Финансовая игра с элементами театрализации «Уроки веселого совенка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Качковская Людмила Анатольевна

«Уроки веселого совенка» по книге Эдуарда Матвеева " Дима и совенок"  Финансовая игра с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dimy.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки веселого совенка»

по книге Эдуарда Матвеева

" Дима и совенок"

Финансовая игра с элементами театрализации


Технологическая карта

I Методический блок

Цель

1. Способствовать освоению и закреплению базовых финансовых знаний детей школьного возраста ГБОУС(К)О школа- интернат №7 VIII вида, повышению их уровня социализации;

2. Содействовать внедрению активных методов финансового просвещения.

Задачи

1.  Закрепление знаний по  вопросам: "деньги", "реклама", "благотворительность".

2. Ознакомление с основными тезисами закона "О защите прав потребителей».

3. Продвижение и стимулирование читательского интереса к литературе из фонда библиотеки.

Форма занятия

Финансовая игра с элементами театрализации

Время занятия

              40 минут

Оснащение

Ноутбук,  экран (телевизор)

Дидактический материал

- СД Диск

  - Имитация чека

- Презентация

- Книжные издания фонда библиотеки.

Формы контроля

1) беседа-диалог;

2) театрализованные миниатюры;  

3) эвристическая беседа (подведение итогов).

Методические рекомендации

организаторамигры

-Особенности возраста и целевой группы описаны после сценария  финансовой игры.


II Содержательный блок

Развернутый  пошаговый сценарий

финансовой  игры

 "Уроки веселого совенка "

Ход мероприятия:

1. Приветствие. Беседа-диалог о финансовой грамотности.

2. Театрализованная беседа по блоку «Что такое деньги».

3.  Театрализованная беседа по блоку «Реклама».

4. Театрализованная беседа по блоку "Закон о защите потребителей".

5. Театрализованная беседа по блоку «Благотворительность».

6. Заключение. Награждение участников.

1. Приветствие.

Совенок: - Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться — я Совенок. Я хорошо разбираюсь в финансовых вопросах. Меня придумал писатель Эдуард Матвеев (демонстрируется книга Э.Матвеева "Дима и Совенок"). А это Дима. Он поможет мне сегодня вести наше занятие. Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы принять участие в финансовой игре "Уроки веселого  совенка". Наше мероприятие будет проходить в рамках программы "Финансовая грамотность". Кто-нибудь слышал о финансовой грамотности? Что это такое? (ответы детей).

Да, это знание о финансовых рынках, способах их функционирования и умение использовать эти знания. Вы обязательно узнаете сегодня что-то новое о финансах, их функциях, роли в нашем обществе, значении в жизни каждого из вас. Эти знания необходимы для всестороннего развития личности в современном  обществе.

Сов.: В библиотеке много литературы по  финансовой грамотности (обзор литературы на выставке). После ее изучения вы будете более эрудированны, и вам будет проще во многих жизненных ситуациях.

2. «Что такое деньги»

На экране монитора появляется соответствующий слайд

Сов.: Ребята, подскажите, пожалуйста Диме, что такое деньги (ребята предлагают различные варианты ответов, подводятся к варианту ответа -   средство платежа).

Сов.:   Ребята, а вы знаете, какими были деньги давным-давно, когда не было ни монеток, ни бумажных денег-купюр? (варианты ответов)

Сов: Да я показать их  могу. Вот! Слайд

Дим: Что вот? Не вижу я никаких денег!

Сов: Ну вот же на экране!

Дим: Корова-это деньги?

Сов: Сейчас, конечно, нет. Но очень давно именно коров, коз, быков и других таких животных использовали вместо денег. Это было очень давно. Многие тысячи лет назад.

Дим: А разве тогда были люди?

Сов: Да. Сначала они жили в пещерах и охотились. А потом научились приручать животных и стали обзаводиться хозяйством. Такое общество людей называется первобытным. Корова тогда нужна была всем- ведь ее молоком кормилась вся семья: магазинов, как ты понимаешь, не было. И поэтому любой человек был готов обменять это полезное животное на свой труд- товар или услугу. А теперь скажите мне, почему люди перестали использовать скот вместо денег и придумали монетки и бумажные деньги?

Дим: Наверное, из-за того, что молоко не все любят!

А как думаете вы? (варианты ответов - монеты-одинаковые, коровы разные, одна-много молока дает, другая мало, корова- неудобные деньги. Если нужно купить что-то ценное, как решить, сколько коров нужно. Где их держать? А если наоборот маленькое, то как ее делить? эти деньги могут убежать или ее может съесть волк).

