РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ
материал

Николаенко Анна Дмитриевна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_enes_portal_2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

             РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ

                                                                                                                                      

   

Лето... Вот и наступило долгожданное лето. С каким ожиданием все мы, и взрослые, и дети, ждем прихода этого радостного времени года.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждому родителю хочется, чтобы в этот летний период дети хорошо отдохнули и получили новые впечатления.

Сегодня мы поговорим о летних ежедневных прогулках с ребенком на улице, во дворе, на даче.

Все современные родители знают, что ребенку нужно гулять, и, причем много гулять. Такая возможность появляется именно летом, когда световой день становится длиннее и ребенок проводит большую часть времени на улице. А какое огромное влияние оказывает прогулка на развитие детей. Она развивает малыша физически и закаляет, дает новые впечатления и знания об окружающем мире. Благодаря прогулке ребенок получает много положительных эмоций, учится быть наблюдательным, внимательным, запоминает и рассуждает, экспериментирует и делает свои первые открытия.

Конечно, организовать отдых детей можно по-разному. Как правило, родители чаще всего гуляют с детьми в городе в основном на детских площадках. Да, там нравится детям играть, но иногда интерес быстро пропадает.

Как же сделать так, чтобы ежедневные прогулки для ребенка были увлекательными, интересными, каждый раз новыми и необычными и, конечно же, полезными?

А что если попробовать разнообразить ежедневную прогулку с ребенком развивающими играми.

Вот несколько развивающих игр, которыми я хочу поделиться из своей педагогической практики. На основе этих игр, учитывая возраст и интересы своего малыша, вы можете придумать свои новые игры.

Итак, играем-наблюдаем. За  чем можно наблюдать? За всем, что интересно малышу. Увидели на небе солнышко, облака и тучи - понаблюдайте за ними, какого цвета, как плывут облака, какой формы, на что похожи. Оглянитесь вокруг, увидели мимо машины - вот опять предмет для наблюдения. Поговорите о машинах, о цвете, о марках, сравните их. Здесь уже свобода для проявления вашей фантазии.

Вокруг много разных деревьев. Их тоже можно рассмотреть, сравнить по цвету, форме, сравнить их листья, найти одинаковые. А еще и птицы всегда рядом. Ведь ребенок сможет понаблюдать за особенностями поведения птиц в непосредственной близи. Как много вокруг интересного!

То есть, предметом для наблюдения может быть все что угодно. Важно, чтобы малыш был активным участником этого процесса, самостоятельно рассуждал, сравнивал и делал выводы.

После наблюдения можно изобразить вместе с ребенком мимикой и жестами деревья (их высоту, как они шуршат листвой), птиц (кто как летает, ходит), имитировать их голоса.

Играем с песком. Это, наверное, самое любимое занятие детей летом. Что можно делать с песком? Пересыпать, делать из формочек разные кексы, пирожное, и даже строить замки и т.д. Ребенок подолгу может играть с песком. Можно поговорить с ребенком о том, какой песок (тяжелый - легкий, твердый - мягкий, много его или мало). Можно просто рисовать палочкой на песке и земле, все что угодно (геометрические фигуры, разные предметы, животных и т.д.). Можно предложить ребенку рассмотреть рисунки и запомнить их. А в конце прогулки попросить вспомнить, что вы рисовали.

Даже, играя с песком, можно закреплять математические представления малыша, развивать мелкую моторику, долговременную память. А какое удовольствие от всего этого получает сам ребенок!

Играем с мячом. Играть с мячом можно в самые разнообразные игры: бросать друг другу мяч, подбрасывать вверх и ловить мяч двумя руками или одной, бросать «кто дальше», «кто выше», катать его в разном направлении (с левой и с правой стороны), отбивать мяч левой или правой рукой, двумя руками, считая при этом.

Интересным будет для ребенка, если сделать, например, разноцветные мишени. Вы называете определенный цвет мишени, а ребенку нужно бросать мяч в мишень названного цвета.

Очевидно, что играя с мячом, у ребенка развивается ловкость, восприятие величины и цвета, формируется пространственная ориентировка, координация, мелкая и крупная моторика. Вообще можно предлагать детям самое разнообразное спортивное оборудование: обручи, скакалки. Все это хорошо подходят для летних прогулок.

Игры по интересам. У каждого малыша свои интересы. Учитывая их можно поиграть в игру «Мы идем, идем, идем и в корзиночку кладем». Это могут быть камешки, палочки, листочки и др. И опять же в процессе сбора их можно сосчитать, разложить на разные группы, обобщить одним словом, разложить на группы по цвету и размеру, придумать про них сказки. А дома можно использовать для изготовления поделок.

Играем в ролевые игры. Даже на прогулке можно организовать такую игру, где дети берут на себя определенные роли. Надо сказать, что это очень нравится детям. Если взрослый поставит перед ребенком проблемную ситуацию ( например, срочно нужно построить дом для гостей и т.д.), задаст сюжет, поможет распределить роли, то игра развернется, ребенок быстро войдет в роль, проявляя при этом фантазию и выдумку. Дети любят играть в строителей (строить из песка дорогу, замки, гаражи), водителей (перевозить песок и камни), и т.д. А взрослый, конечно, же, партнер по игре и помощник. Для организации этих игр можно использовать различные выносные игрушки.

