаемые родители, заметив какие-либо повышенные способности вашего ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистом в той области, в которой ребенок проявил себя, тем более, что у нас созданы все условия для проявления творчества: музыкальная, спортивная, художественная школы, различные секции и кружки.

Если вы хотите, чтоб ваш ребенок стал успешным человеком, важно найти ту ниточку, которая протянется через всю его жизнь и сделает его счастливым!

                            Музыка  Моцарта  против  заикания.             

 О  лечебном  воздействии  музыки  знали  еще  древние. Об  этом  не  забыли  и  сейчас. В  аптеках  Китая, Индии  и   Японии  продаются  музыкальные  альбомы  (диски   и  кассеты ), которые,  в  буквальном  смысле  слова, лечат. Они  так  и  называются: «заикание», «бессонница», «нервы», «почки» и т.д.  

При  помощи  длительных  экспериментов   ученые  установили, что  правильно  подобранные  мелодии  оказывают  сильное  терапевтическое  действие. Например, музыка  Шопена, Чайковского, Шуберта  снимает  стресс, нервное  напряжение, медленная  музыка  Баха, Вивальди создает  ощущение  уверенности  в  своих  силах.                

Известный  французский  актер  Жерар  Депардье  в  детстве  сильно  заикался  и  в  юности, попав  к  врачу-отоларингологу  Альфреду  Томатису,  приходил  к  нему  ежедневно  и  слушал  музыку  Моцарта. В  это  трудно  поверить, но  после  трехнедельного  курса  заикание  ушло  окончательно. Почему  именно  Моцарт? Возможно, потому  что  Моцартовская  музыка  соответствует  важному  правилу  золотой  середины: не  слишком. Не  слишком  быстрая  и  не  слишком  медленная, не  слишком  громкая  и  не  слишком  тихая, не  слишком  взволнованная  и  не  слишком  спокойная. Выражаясь  научным  языком, такая  музыка  может  помочь  ребенку  восстановить  энергетический  баланс. Как  говорил  Пифагор, «привести  страсти  к  равновесию». Сейчас много интересного на эту тему можно найти в интернете, например, почитать и понять глубже, какая же музыка подходит вашему ребенку. Послушайте классику и вы, взрослые, возможно, вам тоже  она поможет снять стресс после трудового дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник консультаций для родителей по руководству детским чтением

1. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?2. Чтение вслух детям3.Советы родителям по организации семейного чтения4. Учимся дружить5. Воспитание мальчиков и девочек6. Как помочь ре...

Сборник консультаций для родителей

Сборник консультаций для родителей...

Сборник консультаций для родителей

Сборник консультаций для родителей...

Сборник консультаций для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программ...

СБОРНИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "

Консультации, которые помогут родителям дать некоторые знания деткам о русской народной культуре,о её истоках....