Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Консультация
для родителей и воспитателей
«Развитие мелкой моторики
у старших дошкольников»
Подготовила:
воспитатель старшей группы
Растрыгина Л.Р.
Смоленск, 2020
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок.
Развитие мелкой моторики у детей происходит только в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет.
В исследованиях учёных установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Как же рука изучает, обследует предметы? (с предметом)
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание, поглаживание даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость.
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Изучив литературу, я после проведения мониторинга речевого развития детей нашей группы провела диагностику развития мелкой моторики рук. Результаты совпали. Тем самым подтвердилось, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Различают Гипертонус и Гипотонус мышц руки.
Для устранения гипертонуса необходимо, прежде всего, снять излишнее напряжение. Хорошим средством является массаж.
Массаж начинаем с поглаживания рук тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Заканчивать массаж, также как и начинать, - следует плавным поглаживанием.
Мы обучаем своих детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
Для более эффективного самомассажа кисти используем грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки.
Ежедневно использую массажер су-джок,его катают по ладоням и стопам. Внутри находится специальное пружинное кольцо для массажа пальцев, его надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают. Дети с удовольствием пользуются массажером.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
При гипотонусе мышц проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони легонько пройдитесь по ручкам ребёнка. Движения должны быть активными и достаточно сильными.
Для устранения Гипотонуса мышц я предлагаю игру «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ». Детям раздаю небольшие поролоновые губки и прошу спрятать их в ладошке так, чтобы губок не было видно. Так мы укрепляем мышцы пальцев и кистей рук.
Приёмы выполнения упражнений:
•систематичность проведения игр и упражнений;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть оцененным.
Сегодня я хотела бы рассказать о традиционных и нетрадиционных формах и методах работы, которые я использую:
1. Очень нравится детям выкладывание ниток по контуру. Они выкладывают шерстяную нить по силуэтному трафарету (цветок, рыбка, домик), геометрические фигуры, цифры, контуры предметов по замыслу, сюжетные картинки, цветные клубочки ниток для перематывания. Такие упражнения развивают творческое воображение, речевую активность.
2. Еще один способ создания картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.
3. Использую различные виды игр со шнурками. В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т.к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.
4. Плетение разноцветными бумажными полосками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
5. В своей работе я использую такой прием, как выкладывание счетных палочек, спичек. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Они помогают детям не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы. Из них дети выкладывают ответы на загадки, решают головоломки.
6. Активно используем Рисование по трафаретам. Развивает руку ребенка, готовит к обучению письму.
7. Обрывание из бумаги геометрических форм. Дети создают «овощи» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» - из зеленого прямоугольника, «морковь» - из оранжевого треугольника)
8. Выгибание из проволоки геометрических фигур и создание различных форм (человека, птицы, животного и т.д.)
9. Собирание разрезных картинок. Развитие мыслительной деятельности (у детей создается связь «глаз – рука»)
10. Особый интерес дети испытывают при работе с различной крупой.
В нашей группе большой популярностью пользуется игра «Сухой Бассейн». Это пособие направлено на развитие речи и мелкой моторики детей, на развитие точности и координации движений руки и глаза, на снятие эмоционального напряжения. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. Дети с удовольствием ищут на ощупь предметы, отгадывают их. Варианты заданий: «Найди на ощупь» (только насекомых), «Найди и разложи» (р-к находит в бассейне игрушки и раскладывает их по группам). Дети рисуют пальчиком на манке, сортируют горох, фасоль; «Помогают Золушке», одновременно читая небольшие стихотворения, скороговорки, считалки.
11. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Дети нанизывают все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п., составляют бусы из картонных кружочков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научились прокалывать аккуратные дырочки.
12. Часто в своей работе я использую «Картину ощущений», это пособие направлено на:
-развитие у детей тактильных ощущений; на развитие моторной функции речевого аппарата; развитие пассивного и активного словаря; на развитие мелкой моторики рук, и воображения детей. Закрыв глазки, ребенок проводит пальчиком по материалам картины и рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др. С помощью картины можно закрепить основные цвета :зеленый, красный, синий, желтый. Закрепить геометрические фигуры.
13. Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»); можно использовать как раздаточный материал. Я использую их для расширения активного словаря детей, они раскладывают пробки по заданной мной лексической теме: мебель, посуда, насекомые…
14. Очень интересный вид деятельности - Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).
Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Кроме всего перечисленного, использую различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания, речевой активности. Все виды заданий провожу в игровой форме с использованием стихотворных текстов, поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Для развития графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов.
Для достижения желаемого результата работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук провожу:
1. в непосредственно-образовательной деятельности (включаю во все занятия, совместную деятельность и т.д.);
2. в режимных моментах (при чтении художественной литературы, планировании индивидуальной работы, самостоятельной деятельности, на прогулке и т.д.);
Я рекомендую использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Диагностики определения уровня развития мелкой моторики
Определение уровня развития мелкой моторики у детей, я использовала диагностику предложенную учёными Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Детям было предложено выполнить несколько заданий.
1 блок - Упражнения на повторение фигур из пальцев:
• «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
• «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
• «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
• «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок - Упражнения на дорисовывание:
• Дорисуй прямую линию;
• Дорисуй волнистую линию;
• Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок - Работа с бумагой:
• Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
• Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок - Упражнения на координацию движений:
• «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
• Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
• Катание шарика.
Параметры оценки:
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
ниже 2 баллов – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
Ниже 2 баллов (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»
Консультация по обучению детей конструированию из бумаги в технике квиллинг....
«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»
Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...