Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"
статья (подготовительная группа)
Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире. (Н.А. Ветлугина).
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/).
Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.
Музей - это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.
Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.
В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.
Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек - родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На заседании участники клуба приняли:
1.Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты». 2. Выбрали актив, который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3.Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:
- Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
- Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
- Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
- Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.
Задачи работы с родителями:
- Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.
Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер. Важно было выяснить:
- Как дети будут вести себя в другой обстановке?
- Как долго они смогут удерживать внимание?
- Что больше всего заинтересует детей?
- Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?
Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора», целью которого:
- увлечь историей возникновения и развития города
- познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.
В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т.п. Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т.п.
Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.
Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.
А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.
Задачи работы с детьми мы поставили следующие:
- Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
- Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
- Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
- Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.
Задачи работы с родителями:
- Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
- Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?
Нам важно было понять:
- Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
- Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.
Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова. Дальше родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания, например: составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:
- дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;
- дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
- пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
- поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
- провели выходные вместе с родителями.
Родители ещё раз понаблюдали:
- за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
- увидели, как ребёнок общается с друзьями,
- поняли, насколько любопытен ребёнок,
- почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.
При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.
После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителям подумать и ответить на вопросы:
1.Что понравилось больше всего?
2.Что запомнилось?
3.Чему научились?
4. Что узнали нового?
5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.
Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.
Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:
- Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
- Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
- Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально - эстетических впечатлений.
Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).
В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.
Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.
Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.
В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.
Перед посещением зоологического музея перед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:
- Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
- Развивать навыки самостоятельности.
- Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
- Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.
Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.
Перед родителями стояли следующие задачи:
- Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
- Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
- Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию, используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.
После экскурсии давались творческие задания:
- Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.
- угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?
- воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок.
«Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.
«История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного животного.
В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.
От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.
Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?
Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.
Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире. (Н.А. Ветлугина).
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/).
Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.
Музей - это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.
Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.
В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.
Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек - родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На заседании участники клуба приняли:
1.Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты». 2. Выбрали актив, который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3.Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:
- Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
- Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
- Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
- Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.
Задачи работы с родителями:
- Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.
Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер. Важно было выяснить:
- Как дети будут вести себя в другой обстановке?
- Как долго они смогут удерживать внимание?
- Что больше всего заинтересует детей?
- Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?
Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора», целью которого:
- увлечь историей возникновения и развития города
- познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.
В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т.п. Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т.п.
Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.
Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.
А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.
Задачи работы с детьми мы поставили следующие:
- Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
- Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
- Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
- Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.
Задачи работы с родителями:
- Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
- Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?
Нам важно было понять:
- Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
- Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.
Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова. Дальше родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания, например: составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:
- дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;
- дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
- пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
- поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
- провели выходные вместе с родителями.
Родители ещё раз понаблюдали:
- за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
- увидели, как ребёнок общается с друзьями,
- поняли, насколько любопытен ребёнок,
- почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.
При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.
После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителям подумать и ответить на вопросы:
1.Что понравилось больше всего?
2.Что запомнилось?
3.Чему научились?
4. Что узнали нового?
5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.
Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.
Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:
- Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
- Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
- Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально - эстетических впечатлений.
Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).
В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.
Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.
Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.
В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.
Перед посещением зоологического музея перед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:
- Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
- Развивать навыки самостоятельности.
- Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
- Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.
Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.
Перед родителями стояли следующие задачи:
- Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
- Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
- Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию, используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.
После экскурсии давались творческие задания:
- Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.
- угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?
- воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок.
«Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.
«История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного животного.
В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.
От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.
Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?
Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.
Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность. В современном дошкольном образовательном у...
Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»
Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей и закрепить знания о техническом прогрессе...
Полезные советы для родителей и воспитателей
Список сайтов педагогических сообществ и cайтов для родителей и воспитателей...
Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»
В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...
Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"
Статья написана по результатам исследовательской деятельности "Семейный клуб как модель результативного партнёрства с семьями воспитанников с целью социализации детей", проводимой в детском ...
Полезные ссылки для родителей и воспитателей
Полезные ссылки для родителей и воспитателей...
Полезные ссылки для родителей и воспитателей
На страницах данных сайтов вы найдете информацию, необходимую для ежедневной работы воспитателей детских садов, а также полезные советы в вопросах воспитательной и развивающей работы родителей....