Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно не отделимо от воспитания чувства национальной гордости. Использование фольклора в ДОУ дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией » - В . В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
«Музыкальный фольклор лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа » - В.Г . Белинский. «Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура» – М. Горький . « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – вторитета , достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» ( Д.С.Лихачев )
Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой. Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Время реализации проекта: Январь – февраль – март 2020 г.
Цель : Повышать познавательную активность детей дошкольного возраста на основе внедрения региональной программы «Наш дом – Южный Урал». Познакомиться с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора Южного Урала. З аинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению .
Задачи: Развивающие: Расширить знания и представления о культурных ценностях, лучших образцах музыкально – поэтического фольклора и народных традициях Южного Урала. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, танцы, хороводы, дразнилки, потешки , поговорки , хороводы. Разучивая скороговорки – развивать речь, дикцию, память, логическое мышление. Расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора. Пробуждать желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни произведения народного творчества. Способствовать развитию творческого воображения, умению связывать содержание с образом. Использовать элементы импровизации в постановке русских народных сказок. Развивать музыкальные и творческие способности .
Задачи: Образовательные : Знакомство с народным декоративно -прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Познакомить с новыми пословицами, поговорками, потешками . Разучивание русских народных песен, хороводов с движениями. Способствовать выразительному и эмоциональному исполнению народных песен и танцев. Развивать ритмический слух с использованием русских народных шумовых инструментов. В танцах знать основные положения рук, ног, притопы. Развивать умение играть в народные игры. Знакомить с национальной русской и башкирской кухней. Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к национальной культуре и предметам искусства. Дать представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, прививать нравственные ценности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине, её традициям и обычаям.
Актуальность: Ф ольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует з накомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства .
Принципы: - принципы целостности, комплексности педагогических процессов; - принцип систематичности педагогических процессов; - дидактические принципы; - принцип познавательной выразительности; - принцип поэтапности в передаче смыслового; содержания; - принцип художественного фольклорного исполнения; - принцип повторения умений и навыков; - принцип доступности; - принцип коммуникативности ; - принцип результативности; - принцип интерактивности; - принцип активности и посильной самостоятельности.
Гипотеза - Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания детей, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности России. Объект исследования - Детский фольклор Южного Урала . Предмет исследования - Основные жанры детского фольклора на Южном Урале.
1 этап – подготовительный: - Подбор методической литературы, музыкального материала. - Подбор фольклора Южного Урала: сказок, потешек , колыбельных, загадок, считалок, народных подвижных игр, прибауток, поговорок, скороговорок, дразнилок. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала . 2-й этап: организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценариев развлечений.
3 этап – реализационный. - Знакомство с детским фольклором. - Знакомство с народными музыкальными инструментами. - Знакомство с традициями и обрядами русского народа. - Проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения. - Презентация проекта. - Итоговый фольклорный праздник – «Уральские посиделки ».
4-й этап: итоговый - анализ полученных результатов, обобщение опыта.
Формы реализации проекта. - Тематические занятия по ознакомлению с народными инструментами, детским фольклором, русскими и башкирскими национальными костюмами. - Разучивание русских народных песен, попевок , танцев, игр, хороводов. - Обучение игре на русских народных инструментах. - Занятия по изодеятельности .
Ожидаемый результат - Окружающие предметы народного быта должны воспитывать чувство красоты, любознательности, патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Дети должны знать сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы. Уметь различать народные жанры: пляски, песни, заклички , колыбельные, хороводы. Народное пение должно формировать музыкальное мышление ребенка, укреплять и развивать певческий аппарат, поддерживать естественный гармонический процесс звукоподражания. С помощью скороговорки дети должны научиться правильно произносить и выговаривать трудные звуки, развивать речь и дикцию. Познакомить с новыми русскими народными сказками, знать их и уметь пересказать. Научиться владеть техникой живописи. Учиться выполнять несложные поделки из пластилина, проявлять творческую фантазию. Знать народные традиции и обычаи, связанные с проведением народных праздников. Пополнять словарный запас фольклорными терминами. Проявлять интерес к истории своего края, его культурному и духовному наследию.
Результат промежуточного обследования . Результаты диагностики показали, что большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно). Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей . В процессе работы заметно улучшилась пластичность движений. Дети стали выразительнее и ритмичнее двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений . Появились навыки концертного выступления. Дети, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования .
Изучение детского фольклора нас заинтересовало потому, что захотелось вернуться к истокам, к своим корням, всему, что характеризует самобытность народа. Ведь фольклорное творчество – это и есть история развития народа, изложенная в стихах, песнях, сказках . В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно - эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы.
Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях - это национальный дух. Глубина и многообразие народного творчества неисчерпаемы. Зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство — нет областей культуры, в которых бы оно не присутствовало.
Есть одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство - это чувство доброты. Оно составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща. Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор. Приобщение детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности . Традиционная отечественная культура – это и бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.
Раннее и дошкольное детство—это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Дети всегда должны видеть, что музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок . Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра — становятся основой всех обрядовых праздников. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, былины, сказания и прочее. Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных. Знакомство с музыкальными играми и хороводами. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Жанры детского фольклора. Детский фольклор – это: - фольклор для детей, исполняемый взрослыми (колыбельные, пестушки , потешки , прибаутки) ; - произведения взрослых, ставшими со временем детскими ( заклички и приговорки); - собственно детские ( сочиняют, поют, наговаривают сами дети - считалки, дразнилки, скороговорки.) Произведения детского фольклора сопровождают ребенка на протяжении всего детства.
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Результаты проекта: Мы расширили свои представления о лучших фольклорных произведениях и народных традициях Южного Урала. Дети умеют играть в русские и башкирские народные игры. Используют считалки. Дети используют в активной речи потешки , загадки, поговорки, колыбельные… Установлены партнерские отношения педагогов и родителей по вопросам патриоти ч еского воспитания детей. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.
Заключение. Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое помогло нам преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Фольклорные произведения научили нас понимать "доброе" и "злое", проявлять заботу к близким людям. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.
Список литературы: - Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед . Общества 1994 - «Народные песни Южного Урала» - А.Глинкин , Т.Валиахметова . Челябинск., 2008. - « Жаворонушки » - Г . Науменко. М.- «Советский композитор», 1986 . - «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» - Ю. Г. Круглов. Москва 1990год. - «Научное наследие « - Г.С. Виноградова // Из истории русской фольклористики. Спб ., 1998 . С. 224—240. - « Изучение детского фольклора О.И. Капицей » - // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1968 . Вып . 4 . С. 149-164 . - Виноградов Г. С. - «Детский народный календарь» - (Из очерков по детской эт - нографии ). Иркутск, 1924 . С. 5 . 4 - Виноградов Г.С. - «Детский фольклор» - // Из истории русской фольклористики. Л., 1978 . С. 169 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкального воспитания для развития дошкольников
Музыкальное развитие дошкольника...
"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"
В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников
Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения...
Значение музыкального воспитания для развития дошкольников
Чем раньше музыка входит в жизнь.......
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников
Цели, задачи, принципы, формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников...