Консультация для родителей «Год до школы»
консультация (старшая группа)
Школа, которая казалась вам (и, быть может, до сих пор кажется) далеким и не вполне отчетливым будущим, уже на пороге. До первого звонка не «еще целый год», а уже всего год!
На что обратить, внимание, как подготовить ребенка к школе, бросаться ли срочно учить буквы или записать в предшколу? Ниже представлен алгоритм, который поможет оценить готовность ребенка и подскажет, как действовать на протяжении года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_do_shkoly.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОД ДО ШКОЛЫ: ПЯТЬ АСПЕКТОВ ГОТОВНОСТИ
Готов к школе. Что это значит?
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе может быть исключительно интеллектуальной. Если ребенок читает букварь, пишет прописи, считает до десяти и знает два арифметических действия – он и так прошел программу первого класса, куда уже большую готовность? Школьная неуспешность ребенка становится для родителей большим сюрпризом, в котором они готовы винить плохую школу, плохую учительницу, плохой класс, но только не плохую подготовку к школе, за которую отвечали сами. Когда им рассказывают про физическую и волевую готовность, они только отмахиваются: какая еще волевая готовность, ребенок же читает без запинки!
” Между тем готовность к обучению подразумевает зрелость в пяти важных сферах, и интеллект – только одна из них” .
Коммуникации
Школа – это новая социальная среда, состоящая из детей разных возрастов и взрослых. Первоклассник должен комфортно чувствовать себя в этой среде, или, по крайней мере, уметь взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен понимать, что к взрослым нужно обращаться на «вы» и чувствовать разницу в статусе (сегодня в школы приходит довольно много первоклашек, выращенных в «демократичной» обстановке, которые в общении с учительницей сразу берут такой панибратский тон, что ввести их в рамки учебного процесса бывает непросто!) Первоклассник должен уметь обращаться к другим людям, в том числе и незнакомым, просить о помощи или одолжении, благодарить, задавать вопросы и отвечать на них. Знакомится, делиться, уступать, отстаивать свои границы, предлагать и принимать помощь, сдерживать порывы негативных чувств – это важно в общении со сверстниками.
” Чем лучше развиты социальные навыки ребенка, тем проще ему будет адаптироваться в новой школьной среде, тем успешнее он сможет проявить себя (в том числе и в интеллектуальном плане) ”.
Что делать?
- Вы – главная социальная среда, окружающая ребенка! Оцените, сформировано ли у вас двухстороннее общение? Задает ли ребенок вопросы, развернуто ли отвечает на ваши, может ли что-то пояснить, рассказать, умеет ли аргументировано спорить? Порой мамы не замечают, что, общаясь с ребенком, сами задают вопросы и сами же отвечают на них, или обращаются к ребенку столь подробно и развернуто, что ему остается сказать только «да» или «нет».
- Периодически создавайте ситуации, когда ваш ребенок должен взаимодействовать с другими детьми, особенно если круг его общения узок и неизменен. Друзья или родственники с детьми близкого и не очень возраста, кружки, праздники, детская площадка в дальнем дворе – все это опыт взаимодействия с новой социальной средой.
- Учите ребенка правилам общения с незнакомыми взрослыми: пусть помогает вам делать покупки (и сам оплачивает какую-нибудь мелочь), задает вопросы кондуктору, кассиру в кинотеатре, занимает очередь и т.п.
Воля
Уметь читать (даже бегло) – это одно, а вот прочитать по просьбе учительницы, причем указанный фрагмент, причем в тот момент, когда хочется раскрашивать картинку – это совсем другой навык! Зачастую родители недооценивают значение волевого компонента, полагая, что дисциплина вовсе не нужна, если ребенок достаточно заинтересован в учебе.
” Высокая учебная мотивация, действительно, может стать отличным подспорьем в школьной жизни, но даже у самого заинтересованного ученика постоянно будут встречаться эпизоды, когда нужно делать то, что нужно, а не то, что хочется. Насколько ваш ребенок умеет преодолевать такие моменты? Справляется ли со своими чувствами? ”
Что делать?
- Ребенок должен уметь следовать инструкции при выполнении какого-то задания! Попробуйте поставить перед ним многофакторную задачу (например, составить все тарелки по размеру, от маленькой к большой; полить конкретный цветок в доме, вылив туда указанное количество воды; распределить книги определенным образом, например, сказки на одну полку, энциклопедии – на другую). Оцените, до конца ли он вас выслушал, верно ли понял, в точности ли следовал вашим указаниям?
- Лучшее средство развития воли – это режим дня и правила домашнего распорядка. Если ребенок убирает игрушки перед сном (даже если устал), всегда складывает свою одежду в шкаф, хотя это скучно, понимает, что нужно оторваться от игры, если пришло время обеда или ужина, то он, скорее всего, сумеет справиться и со школьными заданиями.