Сов: А еще давным давно, после коровьих денег были и другие необычные деньги. Люди всегда что-то мастерили из камня, дерева, поэтому инструменты были очень нужны и такие деньги охотно брали в обмен за труд. Слайд

Дим: Здорово, а вот улитка ползет по траве? Деньги? (Слайд)

Сов: Ну, улитка нет, их много ползает, да и кому они нужны. Но вот раковины, похожие на домик улитки-да. Несколько тысяч лет назад в Африке, Китае и в странах Азии расплачивались за все красивыми раковинами, которые назывались каури (Слайд). И даже сейчас на монетах некоторых африканских стран такая раковина нарисована. Деньгами в разное время служило много предметов и соль. От слова соль произошло слово сольдо- монета и слово сальдо — денежный остаток) (Слайд). Деньгами служило и золото (злотый), даже серебро (Слайд), а также чай (Слайд), перец (Слайд).

Дим: А вот скажи, если нарвать листья вот с той березы, их можно использовать как деньги? (слайд - фото березы)

Сов: Нет, конечно, разве это редкость? И что мне с ними делать? Они же скоро засохнут. Да я их и сам могу нарвать сколько угодно. Вот берез-то сколько! А теперь давайте мы с вами решим, какой должен быть предмет, чтобы он стал деньгами.

(редкий. красивый, удобный, делится на части, прочные, мелкие и крупные)

А что бы вы предложили вместо монет и бумажных купюр в качестве денег? (Варианты ответов)

3.  «Реклама»

На экране монитора появляется соответствующий Слайд

Сов: А сейчас давайте поговорим о рекламе. Это очень интересная штука. Она нас везде окружает. Дима, а что такое реклама?

Дим: Ну, это такая информация, в которой всем нам рассказывают про какой-нибудь товар или услугу. Чем больше людей узнает об этом, тем больше купят.

Сов: Ты прав. А теперь смотри. Ты везде развесил свою рекламу, все  узнали о твоем товаре.  Больше реклама не нужна?

Дим: Больше нет.

Сов: А вы, ребята, как думаете? (варианты ответов нужна/нет, не нужна)

Сов: Вы, наверно, видели в городе рекламные щиты. Некоторые из них стоят по несколько лет. Как вы думаете, почему?

Дим: Забыли убрать!

Сов: А вы, ребята, как думаете? (варианты ответов)

Все, кто размещает рекламу, платят за это деньги. А стоят такие щиты потому, что люди часто забывают информацию, им все время нужно напоминать. И если они забудут, то пойдут в другой магазин.

Дим: А ведь точно!

Сов: Но реклама не только информирует и напоминает. Она еще и уговаривает покупать.

Дим: Как это?

Сов: Ну вот смотри. В магазинах часто объявляют скидки. Почему? (варианты ответов-чтобы товар быстрее купили, чтобы привлечь покупателей, продать больше).

-это продукты, у которых  заканчивается срок годности;

- залежавшиеся товары;

- товары, вышедшие из моды;

- если цена на товар изначально была сильно завышена и т. д.

Сов: Если мы будем верить всему, что нам говорят, мы истратим все свои деньги  и останемся ни с чем. Поэтому рекламе нужно что-то разрешать, а что-то нет. Ребята, вспомните, что делает реклама? (рекламирует, внушает купить)

Дим: Она информирует, напоминает и уговаривает.

Сов: Правильно. Нужно разрешать рекламе нас информировать и напоминать, но не всегда разрешать ей нас уговаривать. Чтобы не покупать то, что не нужно.

 4. "Закон о защите потребителей"

Дим: Мы бы хотели... Мы купили у вас диск с мультфильмом. Он не работает. Вот!

Продавец: И что? Что вы хотите от меня?

А теперь давайте попробуем вернуть свои деньги за бракованный диск. Что бы вы сказали продавцу?

Дим: Простите, пожалуйста, мы хотим вернуть свои деньги за бракованный товар. Вот товар и вот чек!

Продавец: Я вижу, что вы купили диск 4 дня назад. Почему вы его не принесли раньше?

Дим: Мы не смогли раньше. По закону можно принести неисправный товар, если не прошло 2 года. На диске не написано, сколько времени он должен быть неисправным после того, как его купили.

(И тут Дима случайно задел полку с соками и одна бутылка разбилась)

Продавец: Ага, хотели вернуть свои несчастные 20 рублей! А теперь еще будете платить за сок!

Должны ли мы платить за разбитую бутылку сока? Что мы можем сказать продавцу?

Дим: Не нужно ничего платить! Мы этот сок покупать не собирались и разбили его нечаянно. По закону, это проблема магазина. Они неудачно расставили товар, раз его так просто задеть и уронить. Мы должны только извиниться. Виноваты работники магазина, они неправильно расставили товар.

Это написано в "Законе о защите прав потребителя".

 (Продавец после этих слов притихла и стала оформлять нужные документы).

