Тезаурус
материал
Основные понятия к вопросу воспитания и обучения детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avdeeva_i.tezaurus_doc.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Авдеева И.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17»
г.Верхотурье
Тезаурус
Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ
(основные понятия)
Введение в тему
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий, как для получения образования детьми с ОВЗ, так и сопровождения этой группы детей, в том числе родителей, – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.
Социальная оценка к детям с ограниченными возможностями здоровья ставит родителей, семью в условия хронической психотравмирующей ситуации. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития детей данной категории очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Благоприятный психологический климат зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. В этой связи семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке специалистов. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Однако отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания такого ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома, а зачастую порождает ряд проблем решить, которые возможно путём эффективно организованного психологического консультирования.
Психологу консультанту необходимо понимать специфику работы с данной категорией семей, владея категорированным научным аппаратом, оперируя понятиями, относящиеся к данной проблематике.
Мы выделили основные понятия, которые можно отнести к работе психолога –консультанта с семьями, воспитывающие детей с ОВЗ.
Основные понятия:
Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
Недостаток – физическое или психическое отклонение от нормы развития, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией;
Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;
Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
Также специалистами различаются:
Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети до 18 лет, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
Дети-инвалиды – к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Специальные условия для получения образования и воспитания детей с ОВЗ - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Семья, воспитывающая детей с ОВЗ – о люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, личными взаимоотношениями и воспитывающие детей с ОВЗ
Психологическое консультирование семьи, воспитывающих детей с ОВЗ- это вид психологического консультирования, обеспечивающий непрерывность специального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей с ОВЗ.
Цель (Результат) психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ –это оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.
Психологическая коррекция (психокоррекция) – деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая травма -функциональное (временное) нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить
Список использованных источников
- Доманцева Л.В. Психология семьи и семейного воспитания. Красноярск, 2019
- Фонталова С.Н. Семейное консультирование. М., 2017
- Основы психологического консультирования. М., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарик - тезаурус
Содержит основные тезисы по нетрадиционному рисованию ...
Тезаурус дошкольной педагогики
Тезаурус дошкольной педагогики...