Играем - путешествуем. Любой взрослый, а тем более ребенок согласится отправиться в путешествие. Гуляя с малышом, пригласите его отправиться, например, в лес, на поляну, в зоопарк или на экскурсию в большой город. То есть постепенно выводите ребенка за пределы детской площадки. Пусть он сам выберет путь путешествия. А вы по ходу следования задавайте вопросы об увиденном, сами рассказывайте о чем-то новом и незнакомом, что встречается вам на пути, о явлениях природы, о деревьях и цветах и т.д. Познакомьте и покажите местные достопримечательности. Создавайте такие ситуации, в которых ребенок должен что нибудь запомнить, а затем вспомнить и назвать. Например, по каким признакам легче будет возвращаться домой и т.д. А дома предложите ребенку нарисовать это путешествие или составить его схему, сочинить стихотворение.

Играем в задания. Дети дошкольники очень любят выполнять поручения и задания взрослых. Продумайте необычные задания, например, полить цветы, собрать ягоды, помочь дедушке или бабушке. Важно показать ребенку, что это ответственное и важное поручение сможет выполнить только он. А еще и приготовьте для него поощрения в знак благодарности.

Играем - гуляем в дождь. Гулять с малышом можно и в дождливую погоду. Или выходите на улицу, когда дождь уже закончится. Вспомните с малышом загадки, стишки и поговорки о дождике, солнышке, ветре.

Предложите малышу даже походить по лужам, бросать в лужу песок, камушки, палочки и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Понаблюдайте, какие предметы поднимают брызги, какие тонут, а какие плавают. Обратите внимание ребенка на волны или кольца, расходящиеся от упавшего предмета или каплей дождя, на то, как играет и переливается вода в луже от ветра. Можно запустить кораблик в большое плавание. Поиграйте с каплями дождя, протянув ладошку и поймав каплю.

Гуляя в дождливую погоду, можно слушать шум дождя, как он стучит по зонту, по лужам, смотреть, как капли подпрыгивают и стучат, пускают круги на воде. Все это развивает воображение и фантазию малыша. А сколько положительных эмоций!

А еще можно каждой прогулке придумать специальную тему. Сегодня она математическая (считаем, сравниваем, решаем задачи), завтра экологическая (собираем цветы, наблюдаем за бабочками, проводим опыты с песком и водой), ну а потом, например, музыкальная.    И игры на прогулке можно придумывать в соответствии с темой, даже подключив к этому самого малыша.

Хотела бы обратить ваше внимание еще и на другой подход к организации прогулок родителями с детьми, который показался мне очень интересным. Автор многих статей по раннему развитию, педагог Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной как для здоровья, так и для развития ребенка, а также общения родителей с детьми.

Вот некоторые из них:

  • Учимся читать на прогулке. Для этого используются карточки с подписями. На карточках слова, например: "земля", "трава", «дерево", «шишка", «кора ","берег " и т. д. Карточки раскладываются на земле или прикрепляются, например, к стволам деревьев и т.д. Малыша водят по этой волшебной полянке, читая ему названия на карточках. Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", где он должен сам расставить карточки перед "экспонатами".
  • Познаем географию и астрономию на прогулке. На прогулку можно взять с собой компас и научить малыша пользоваться им, объяснив малышу, как определять стороны света. Можно так же рассказать, как ориентироваться без компаса, пользуясь планом и или картой местности. Используя их отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты. А на небе можно и звезды рассмотреть, вспомнить их названия, сравнить Большую медведицу с малой.
  • Играем с птицами и насекомыми на прогулке. Автор предлагает организовывать наблюдение за птицами в разные времена года, приходя с ребенком регулярно на одно и тоже место. Например, ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету. Да и насекомых можно отыскать, прихватив с собой лупу, можно рассмотреть муравья или другое насекомое. Важно, чтобы родители рассказывали ребенку о том, как нужно бережно относиться ко всему живому в природе.
  • Изучаем математику на прогулке. Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Можно чертить палочкой или мелом на площадках геометрические фигуры, цифры. С помощью рулетки или метра, можно заняться измерением расстояний. А приготовленные сосуды различного объема пригодятся для того, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел.
  • Рисуем на прогулке. Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, автор предлагает родителям брать на прогулку бумагу и краски или карандаши. Пусть ребенок побудет в роли художника, рисуя то, что ему захочется: растения, природу, пейзажи и др. А затем организуйте выставку его творчества.

По мнению автора, самое важное на прогулке - это открытия, которые малыш совершит самостоятельно, опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не спешите и не навязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал развлекаться самостоятельно.

Возвращаясь с прогулки, по дороге домой поделитесь впечатлениями с ребенком о том, что вы делали сегодня на прогулке. Пусть малыш расскажет, что было для него сегодня запоминающимся, что очень понравилось. Обговорите и спланируйте следующую прогулку. В процессе беседы, дорога домой покажется короче и интереснее, да и малыш уже будет знать, что его ждет впереди.

Хорошего вам отдыха, дорогие наши родители и малыши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Лучшие подвижные игры для детей на улице летом»

Консультация для родителей:«Лучшие подвижные игры для детей на улице летом»...

Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью .

Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью .1. В поисках клада. Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите...

Весёлые подвижные игры для детей на улице

Консультация для воспитателей...

Игры для детей на улице.

Зимние подвижные игры для детей на улице!...

Консультация для родителей "Игры для детей на улице"

Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, ...

Зимние подвижные игры для детей на улице

Зимние подвижные игры для детей на улице...