Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"
статья (подготовительная группа)

Павлова Наталья Анатольевна

Коллективное посещение музеев – полезный досуг  для детей, родителей и воспитателей.

         Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире.    (Н.А. Ветлугина).

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/). 

      Прежде всего, посещение музеев  даёт дошкольнику возможность  приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.    

Музей - это особая образовательная среда, это  замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

 Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения,  умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

     В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.

     Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть  родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.

Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе  группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.

Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба.  На первом заседании присутствовало 8 человек - родители, которые всегда поддерживают  начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На заседании участники клуба приняли:

1.Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты».                                                                                                                    2. Выбрали актив, который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа.                                                                                                  3.Познакомили  с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году.  Родители и дети были активны, предлагали свои  варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов,  планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей,  была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.

     Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.

Задачи работы с детьми были следующие:

  • Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
  • Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
  • Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье,  к сообществу детей и взрослых.
  • Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

  • Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка.                                                                                                           Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба.                                                                   Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер. Важно было выяснить:    

  • Как дети будут вести себя в другой обстановке?
  • Как долго они смогут удерживать внимание?
  • Что больше всего заинтересует детей?
  • Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

     Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео.                                                                                                       После посещения музея был запущен проект  «Есть городок на реке Ижора», целью которого:

  • увлечь историей возникновения и развития города
  •  познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т.п. Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т.п.

 Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению  историей возникновения нашего города, инфраструктурой города,  историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей,  так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что  родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность.  Проект длился в течение года.  И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность.  Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.

  Следующим нашим проектом был краткосрочный  проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»!  Все эти занятия способствовали знакомству  с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше?  Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

  • Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
  • Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
  • Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
  • Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

  • Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
  • Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять: 

  • Все ли родители смогут терпеливо  провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
  • Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Музей хлеба предстал  в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова.   Дальше родители каждый со своим ребёнком   получили сопроводительный листок  (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания, например: составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р,  Ш,  Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!

Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

  • дети расширили свой кругозор,  поупражнялись в умении рассуждать;
  • дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
  • пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва.  А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
  •  поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
  • провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

  • за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
  • увидели, как ребёнок общается с друзьями,
  • поняли, насколько любопытен ребёнок,
  • почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы  с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что  все дети  и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.

     После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы  обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителям подумать и ответить на вопросы:

     1.Что понравилось больше всего?

     2.Что запомнилось?

     3.Чему научились?

     4. Что узнали нового?

     5. Помочь  детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком,  весь процесс фотографировать. Затем  мы  собрались в группе детского сада на  чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей.  Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и  участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.

     Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному  взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.

Согласно исследованиям  А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

  • Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
  • Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
  • Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально - эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова,  П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

     Следующим по плану работы клуба было посещение  зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только  познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных.  Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.

Перед посещением зоологического музея  перед детьми были поставлены следующие проблемные  вопросы:

  • Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
  • Развивать навыки самостоятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
  • Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.

Перед родителями стояли следующие задачи:

  • Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
  • Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми  в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
  • Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию, используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение  со взрослыми.

После экскурсии  давались творческие задания:

   - Дали  детям  понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.

- угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?

- воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок.

 «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.

 «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного животного.

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.

         В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

     Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы  к экскурсоводу, расширился у детей   кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

     Для родителей посещение музеев со своим  ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора,  дети заняты полезным делом. 

     Таким образом,  мы убедились в том,  что коллективное посещение музеев – это полезный досуг  не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективное посещение музеев – полезный досуг  для детей, родителей и воспитателей.

        Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире.    (Н.А. Ветлугина).

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/).  

      Прежде всего, посещение музеев  даёт дошкольнику возможность  приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.     

Музей - это особая образовательная среда, это  замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

 Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения,  умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

     В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.

     Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть  родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.

Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе  группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.

Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба.  На первом заседании присутствовало 8 человек - родители, которые всегда поддерживают  начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На заседании участники клуба приняли:

1.Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты».                                                                                                                    2. Выбрали актив, который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа.                                                                                                  3.Познакомили  с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году.  Родители и дети были активны, предлагали свои  варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов,  планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей,  была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.

     Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.

Задачи работы с детьми были следующие:

  • Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
  • Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
  • Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье,  к сообществу детей и взрослых.
  • Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

  • Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка.                                                                                                           Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба.                                                                   Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер. Важно было выяснить:    

  • Как дети будут вести себя в другой обстановке?
  • Как долго они смогут удерживать внимание?
  • Что больше всего заинтересует детей?
  • Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

     Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео.                                                                                                       После посещения музея был запущен проект  «Есть городок на реке Ижора», целью которого:

  • увлечь историей возникновения и развития города
  •  познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т.п. Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т.п.

 Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению  историей возникновения нашего города, инфраструктурой города,  историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей,  так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что  родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность.  Проект длился в течение года.  И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность.  Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.

  Следующим нашим проектом был краткосрочный  проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»!  Все эти занятия способствовали знакомству  с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше?  Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

  • Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
  • Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
  • Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
  • Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

  • Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
  • Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять:  

  • Все ли родители смогут терпеливо  провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
  • Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Музей хлеба предстал  в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова.   Дальше родители каждый со своим ребёнком   получили сопроводительный листок  (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания, например: составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р,  Ш,  Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!

Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

  • дети расширили свой кругозор,  поупражнялись в умении рассуждать;
  • дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
  • пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва.  А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
  •  поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
  • провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

  • за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
  • увидели, как ребёнок общается с друзьями,
  • поняли, насколько любопытен ребёнок,
  • почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы  с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что  все дети  и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.

     После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы  обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителям подумать и ответить на вопросы:

     1.Что понравилось больше всего?

     2.Что запомнилось?

     3.Чему научились?

     4. Что узнали нового?

     5. Помочь  детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком,  весь процесс фотографировать. Затем  мы  собрались в группе детского сада на  чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей.  Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и  участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.

     Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному  взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда. 

Согласно исследованиям  А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

  • Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
  • Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
  • Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально - эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова,  П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

     Следующим по плану работы клуба было посещение  зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только  познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных.  Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.

Перед посещением зоологического музея  перед детьми были поставлены следующие проблемные  вопросы:

  • Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
  • Развивать навыки самостоятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
  • Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.

Перед родителями стояли следующие задачи:

  • Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
  • Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми  в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
  • Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию, используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение  со взрослыми.

После экскурсии  давались творческие задания:

   - Дали  детям  понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.

- угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?

- воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок.

 «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.

 «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного животного.

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.

         В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

     Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы  к экскурсоводу, расширился у детей   кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

     Для родителей посещение музеев со своим  ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора,  дети заняты полезным делом.  

     Таким образом,  мы убедились в том,  что коллективное посещение музеев – это полезный досуг  не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность.  В современном дошкольном образовательном у...

Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

Полезные советы для родителей и воспитателей

Список сайтов педагогических сообществ и cайтов для родителей и воспитателей...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"

Статья написана по результатам исследовательской деятельности "Семейный клуб как модель результативного партнёрства с семьями воспитанников с целью социализации детей", проводимой в детском ...

Полезные ссылки для родителей и воспитателей

Полезные ссылки для родителей и воспитателей...

Полезные ссылки для родителей и воспитателей

На страницах данных сайтов вы найдете информацию, необходимую для ежедневной работы воспитателей детских садов, а также полезные советы в вопросах воспитательной и развивающей работы родителей....