Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
материал
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_22_gotovoe.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории»
456440 Челябинская область г.Чебаркуль ул.Крылова,16 8(35168)2-42-33
Выступление по методической теме
«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ по средствам театрализованной деятельности»
Составила воспитатель
Первой категории
Спицина Т. В
Чебаркуль 2019г.
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
Уровень развития коммуникативных способностей во многом зависит от среды, в которой живет и воспитывается ребенок с ОВЗ. Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Очень часто такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют только с очень, очень близкими им людьми. Они закрываются в себе, уходят в свой мир. Но с самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимального реализовать их способности.
Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.
Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста. Я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность для наших детей, является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них социально-коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.
Реализуя мою методическую тему, я поставили перед собой несколько задач:
- первая и самая главная задача – это социальная адаптация;
- развитие эмоциональной сферы детей;
- повышение уровня самооценки и реализации творческих возможностей каждого ребёнка;
- формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада;
Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну, невозможно не поставить перед собой другие.
Исходя из этих задач, в группе в течении года с детьми проводились следующие меропрятия:
- театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр, театр Би-ба-бо).
- Изобразительная деятельность (рисовали и лепили сказочных героев русских народных сказок, атрибутику из различных сказок)
- игра на музыкальных инструментах
- играли в настольные дидактические игры «Наши чувства и эмоции», «Зоопарк настроения», «Азбука настроения», «Угадай сказку», «Найди сказочного героя» и т. д.
-чтение и обсуждение сказок (поступки героев, их настроение, какие они, что делают, какую роль выполняют)
- выступления на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках
-участие в театрализованных играх, перед зрителями (родителями, детьми из других групп).
- эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после различных выступлений
- присутствие родителей на инсценировки сказок
- помощь в изготовление родителями костюмов для детей
- участие в конкурсе «Мы вместе» (инсценировка сказки «Теремок на новый лад»
И поэтому, можно сказать смелостью, что с помощью театрализованной деятельности, дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Как показывают наблюдения, к концу учебного года участие детей нашей группы в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
- знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
- развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
- активизируется собственная речь
- активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
- обогащается словарный запас
- совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
- развивается эмоционально-волевая сфера
- корректируется поведение
- формируется самостоятельность и активность
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....
Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
Обобщение опыта работы "Социально -коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности"
Социально -коммуникативное развитие...