Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Как избежать конфликтов с родителями.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадает в истерику, когда слышит имя второго воспитателя. Почему так происходит и как помочь педагогам не довести эту ситуацию до конфликта с родителями.Об этом в данной статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Как избежать конфликтов с родителями.
Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадает в истерику, когда слышит имя второго воспитателя. Почему так происходит и как помочь педагогам не довести эту ситуацию до конфликта с родителями.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.
Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить
- Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.
- Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или старшего воспитателя.
Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.
«Мой ребенок не хочет к вам идти» – начало конфликта с родителями, знакомое многим воспитателям. Если эти слова прозвучали, нужно незамедлительно принимать меры. Это сигнал эмоционального конфликта между ребенком, воспитателем и родителями, когда внимание с сути противоречий переносится на личности участников. Фоном в отношениях становится личная неприязнь. Такой конфликт часто выходит за пределы группы: родители привлекают старшего воспитателя, других родителей, заведующего, муниципальные органы, а иногда и широкую аудиторию в интернете. Все участники конфликта страдают, проблема не решается. Чтобы избежать негативных последствий, учитывайте все возможные причины.
Ситуация 1
Что на это указывает: особенности эмоционального состояния ребенка замечают другие воспитатели, психолог, случайные наблюдатели. Например, он часто плачет, злобный, испуганный. Известно, что ребенок пережил резкие изменения в жизни: смерть родственника, появление брата или сестры, отчима, развод родителей, переезд, смена детского сада, группы, внезапное тяжелое заболевание члена семьи или самого ребенка. Ребенок с трудом приспосабливается к нормативным требованиям и режиму в детском саду.
Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю
- Потребность быть с родителями. Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.
- Эмоциональные трудности. Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.
- Волевые сложности. Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда все можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.
- Эффект ореола: влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким строгим тоном), то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых: например, этой воспитательницей другая пугала детей или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.
- Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратиться для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.
Рекомендации воспитателям:
1.Меньше уговаривайте и объясняйте. «Грейте» ребенка эмоционально: улыбайтесь, ласково обращайтесь, чаще говорите «спасибо», «мне понравилось, как ты…» Рациональные объяснения, уговоры не быть «как маленький» не помогут.
2.Ни в коем случае не проявляйте агрессию к ребенку. Если раздражены, говорите не о ребенке, а о себе: «Мне очень не нравится, когда кто-то меня перебивает!», «Я злюсь, когда кого-то бьют», «Очень тяжело повторять по несколько раз».
3. Дайте ребенку понять, что его чувства важны для вас. Если ребенок переживает, у него что-то не получается, попробуйте угадать его эмоцию6 «Ты расстроен?, «Тебе обидно?», «Ты ждешь маму?». Сначала он может не отвечать или ответить «Нет!». Не торопитесь утешать, проявите сочувствие: «Понимаю»/ «Это тяжело».
4.Больше играйте с детьми. По возможности увеличьте время на свободные игры. В игре дети расслабляются, сбрасывают негативные эмоции, а взрослый организатор и участник игр становится детским любимцем.
5. Не перевоспитывайте родителей и не спешите давать им советы. Дождитесь, чтобы они сами спросили ваше мнение. Тем более, когда они сами пришли на разговор.
6.Не высказывайте ответные претензии и не оправдывайтесь перед родителями. Выслушайте и уточните претензии ребенка и родителей к вам. Спросите, как бы они хотели, чтобы вы действовали. Ответьте, сможете ли выполнить то, что они просят, или предложите свой альтернативный вариант. Ищите компромисс.
7. оставайтесь в позиции профессионала. Не позволяйте себе уйти в позицию жертвы («я все для них делаю, а они!», «я не виновата, а он!») или диктатора («я вам устрою!», «мало я на него орала!»). Создавайте в группе такие условия, чтобы даже эмоционально проблемный ребенок чувствовал себя в безопасности.
8. Уделяйте время и внимание своему имиджу. Старайтесь выглядеть привлекательно, транслируйте уважение к родителям и детям. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте улыбнуться глазами. Запомните это выражение лица. Используйте приемы активного слушания: кивайте, угукайте, не скрещивайте руки.
Ситуация 2
Что на это указывает: родители постоянно указывают воспитателю на его ошибки, собирают о нем всю негативную информацию у других родителей, говорят о том, что им самим было плохо в детском саду. Во время разговора с воспитателем закатывают истерику, кричат, говорят «я сам(а) вас боюсь». Интересуются, можно ли сменить воспитателя. Обвиняют педагога в том, что он не видит в ребенке какое-то важное качество (позитивное или делающее его нуждающимся в особых условиях), считает ребенка плохим.
