План по самообразованию
материал
план работы учителя-логопеда в детском саду по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samooobrazovanie_word_3.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Пышминский детский сад №6»
_____________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
учителя-логопеда
Новоселовой Ольги Федоровны
п.г.т. Пышма 2019 г.
Ф.И.О. Новоселова Ольга Федоровна
Дата рождения: 04.07.1968г.
Домашний адрес: Свердловская обл. Пышминский р-он р.п. Пышма
Образование: ВЫСШЕЕ
Год окончания: 2008г.
Специальность по диплому: педагог дошкольного образования
Профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе «ЛОГОПЕДИЯ» 2019г.
Место работы: МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №6»
Должность: учитель – логопед
Общий педстаж 15 лет
Стаж по специальности до 1 года
Квалификационная категория :
Дата присвоения:
Курсовая подготовка :
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда»
Коррекционная помощь детям с нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном возрасте. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо - речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них подчас оказываются просто недоступными такие абстрактно-символические понятия как «гласный звук», «твердый-мягкий звук», «буква», «слог», «точка, ударение», «схема слова, предложения» и т.д. Особую трудность для детей составляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. Поэтому большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте.
Многие исследователи нарушения речи в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у детей с тяжелыми нарушениями речи задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации.
При изучении нейропсихологических аспектов методики Н.А. Зайцева было установлено, что этот метод один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.
При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога
В основе системы Н.А. Зайцева которой лежит метод применения таблиц и кубиков. Она проста, доступна, а главное - интересна и дает поразительные результаты. Благодаря тому, что у кубиков много признаков (цвет, размер, вес, наполняемость), а таблицы имеют определенные цвета, дети быстро включаются в работу. Таким образом формируется оптико-пространственная, зрительно-слуховая, слухо-моторная связь, необходимая для обучения грамоте, т.е. данная методика способствует
1. Развитию речевого дыхания
2. Развитию ритмико-интонационной стороны речи.
3. Развитию фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)
4. Автоматизации и дифференциации звуков.
5. Развитию зрительно-моторной координации.
6. Развитию словаря
7. Закреплению навыков словообразования и словоизменения.
8. Частичной коррекции поведенческих и психологических нарушений.
Цель: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по использованию метода Зайцева в коррекции речи детей дошкольного возраста.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.
4. Внедрить систему работы кубиков Зайцева в коррекцию речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Содержание:
1. Профессионально-педагогическая деятельность.
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки .
3. Вывод о проделанной работе. Распространение педагогического опыта.
№ | Содержание | Сроки |
1. Профессионально-педагогическая деятельность | ||
1. | Изучение методической литературы, интернет - ресурсов | Сентябрь Октябрь. |
2. | Изучение опыта педагогов ДОУ | Сентябрь Октябрь. |
3. | Пройти курсы повышения квалификации по данной теме | Октябрь- ноябрь |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога. | ||
1. | Подготовка дидактического материала по методике Зайцева | октябрь |
2. | Создание картотеки игр с использованием кубиков Зайцева для индивидуальных, подгрупповых занятий. | ноябрь- декабрь |
3. | Подготовка курса занятий с использованием кубиков Зайцева по обучению грамоте детей дошкольного возраста | ноябрь- декабрь |
4. | Создание презентации по теме самообразования. | февраль |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | май |
3. Вывод о проделанной работе. Распространение педагогического опыта. |
Литература:
1. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием – М.: Изд-во «Гном и Д», 2006.
2. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Собр.соч.: В 6т. – Т. 1 . – М.: Педагогика, 1982.
3. Данилова Л. «Кубики Зайцева в семье», С. - Пб., «Нева» М., Олма-пресс» 2003.
4. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007
5. Зайцев Н.А. Грамотный малыш. ж. «Мама и малыш» №10 - 2004.
6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998.
7. Панина О.П. Использование методики Н.А. Зайцева при обучении грамоте детей с ОНР ж. Логопед № 2 - 2007.
8. Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием! – М.: Изд-во Гном, 2006.
9. Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. – М.: Унисерв, 2009.
10. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // М.; 2005
Отчет по самообразованию
учителя – логопеда МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад
Новоселовой Ольги Федоровны за 2019-2020 учебный год
по теме: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда»
Пояснительная записка:
Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства .
ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.
Дети посещающие логопунк ДОУ, имеют самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, Дизартрия). Это дети имеющие тяжелые нарушения речи - это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Исследуя особенности этих детей отмечается, что у детей с тяжелым нарушением речи страдают все когнитивные процессы и интерес к образовательным процессам у таких детей снижен.
Поэтому, использование новых технологий вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Которым необходимо:
1. Развитие речевого дыхания
2. Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)
4. Автоматизация и дифференциация звуков.
5. Развитие зрительно-моторной координации.
6. Развитие словаря
7. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
8. Частичная коррекции поведенческих и психологических нарушений.
При изучении нейропсихологических аспектов методики Н.А. Зайцева было установлено, что этот метод позволяет воздействовать на все когнитивные процессы. Дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия: зрительную слуховую, моторную, оптико-пространственную. Этот метод развивает детскую инициативу и самостоятельность.
В связи с этим назрела необходимость изучить методику Н.А. Зайцева и использовать ее в коррекционной работе.
Таким образом, была определена тема самообразования: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда».
В рамках самообразования в течении учебного года:
1.Изучала нормативно-правовую базу организации логопедической работы в
ДОУ с целью оптимизации работы.
2.Изучала методическую литературу по теме самообразования:
Данилова Л. «Кубики Зайцева в семье»
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей
3. Прошла курсы повышения квалификации « О
4. Ознакомилась с опытом работы учителя-логопеда высшей категории Пятибратовой Н.В. с кубиками Н.А. Зайцева по онлайн занятиям. Изучила ее книгу «Учимся читать с удовольствием!», приобрела Домашнюю тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева.