Сов: А теперь давайте подумаем над этими рассуждениями:

- Если я купил в магазине микроволновку, и она оказалась сломанной, я могу поменять ее на точно такую же или похожую. Или мне должны вернуть деньги?

- Если я купил в магазине игрушку и случайно сломал ее дома, мне должны вернуть деньги?

- Если я начал играть прямо в магазине и сломал игрушку, я ничего не должен платить. Магазин сам виноват?

- Если я шел по магазину в узком проходе между полками и случайно задел игрушку, и она упала и сломалась, я не должен платить?

- Если я хочу купить диск с мультфильмом, продавец по моей просьбе должен его включить. Так я узнаю, что диск исправный.

Вот видите, как важно знать законы. Диме эти знания помогли вернуть деньги и не платить за сок, который он покупать не собирался.

5.  Благотворительность (на экране слово- благотворительность)

Дим: Здравствуйте. А Толик когда придет в школу?

Мама: Я не знаю, Дима. У Толи нашли очень опасную болезнь. Я не знаю, долго ли он проживет. У нас в стране не могут лечить такие болезни. Его могут вылечить только за границей. Но для этого нужны деньги, много денег. а нам их не найти , даже если мы все продадим. Мне страшно.

Дим: Нет, он не может умереть! Мы все ему поможем! У меня есть специальные деньги, я их откладываю на помощь людям. Я их все отдам на помощь Толику.

Сов: Как вы думаете, что еще можно сделать Диме, чтобы собрать денег на лечение Толика? (рассказать всем знакомым, рассказать в школе, через интернет, расклеить объявления).

Сов: Скоро о Толиной болезни узнал весь город и деньги на счете стали прибывать очень быстро. Самолет с Толиком и его мамой улетел. А через неделю пришло известие: Толе сделали операцию и он чувствует себя лучше.

Сов: А теперь давайте подумаем, что такое благотворительность?

Вы знали, что это от слов - дарить благо, то есть делать доброе дело?

А будет ли благотворительностью вот это:

-угостить друга конфетой? (нет - просто дружба)

-помочь людям отремонтировать дом после пожара? (да)

-дать денег человеку, который не хочет работать? (нет - он лентяй, ему бесполезно помогать)

-не брать в магазине сдачу? (нет - деньги пойдут продавцу, а не людям, которым они действительно нужны)

6. Заключение.

Сов: Сегодня вы не только помогли нашим героям, но и узнали много интересного. Какими были и какие должны быть деньги, как использовать закон о защите прав потребителей и необходимость знания этого закона, о благотворительности. Мы вам представили только часть тех знаний, которые описаны в книгах Эдуарда Матвеева. Я рекомендую прочитать не только его книги, но и ознакомится с другими книгами о финансах, которые есть в нашей библиотеке. Хочу поблагодарить вас и наших актеров. Ребята, Вы все получаете заслуженные подарки от Министерства финансов Калининградской области. Еще раз огромное спасибо и до скорой встречи.

Обоснование выбора формы мероприятия с учётом психологических особенностей возраста участников.

 Аудитория мероприятия — это учащиеся ГБОУС(К)О школы- интернат №7 VIII вида. Поэтому главной задачей стало не только знакомство с основными терминами и понятиями по финансовой грамотности, но и содействие школе в социализации ребят.  Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данной проблематики. По уровню сложности наше мероприятие рассчитано на ребят начальной общеобразовательной школы, в нём много графических изображений, слайдов, что помогает легче воспринимать информацию. Важно отметить большое значение театрализованных миниатюр, герои которых на своём примере показывают с чем может столкнуться ребёнок в мире финансов и как можно решить многие проблемы зная, например,  закон «О защите прав потребителей».

      Театрализованные представления, игры  – помогают легко  доступно для понимания путешествовать по финансовой теме, овладевая сложными понятиями. В результате библиотечного мероприятия школьники с особенностями развития  приобретут умение учиться: они качественно усвоят предлагаемые новые знания. Библиотечное мероприятие поможет детям проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе и узнать полезную информацию по финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры с элементами театрализации на тему: "Цирк приехал!"

Для составления конспекта данной игры была использована следующая литература: Программа «Детство» Т. И. Бабаева, Санкт-Петербург, 2004 г.; Журнал «Ребёнок в детском саду», 2002;Сценарии детских праздн...

Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализа...

Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие ...

Игры с элементами театрализации для детей

методические рекомендации...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста "Игры с элементами театрализации"

Предлагаемая методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста. Цель - помощь воспитателям, педагогам в организации развивающего процесса с помощью игр с элементами театрализации. В...

НОД с элементами театрализации "Мы веселые артисты" для воспитанников средней группы

НОД с элементами театрализации "Мы веселые артисты" для воспитанников средней группы...