Интеллект
Знать буквы и уметь складывать их в слоги – важное, но отнюдь не главное умение, которое должно быть у будущего первоклашки. Гораздо меньше родители обращают внимание на логику, умение выстраивать закономерности от общего к частному и от частного – к общему, навык находит лишнее в логическом ряду и умение обосновать свое решение. Еще меньше внимания уделяют словарному запасу ребенка. Насколько развернутыми предложениями он говорит? Использует ли сравнения? Может ли описать предмет, пейзаж, человека?
Что делать?
- Обратите внимание на речь ребенка: насколько четко он произносит звуки, все ли выговаривает. От того, насколько хорошо говорит ребенок, во многом зависит, насколько легко он освоит чтение и письмо. Если в речи дошкольника есть дефекты, самое время обратиться к логопеду!
- Расширяйте словарный запас ребенка. Как ни банально это звучит – читайте ему вслух! Обязательно выясняйте, все ли слова ему понятны, в чем смысл той или иной поговорки или пословицы, что означает услышанный фразеологизм. Все эти «довести до белого колена» и «нашла коза на камень», над которыми сегодня смеются в интернете, – они родом оттуда, из детства.
- Занимайтесь мелкой моторикой! Наверное, все знают про связь развития мелкой моторики и интеллекта, но, поскольку результат для родителей неочевиден, многие ленятся лепить из пластилина и клеить аппликации, а к школе и вовсе бросают заниматься «этой нудятиной». Между тем, нет лучшей подготовки руки к письму, чем поделки, и никакие прописи не заменят сборку конструктора и выкладывание мозаики!
Физическая форма
Учеба – это всегда физическая нагрузка! Даже просто провести три-четыре урока сидя – это уже требует определенной подготовки. Здоровый и физический развитый ребенок справится с этим без труда (и без вреда для себя), а ваш ребенок – справится? Если нет, то дело, как вы понимаете, даже не в учебе, а в том, что он ослаблен и, скорее всего, это повлечет в дальнейшем проблемы со здоровьем.
” Обратите внимание, как ваше чадо ведет себя дома: спокойно ли сидит за столом во время занятий или, к примеру, обеда, или все время «сползает» со стула? Какую позу принимает во время спокойных игр – не сутулится ли, не горбится, не «перекашивается» на сторону? Как быстро устает во время прогулок и активных игр? ”
Что делать?
- Займитесь физкультурой! Делайте зарядку – не обязательно утром, можно днем или вечером, когда вам удобно. Обратите внимание на упражнения для спины и плечевого пояса (они от школьных нагрузок «страдают» первыми).
- Не полагайтесь на детский сад, гуляйте с ребенком при каждой благоприятной возможности. Свежий воздух – это уже неплохо, но постарайтесь, чтобы активность ребенка на улице была полноценной и разнообразной. Выбирайте для прогулок детские городки с «лазилками» и детскими спортивными тренажерами.
- Чем больше активных игр, тем лучше! Конечно, дома не всегда удобно играть в догоняшки, но устроить мини-соревнования по приседаниям и отжиманиям вполне можно. Кстати, вам они тоже пойдут на пользу.
Мотивация
Многие родители сами не замечают, как становятся школьными «демотиваторами» для своего ребенка задолго до того, как он отправится на свою первую школьную линейку. Например, обсуждают при ребенке, насколько ужасна школа, и не предпочесть ли домашнее обучение. Предпочесть, конечно, можно, но постоянно рассказывать ребенку, что школа – это «загон для детей» все равно не нужно. Или рассказывают ребенку, как действовать в случае школьного буллинга. Опять-таки, ребенок должен быть к этому подготовлен, но акцент нужно делать на том, как много друзей у него появится в школе, а не на том, что его, возможно, будут травить!
” Ну и уж совсем не стоит постоянно упоминать, предлагая ребенку заняться чем-то скучным или неприятным, что «в школе тебя спрашивать не будут», или «вот в школу пойдешь, там заставят! ”
Что делать?
- Рассказывайте о предметах, которые ребенок будет изучать в школе. Делайте акцент на том, как много нового и интересного он узнает, каким необычным вещам научится.
- Создавайте благоприятный образ школы: если есть возможность в будний день прогуляться возле выбранного учебного заведения, сделайте это. Пусть ребенок увидит, как дети идут из школы вместе, веселятся, разговаривают, обсуждают прошедший день.
- Если ребенок ходит в предшколу, расспрашивайте его о занятиях так, словно он побывал на празднике или другом интересном мероприятии. Что интересного узнал? Что понял? Хвалите за любой, даже самый маленький успех.
Год до школы – это и много, и мало. За это время можно оценить уровень развития ребенка, подготовить его к школе, принять решение отложить учебу на год, выбрать подходящее учебное заведение или… Или заранее сформировать у ребенка образ «каторги, на которой он проведет ближайшие 11 лет», и потом с удовольствием ругать «мерзкую современную школу», меняя учителей, классы и гимназии в поисках «нормальных условий».
А ваш ребенок готов к школе? Когда и как вы планируете заняться его подготовкой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...
Консультация для родителей "Скоро в школу. Заниматься ли до школы?"
Ребенок идет в школу. Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? У родителей возникает вопрос: Заниматься ли до школы? Да, конечно. Но обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...
Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...
Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...