5. Подготовила картотеку игр с использованием кубиков Зайцева для индивидуальных, подгрупповых занятий. Были апробированы игры.
6. Активно использовала в работе кубики Зайцева на индивидуальных занятиях при развитии артикуляционной и мелкой моторики, развитии фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, развитии координации движений пальцев рук. (конструкт занятия прилагается).
7. Подготовлена презентация «Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева»
Для дальнейшей работы по данной теме планирую:
- Провести презентацию для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей
по теме «Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева»
- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры,
упражнения с кубиками Зайцева.
- Планируется представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её педагогам и родителям.
Продолжаю изучение литературы по данной теме:
Урок на тему: «Знакомство с таблицей и кубиками Н. Зайцева».
Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? (Да) А сказочных героев? (Да) А волшебство? (Да) А необычные приключения? (Да) Я так и думала. Я тоже очень-очень люблю всё волшебное и необычное. Сегодня мы побываем в волшебном сказочном городе и познакомимся с необычными сказочными героями. Давайте вместе закроем ладонями глаза, перевернёмся три раза через левое плечо (как во всех волшебных сказках) и окажемся в необычном городе, который называется БУКВОГРАД. И живут в этом городе не люди, а буквы и звуки. (Педагог показывает на большую таблицу Зайцева, лицом к которой сидят или стоят дети).
Ребята, мы с вами где живём? (в домах, квартирах). Верно. Вот и у наших жителей тоже есть свои дома. Только они не простые, а засекреченные. И секреты эти я вам сейчас открою. Слушайте внимательно и запоминайте.
Секрет первый: в городе Буквоград есть короли, главные звуки, которые правят всеми остальными. Живут они в красивых ЗОЛОТЫХ домах, и зовут их ГЛАСНЫЕ. Их всего 10, 5 живут в больших золотых домах – У О А Э Ы (педагог показывает указкой, пропевает, дети тихонько повторяют за ней), а 5 гласных живут в маленьких золотых домиках – Ю Ё Я Е И.
Секрет второй: в Буквограде есть самое главное правило – ПРАВИЛО ДРУЖБЫ. Гласные хоть и являются королями, но они не обижают своих подданных, а, наоборот, дружат вместе с ними.
Секрет третий: Буквоград состоит из двух этажей. На верхнем этаже живут жители по имени ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, и дома у них ЖЕЛЕЗНЫЕ неспроста. Звонкие согласные любят всё звонкое. (Педагог не только показывает всё на таблице, но и предлагает детям рассмотреть соответствующий кубик, послушать, как он звенит, сравнить между собой большие и маленькие кубики, железные и деревянные и др.). Давайте познакомимся с каждым жителем железного дома. Я буду показывать и называть его, а вы громко, чётко и звонко повторять за мной. Договорились?
На нижнем этаже живут жители по имени ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. И дома поэтому у них ДЕРЕВЯННЫЕ. Познакомимся и с ними. (Очень важно, чтобы педагог произносил именно звуки, тогда дети сразу почувствуют разницу между звучанием звонких и глухих. Предложить детям деревянные кубики и послушать их звучание).
Я раскрыла вам три основных секрета, но существует ещё много тайн. Например, загадочная песня, которую каждый день поют ВСЕ ЖИТЕЛИ города, когда встречаются вместе. Звуки называют её ПОПЕВКА. Хотите и я вас научу петь эту необычную попевку? (Да). (На первом занятии лучше включить попевку в исполнении Елены Чалых, т.к. темп достаточно медленный и есть паузы между пропеванием столбцов). Педагог поёт вместе с детьми.
Ребята, представляете, когда все звуки объединяются, то получаются слова. Хотите проверить? (Да) Кто для вас самые родные и любимые люди на Земле? (мама и папа). Я покажу указкой на Большой железный кубик МА два раза и получится МАМА (желательно выложить это слово из кубиков на полочке). А теперь попрошу помощи – Маша, давай вместе поставим указку на большой деревянный кубик ПА, что у нас получится? ПАПА. (Аналогично можно показать слова БАБА, деДА, несложные имена присутствующих детей и др.).
Получается, что наши звуки умеют складываться в слова. А ещё они очень любят путешествовать. У них есть необычный поезд. Хотите и мы на нём отправимся в путешествие? (Хотим). Тогда смотрите внимательно: я поставлю в начало поезда самый главный кубик – золотой большой кубик О, а вы, ребята, будете присоединять к нему вагончики, но в каждом из вагонов обязательно будет гласный звук О. Попробуем сначала вместе: БО, ВО, ЗО…. (Далее дети стараются подобрать кубик самостоятельно. На первом занятии можно взять только железные или только деревянные вагончики). Смотрите, какой длинный и красивый поезд у нас получился. Вагончики в нём только БОЛЬШИЕ, потому что наш главный золотой кубик тоже БОЛЬШОЙ. Давайте посчитаем, сколько вагончиков у нас получилось. (После пересчёта, педагог с детьми слитно пропевает все вагончики поезда, начиная с головы поезда: О БО ВО ЗО РО НО и т.д.).
Вам понравилось путешествовать на таком необычном поезде? (Да). Ой, посмотрите, а мы куда-то приехали, к каким-то другим сказочным созданиям. (Далее наступает математическая часть урока, педагог знакомит детей с палочками и блоками Дьенеша, увлекая их сказочным сюжетом, не забывая о музыкальных паузах и физкультминутках. В завершении занятия нужно снова закрыть глаза и перевернуться через правое плечо три раза, чтобы попасть обратно. Детей обязательно поблагодарить за помощь и наградить звёздами (конечно, тоже волшебными)))).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...