Пальчиковые игры по теме «Осень»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Пальчиковые игры по теме «Осень»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших) Будем листья собирать (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук) | «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес пойдём мы погулять. (обе руки «идут» пальчиками по столу) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём.
|
«Гномики - прачки»
Жили – были в домике Маленькие гномики: (сжимают и разжимают кулачки) Тики, Пики, Личи, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с больших) Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга) Тики – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки. (загибают пальчики, начиная с больших) Мики умница был, Всем водичку носил. | «Алёнка - малёнка»
Алёнка – малёнка Шустра, быстра: (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок) Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела, (загибают пальчики, начиная с больших) В охотку ей дело. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)
|
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. (поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку) Сосчитайте – ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Начинаем вслух считать: Ра, два, три, четыре, пять. (загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)
|
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть – чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом, Посидели за столом. (загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели) Чай с вареньем дружно пали. Много мебели в квартире! (ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок) |
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть – чуть сломали. (снова загибают пальчики) Так мы маме помогали. ( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают владоши) | «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают пальчики) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, (машут перекрёстно сложенными ладонями) Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. (на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках.Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)
|
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно) Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно)
| «Ласточка»
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? – За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну – красну. (на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных) |
«Овощи» Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев Вырос у нас чесночок, (указательный левой руки) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка, (безымянный) Лук и немножко горошка. (мизинец) Овощи мы собирали, (мизинец правой руки) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили, (указательный) Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород. (большой палец правой руки) | «Фрукты» Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку
На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные) Есть лимоны, апельсины, (средние) Дыни, сливы, мандарины, (указательные) Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх) |
«Апельсин»
Мы делили апельсин – («разламывание» апельсина на дольки) Много нас, (показ 10 пальцев рук) А он один. (Показ одного пальца руки) Эта долька – для ежа, (сгибание большого пальца лев.руки) Эта долька – для чижа, (сгибание указ.пальца левой руки) Эта долька – для утят, (сгибание ср. пальца левой руки) Эта долька – для котят, (сгибание без.пальца левой руки) Эта долька для бобра, (сгибание мизинца левой руки) А для волка – кожура. (бросательное движение правой руки)
| «Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, (загибать пальчики на правой руке, начиная с большого) Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (опять «варить» и «помешивать»)
|
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле – еле; Перелётные птицы на юг улетели; (дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету)) Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре. (сжимают руки в «замок») Поздняя осень стоит на дворе. (разводят руками перед собой)
|
«Овощи»
Ох – ох – ох – лучше всех горох! (дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы) Ха – ха – ха – это чепуха! (хлопают в ладоши) Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор! (ударяют кулачками по коленкам) Овь – овь – овь – сладкая морковь! (хлопают ладонями по коленам) Ла – ла – ла – вкусная свекла! (ритмично сжимают пальцы в кулачок) Оп – оп – оп – душистый укроп! (ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх) |
«Перелётные птицы»
Тили – тили, тили – тили – На юг птицы улетели! (скрещивают большие пальцы, машут ладошками) Улетел от нас скворушка – Серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей торопились: Кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж! (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
| «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин, (дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Он, конечно не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветве рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этотот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (показывают вокруг и на себя) |
«Собираем грибы»
Топ, топ – пять шагов, (дети «шагают» пальцами по столу) В туесочке пять грибов. (сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка) Мухомор красный – гриб опасный, А второй лисичка – рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб – белый, ешь его смело! (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)
| «Капуста»
Тук! Тук Тук! Тук! Раздаётся в доме стук. (дети ритмично ударяют ребром ладони по столу) Мы капусту нарубили, Перетёрли, посолили. (выполняют хватательные движенияобеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой) И набили плотно в кадку. Всё теперь у нас в порядке! (ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры по теме «Осень»
«Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших) Будем листья собирать (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук) | «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес пойдём мы погулять. (обе руки «идут» пальчиками по столу) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. |
«Гномики - прачки» Жили – были в домике Маленькие гномики: (сжимают и разжимают кулачки) Тики, Пики, Личи, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с больших) Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга) Тики – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки. (загибают пальчики, начиная с больших) Мики умница был, Всем водичку носил. | «Алёнка - малёнка» Алёнка – малёнка Шустра, быстра: (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок) Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела, (загибают пальчики, начиная с больших) В охотку ей дело. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок) |
«Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. (поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку) Сосчитайте – ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Начинаем вслух считать: Ра, два, три, четыре, пять. (загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших) | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть – чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом, Посидели за столом. (загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели) Чай с вареньем дружно пали. Много мебели в квартире! (ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок) |
«Помощники» Раз, два, три, четыре, (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть – чуть сломали. (снова загибают пальчики) Так мы маме помогали. ( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают владоши) | «Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают пальчики) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, (машут перекрёстно сложенными ладонями) Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. (на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках.Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку) |
«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно) Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно) | «Ласточка» Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? – За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну – красну. (на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных) |
«Овощи» Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев Вырос у нас чесночок, (указательный левой руки) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка, (безымянный) Лук и немножко горошка. (мизинец) Овощи мы собирали, (мизинец правой руки) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили, (указательный) Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород. (большой палец правой руки) | «Фрукты» Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные) Есть лимоны, апельсины, (средние) Дыни, сливы, мандарины, (указательные) Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх) |
«Апельсин» Мы делили апельсин – («разламывание» апельсина на дольки) Много нас, (показ 10 пальцев рук) А он один. (Показ одного пальца руки) Эта долька – для ежа, (сгибание большого пальца лев.руки) Эта долька – для чижа, (сгибание указ.пальца левой руки) Эта долька – для утят, (сгибание ср. пальца левой руки) Эта долька – для котят, (сгибание без.пальца левой руки) Эта долька для бобра, (сгибание мизинца левой руки) А для волка – кожура. (бросательное движение правой руки) | «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, (загибать пальчики на правой руке, начиная с большого) Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (опять «варить» и «помешивать») |
«Поздняя осень» Солнышко греет уже еле – еле; Перелётные птицы на юг улетели; (дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету)) Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре. (сжимают руки в «замок») Поздняя осень стоит на дворе. (разводят руками перед собой) | «Овощи» Ох – ох – ох – лучше всех горох! (дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы) Ха – ха – ха – это чепуха! (хлопают в ладоши) Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор! (ударяют кулачками по коленкам) Овь – овь – овь – сладкая морковь! (хлопают ладонями по коленам) Ла – ла – ла – вкусная свекла! (ритмично сжимают пальцы в кулачок) Оп – оп – оп – душистый укроп! (ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх) |
«Перелётные птицы» Тили – тили, тили – тили – На юг птицы улетели! (скрещивают большие пальцы, машут ладошками) Улетел от нас скворушка – Серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей торопились: Кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж! (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) | «Фруктовая ладошка» Этот пальчик – апельсин, (дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Он, конечно не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветве рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этотот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (показывают вокруг и на себя) |
«Собираем грибы» Топ, топ – пять шагов, (дети «шагают» пальцами по столу) В туесочке пять грибов. (сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка) Мухомор красный – гриб опасный, А второй лисичка – рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб – белый, ешь его смело! (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев) | «Капуста» Тук! Тук Тук! Тук! Раздаётся в доме стук. (дети ритмично ударяют ребром ладони по столу) Мы капусту нарубили, Перетёрли, посолили. (выполняют хватательные движенияобеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой) И набили плотно в кадку. Всё теперь у нас в порядке! (ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры на тему "Осень"
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому...
Пальчиковые игры по теме "Осень"
Пальчиковые игры по теме «Осень» "Осень". Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем) Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них) Полетели, закружились и ...
Пальчиковые игры на тему "Осень"
Картотека...

Старкова Ольга Владимировна. Пальчиковые игры на тему: "Осень"
Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует о...