Пять причин, по которым родители винят воспитателя
- Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится. Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.
- Неприязнь к воспитателю. Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия: не нравится такой тип внешности, слишком молодая / старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование / национальность. Даже помада на зубах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.
- Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми. Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например грубит детям.
- Задетая самооценка. Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.
- Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка. Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой все еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.
Для старшего воспитателя. Как реагировать на претензии родителей к воспитателю:
1. Примите родителей в максимально комфортной обстановке.
2. Поросите родителей назвать главную причину сложностей с воспитателем.
3. Дайте обратную связь, но не оценивайте ни воспитателя, ни ребенка, ни родителей.
4.Назначьте повторную встречу с родителями через неделю.
5. Побеседуйте с воспитателем и узнайте его взгляд на ситуацию.
Для воспитателей. Как выстроить беседу с родителями, у которых есть к вам претензии.
- Постарайтесь услышать родителей.
- Не возражайте.
- Положительно охарактеризуйте ребенка.
- Не сражайтесь с родителями, а вовлекайте их.
- Давайте родителям больше положительной информации о ребенке.
- Обязательно что-то меняйте и делайте так, как просят требуют родители.Выберите из предложений то, на что вы готовы.пробуйте.Делитесь положительными сторонами этого опыта с родителями. Родители должны видеть, а не просто слышать, что вы готовы учитывать их пожелания.
Ситуация 3
Что на это указывает: многие дети не хотят идти к этому воспитателю, и это наблюдается из года в год. Об этом воспитателе можно услышать чаще негативные отзывы от родителей, чем положительные. Воспитатель часто нарушает профессиональную этику: проявляет агрессию к детям, запугивает их, жестоко наказывает, негативно высказывается о ребенке, его семье, своей работе. При этом с другими педагогами детского сада у этого ребенка нет никаких сложностей.
Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок не хочет
ходить к нему в группу
- Стрессовые педагогические тактики. Воспитатель постоянно кричит, взвинчен, имеет привычку «сливать» на детей негативные эмоции, выбирает любимчиков и отверженных – парии, контролирует каждую мелочь.
- Предвзятое отношение к ребенку. Может быть следствием множества причин, от предубеждений в отношении пола («мальчики утомляют»), национальности, профессии родителей до накопившихся негативных эмоций из-за конфликтов с воспитанником.
- Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка. Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – все это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку.
- Профессиональное выгорание. Утрата положительных эмоций от работы, постоянное переживание скуки, усталости, раздражения, деперсонализация детей («все одинаковые»), желание просто побыть в тишине, чтобы никто не болтал, не мельтешил, ничего не просил, – типичные симптомы профессионального выгорания воспитателя. С таким взрослым ребенку скучно и дискомфортно общаться и находиться рядом.
- Внешний облик и манеры. Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта), длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.
Для старшего воспитателя. Как работать с воспитателем, у которого есть трудности в общении с детьми.
- Обсудите с воспитателем его педагогические установки.
- Учитывайте влияние профессионального выгорания на деятельность воспитателя.
- Мотивируйте воспитателя повышать квалификацию.
- Поддерживайте в общении с педагогом доброжелательный настрой.
- Регулярно транслируйте необходимость избегать агрессии.
- Формируйте у воспитателя установку на результативную работу.
- Расспросите у воспитателя о детях и семьях, с которыми у них сложности.
- Не ведите разговоров «в общем». Просите воспитателя сформулировать конкретную цель, реально достижимую в течение ближайших 2-4 недель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитатель и родитель на поле битвы или Как избежать конфликта"
Ребенок и детский сад — тема непростая. Достаточно просто послушать разговоры на детской площадке , чтоб понять это. И проблемы поднимаются самые разные — от того, в...
Рекомендации воспитателям "Ребенок царапает или кусает других детей"
Устанавливает границы в отношенияхКогда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то...
Чтобы избежать конфликтов с родителями.
Консультация для педагогов....
Презентация Советы воспитателям "Как избежать конфликты с родителями"
Материал к педагогическому совету для воспитателей " Как избежать конфликты с родителями"...
Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов «Как избежать конфликтов с родителями»
На семинаре воспитатели отрабатывают навыки безконфликтного общения с родителями....
Как избежать конфликтов с родителями
Памятка для коллег...
Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Рекомендации, как избежать конфликтов с родителями
Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадае...