Проект «Русский народный праздник Масленица»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Долгова Эльвира Леонидовна

Цель проекта: расширить и углубить знания детей о значении и традициях празднования Масленицы.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Развивающие: развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам.
Обучающие: вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2017_maslenitsa.docx498.87 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Колобок»

Проект

«Русский народный праздник Масленица»

                                                                                              Составили и провели: музыкальный руководитель

Долгова Эльвира Леонидовна,

музыкальный руководитель

Еленина Наталья Сергеевна

инструктор по физической культуре

Галоян Елена Сергеевна                                          

2017 год

г.о.Химки

Московская обл.

               Актуальность проекта

 Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
                 Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
                   В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. 

Описание проекта

Тип проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Продолжительность: краткосрочный (10.01.- 20.02.2017)

Цель: расширить и углубить знания детей о значении и традициях празднования Масленицы.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Развивающие: развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам.
Обучающие: вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры.

Этапы 

Подготовительный: 

- определение темы, цели, задач, актуальности проекта.

-изучение методической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом

-разработка основного этапа проекта

-подбор наглядно – дидактического материала,  музыкального репертуара,  подбор сюжетно – ролевых , коммуникативных игр.

-разработка сценариев досугов « Зимние гуляния» и «Масленичные гуляния»
Основной: 

-реализация запланированных мероприятий

-взаимодействие с воспитателями (побуждение к беседам с детьми по выбранной тематике, рассматривание картин, заучивание закличек, частушек дразнилок, хороводов, музыкальных игр, изготовление костюмов, чучела масленицы)

-взаимодействие с родителями (подготовка площадки к празднику, изготовление атрибутов – выпечка блинов)

-мероприятие «Зимние гуляния»

Заключительный: Празднование масленицы

Совместная деятельность с воспитателями
Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»
Заучивание закличек: «А мы Масленицу дожидаем», «Ой, Масленица-кривошейка», «Широкая Масленица», «Весна-Красна»
Разучивание хороводов «Заинька»,  «Веснянка»
Разучивание музыкальных игр: Горелки», «Золотые ворота», «Коршун», «Селезень за уткой гоняет», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Баба – Яга – костяная нога» , « Зимушка – Зима», «Кострома», «Горшки»
Самостоятельная деятельность 
Просмотр слайдов «Широкая масленица».
Русские народные подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Коршун», «Селезень за уткой гоняет», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Баба – Яга – костяная нога» , « Зимушка – Зима», «Кострома», «Горшки»

Взаимодействие с родителями
Оформление площадки для проведения праздника "Масленица", выпечка блинов.

Реализуемые мероприятия: занятия по слушанию музыки, разучивание песен, закличек, игр, досуг «Зимние гуляния», досуг – праздник «Масленичные гуляния»

Планируемые результаты.

Данный проект позволяет нам действовать в образовательном поле, объединяя всех участников педагогического процесса и способствует формированию у детей устойчивого интереса к культуре, нашим традициям, духовным составляющим нашей страны.  Дети познакомились и с удовольствием играют в народные игры и забавы, поют песни, рассказывают потешки.

Конечный  продукт проекта: праздник  "Масленичные гуляния".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №10 «Колобок»

Сценарий досуга «Зимние гуляния»

                                                                                              Составили и провели:                              музыкальный руководитель

Долгова Эльвира Леонидовна,

музыкальный руководитель

Еленина Наталья Сергеевна

инструктор по физической культуре

Галоян Елена Сергеевна                                          

2017 год

г.о. Химки

Московская обл.

Цель: Расширить и углубить знания детей о традициях русского народа.

Задачи: Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение

Развивать  коммуникативные качества и творческую активность детей, любознательность, чувство сопричастности к народным торжествам

Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры

Ход досуга:

Встречаются скоморохи  Фома и Ерема.

Ерема: Здорово, Фома!!

Фома: Здорово, Ерема!!

Е: Что делаешь?

Ф: Пока ничего!!

Е: А что будешь делать?

Ф: Да вот поиграть хочу!!

 Е :А давайте вместе поиграем!!

Ф:  А  давайте  в золотые ворота!

Фома выбирает 2-3 детей, встает в ворота, а Ерема в цепочку

Игра «Золотые ворота»

Е: Фома, а давно на ярмарке бывал?

Е: Да  давно ярмарки не было!!

Ф:  а давайте свою ярмарку устроим, да в горшки поиграем!!

Игра «Горшки»

Е:  Ребята, а по каким городам вы путешествовали? какие города вообще знаете?

ответы детей

Ф: а мы недавно были в Костроме. И игру такую знаем, "Кострома" называется!

Игра «Кострома»

Е :а скоро весна!!скоро снег растает и появятся ручейки!! давайте поиграем в ручеек.

Игра «Ручеек»

 Ф:  а я еще одну игру знаю - "Гори, гори  ясно называется"

Е: Ерема, у тебя невеста то есть?

Ф: да - нет еще ,выбираю!

 Е: а как выбирать невесту то надо?

Ф: а надо у бояр спросить - они то знают!!

Игра «Бояре»

Е: Ну что, Фома, теперь знаем, как невесту выбирать!! Спасибо, ребята, научили!! А нам  уходить пора!! До новых встреч!

Фома и Ерема уходят.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №10 «Колобок»

Сценарий праздника

 «Масленичные гуляния»

                                                                                              Составили и провели:                              музыкальный руководитель

Долгова Эльвира Леонидовна,

музыкальный руководитель

Еленина Наталья Сергеевна

инструктор по физической культуре

Галоян Елена Сергеевна                                          

2017 год

г.о.Химки

Московская обл.

Цель: Расширить и углубить знания детей о традициях русского народа.

Задачи: Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение

Развивать  коммуникативные качества и творческую активность детей, любознательность, чувство сопричастности к народным торжествам

Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры

Ход мероприятия:

Матрешка собирает детей: Здравствуйте, люди разные!

Дельные и праздные! Скромные и рьяные, молодые и старые!

Я зову к себе детишек, девчонок и мальчишек!

Песни петь да плясать, старину вспоминать,

Весну да Масленицу встречать!!

Своих друзей зову, Ерёму да Фому!

Выходят скоморохи

Фома: Здорово, Ерёма!  Чтоб тебе ни молнии , ни грома!

Ерёма: Здорово, Фома! Чтоб тебе побольше ума!

Ф: Где ты эту рубаху порвал?

Е: Да с зайцем наперегонки бегал!

Ф: И кто выйграл?

Е: В горку ,конечно, заяц, А с горки......тоже заяц!!

Матрешка: Ай - яй - яй, Фома да Ерёма!!, Сидели б вы, невежи, дома! Пришли на праздник и даже не поздоровались с нами!!

Ф: Здравствуй, тетенька!!

Е: Здравствуй, добренька!

М: Здравствуйте! Надо здороваться не только со мной, а со всеми!

Скоморохи: Со всеми?(идут в разные стороны, здороваются за руку) Здравствуйте, здравствуйте!

М: да не за руку надо здороваться!

С: За ногу?(Здороваются на ногу) Здравствуйте, здравствуйте!

М: да не так: нужно здороваться сразу со всеми!!

С: А-а-а!!Здравствуй, народ честной!!(кланяются)

Ф: А какой у вас ныне праздник?

М: не скажем! Сами догадайтесь!

Ф: Новый год ,что ли?

Дети: нет!!

Е: Да ты что, Фома!! не знаешь, что ли? Мамин праздник сегодня!!

Дети: Нет!!

Скоморохи: Ну тогда сдаемся!!

Дети: Масленица!

М: Мы весну встречаем!!

С: а можно и мы с вами будем весну встречать?

М: а вы плясать и петь умеете?

Ф: Я стесняюсь!!

Е: а я не умею!!

М: Ребята, а давайте научим Фому и Ерему хоровод водить!!

Хоровод

Е: а что это к нам Весна все не идет?!

Ф: Ждем, ждем, пляшем, а её все нет!!

М: Дети, давайте весну закликать!

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великою милостью,

Со льном высоким

С корнем глубоким

С колосом сильным

Хлебом обильным!

Появляется Зима

Е: Вот тебе раз!! Вместо Весны Зима пожаловала!

Зима: Здравствуй, народ честной! Катила я на серебряных саночках по улице и услышала песни звонкие. Что у вас тут за праздник?

Скоморохи: (вместе) :Масленица!!Весну встречаем!

Зима: Весне еще срок не пришел!

Е: Раз Масленица наступила, значит Зиме конец!

Зима: Я вижу вы мне не рады!

Ф: Зима, не сердись, мы с ребятами в зимнюю игру поиграем .шапка, шуба, сапоги

 Е: Зима, давай и ты с ребятами поиграй!

Ерема и Фома уходят

Зима: а давайте в мою любимую игру поиграем!! Зимушка - зима называется!


Игра «Зимушка-зима»

Зимушка, зимушка, зимушка-зима! -
идти в хороводе, водящий - зима Дарит нам снежные чудо - терема. стоит в центре 

Ну а Дедушка Мороз - 
идти топающим шагом 

Прикатил подарков воз. (2раза)

Морозы трескучие, - 
стоя на месте, притопывать, словно

Снега сыпучие, 
греясь на морозе, и ритмично

Ветра завьюжные, 
произносить текст

Метели дружные!


Мы мороза не боимся, как снежинки разлетимся! 

Зима дует на играющих, все «разлетаются» и застывают в красивых позах, как ледяные фигуры. Зима ходит среди играющих и выбирают самую красивую фигуру. Тот, кто выполнил самую красивую фигуру, становится водящим.

М: Ну вот поиграли с тобой, Зима, так уходи уже.....а то Весна ,боюсь, к нам так и не придет!

Зима: Да не хочу я уходить! Что же мне делать?! Надо подружку мою позвать....Бабу Ягу!!

Появляется Баба - Яга

Баба - Яга: Здравствуй, Зима! Чего звала?

Зима: Позвала тебя, чтобы помогла скоморохов одолеть! Чтобы не пели они песни, не звали Весну - красну! Не хочется мне еще уходить!

Баба - Яга: Я знаю, как скоморохов одолеть! Напеку я пряников, а в них сон - траву положу, а потом этими пряниками скоморохов угощу. Съедят они их и заснут! Некому будет тогда Весну звать, да детей развлекать!

Скоморохи: Ребята, не видать нигде весны!!И звали, и кричали, а все равно не идет!

Зима: Я же говорила, что мой срок еще не вышел!! Я еще на земле хозяйка!

Скоморохи: Ну раз ты хозяйка, то поиграй с нами в игру "Гори, гори ясно"

Баба - Яга идет с лотком - в нем пряники

Ерема: По чем пряники?

Баба-Яга: ничего не продаем, все даром раздаем!

Фома и Ерема берут пряники, делают вид, что едят.

Е: А - а - а!(Зевает) как спать хочется!

Ф: а- а-а! где моя подушечка?

Скоморохи делают вид, что засыпают

Зима: Заснули ваши скоморохи! Не будет у вас веселья, и  не придет ваша Весна!

Матрешка: Ох, и вредные вы!! Ребята, а давайте подразним Бабу - Ягу!!

Игра Баба - Яга, костяная нога!

Баба – Яга: ой, что-то спинка заболела!!

Баба – Яга уходит ,а за ней и Зима

Выходит ряженая лошадка

Матрешка: ой, ребята, лошадка пришла! Давайте с нею поздороваемся да попросим поплясать!

Просят, а она отрицательно качает головой

Матрешка: ой, она, наверное, кушать хочет! А ну кто смелый, покормите! Дайте ей сенца!

Матрешка: ну что, теперь плясать будешь?

она отрицательно качает головой

Матрешка: Что же это такое! Ребята, а что ей еще нужно?

Да напоить её нужно!!

Кто смелый, бери ведро, дай водицы лошади!

Лошадь пьет и начинает плясать

Матрешка: спасибо тебе, лошадка!

Лошадка убегает

Матрешка: ох, как жарко стало!! Смотрите, ребята, кто к нам идет!!

Появляется Весна с чучелом Масленицы и скоморохи

Весна: Здравствуйте, люди добрые! Я Весна - красна! Вместе с Масленицей пришла!

М: Здравствуй, Весна! Ты к нам пришла! Скоморохов наших разбудила!!

Весна: Масленица - Праздник солнца, праздник смеха,
Праздник ласковой весны!
Тут — гулянье, там — потеха,
Всюду в маслице блины.

Масленицу нужно встречать песнями и плясками

Встаем в дружный хоровод!

Масленица:

1)Масленка, масленка, широкая масленка!

Ой, ладушки ладу, широкая масленка!

Ой, ладушки ладу, широкая масленка!

2)Блинами богатая, квасом тароватая!

Ой, ладушки ладу, квасом тароватая

Ой, ладушки ладу, квасом тароватая

3)Гостья нагостилася, с зимушкой  простилася!

Ой, ладушки ладу, с зимушкой  простилася!

Ой, ладушки ладу, с зимушкой  простилася!

4)Воробьи чирикают, они веснукликают

Ой, ладушки ладу, они весну кликают!

Ой, ладушки ладу, они весну кликают!

Фома: Масленица – проказница, годика с нами не прожила, думали надолго, а она уже в путь собралась!Ф: А вы блинов давно не ели? Вы блиночков захотели? Напекли мы вам поесть сотен пять, а может шесть. когда в группу вы пойдете, там блиночки вы найдете!

Е: Попрощаемся с ней: все дружно «Прощай масленица, прощай широкая»

Масленицу забросали снегом

Скоморохи: А закончим веселье катанием на карусели.

Игра «Карусель»

Детей угощают блинами, потом они  расходятся по своим участкам.

C:\Users\Пупсеночек)))\Downloads\А мы масленицу дожидаем_рнп (1).jpg

«Ой, Масленица - кривошейка»

- Ой масленица - кривошейка

ой кривошейка - кривошейка

кривошейка.

- Дожидали мы тебя ж хорошенько

ой хорошенько-хорошенько

хорошенько

- А провожать будем еще лучше

ой еще лучше еще лучше

еще лучше

- Ой масленица я к тебе йду

ой потеряла алу ленту

теперь не найду

- А ребята йдуть да все рягочуть

за собою алу ленту

да й волочуть

- Ой масляница ты у нас одна

ты казала семь няделек

а посту одна

- Ой масляница ты брехуха

ой бряхуха ой бряхуха

ой бряхуха

- А на посту семь няделек

ой семь няделек семь няделек

масляна одна

-Ой масляница катяриса

ой катяриса катяриса

катяриса

- Туда даля посту протянися

ой протянися протянися

протянися

- Ты масляница полизуха

ой полизуха полизуха

полизуха

- Полизала сыр да масло

ой сыр да масло сыр да масло

ой варенички

- Ой масляница за пень за колоду зачяпися

ой зачапися зачапися

зачапися

- За пень за березу завалися

ой завалися завалися

завалися

- Ой масляна мать пусти погулять

ой погуляться й покататься

на один вечярок

"Весна - красна"

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великою милостью,

Со льном высоким

С корнем глубоким

С колосом сильным

Хлебом обильным!

«Широкая Масленица»

1)Масленка, масленка, широкая масленка!

Ой, ладушки ладу, широкая масленка!

Ой, ладушки ладу, широкая масленка!

2)Блинами богатая, квасом тароватая!

Ой, ладушки ладу, квасом тароватая

Ой, ладушки ладу, квасом тароватая

3)Гостья нагостилася, с зимушкой  простилася!

Ой, ладушки ладу, с зимушкой  простилася!

Ой, ладушки ладу, с зимушкой  простилася!

4)Воробьи чирикают, они веснукликают

Ой, ладушки ладу, они весну кликают!

Ой, ладушки ладу, они весну кликают!

Приложение 4:

песня веснянка детская ноты

Встань, проснися, солнышко,
Улыбнись,
Полотенцем-облачком
Ты утрись.
Погляди – под кустиком,
Там, вдали,
Уж пролески синие
Расцвели!

Солнышко:

Те пролески синие
Я найду,
В хоровод весенний их
Поведу.
Потанцуйте, цветики,
Там и тут,
Скоро и фиалочки
Расцветут! 

http://novaya-beresta.ru/_pu/14/42917095.png

Приложение 5:

Игра Баба - Яга, костяная нога!

Баба Яга берёт в руки помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят:

Баба Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ножку сломала.
Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя "ворота"

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, кто быстрее добежит до впереди стоящего водящего и заберет у него предмет     (бубен, платочек....), тот будет следующим водящим.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Заря-заряница»

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

 другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

"Ручеек":

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару.

"Коршун".

Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

"Селезень за уткой гоняет"
Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Подпесню "утица" (девушка) убегает от "селезня" (парня). Бегают за кругом и внутри круга. Стоящие в кругу "открывают ворота" утице (поднимают руки вверх) и "закрывают" их перед селезнем, не пуская в круг или из круга. Задача селезня - поймать утицу и поцеловать ее. Затем в игру вступает новая пара. И т.д. Можно сделать, чтобы предыдущая "утица" выбирала на новый кон игры из круга нового "селезня", а тот уже искал себе партнершу - "утку".
Селезень за уткой гоняет,
Молодой за серой гоняет
Поди, утица, домой, поди, серая, домой!
В тебе семеро детей, восьмой - селезень
Девятая - утка, десятая - гуска,
Дома не бывала, детей растеряла!

 «Зимушка-зима»

Зимушка, зимушка, зимушка-зима! -идти в хороводе, водящий - зима Дарит нам снежные чудо - терема. стоит в центре

Ну а Дедушка Мороз - идти топающим шагом

Прикатил подарков воз. (2раза)

Морозы трескучие, - стоя на месте, притопывать, словно

Снега сыпучие, греясь на морозе, и ритмично

Ветра завьюжные, произносить текст

Метели дружные!

Мы мороза не боимся, как снежинки разлетимся!

Зима дует на играющих, все «разлетаются» и застывают в красивых позах, как ледяные фигуры. Зима ходит среди играющих и выбирают самую красивую фигуру. Тот, кто выполнил самую красивую фигуру, становится водящим.

«Кострома»

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).

«Горшки»

игра с музыкой нотами

Чичары, чичары,
Собирайтесь, гончары, -
По кусту, по насту,
По лебедю горазду.
Вон!

Правила игры


Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на пол в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся за каждым горшком. Один из детей изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:
- Почём горшок?
- По денежке, - отвечает хозяин.
- А он не с трещиной?
- Попробуй!
Покупатель легко ударяет пальцем по горшку и говорит:
- Крепкий! Давай сговор!
После этого хозяин и покупатель протягивают друг другу руки и поют песню. Со словом «Вон!» они бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и становится его хозяином.

Информационные ресурсы

  1. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – Москва, Айрис-пресс, 2003
  2. Смычагина О. М. Ярмарка русских потех: досуг / О. М. Смычагина // Ребенок в детском саду. – 2009. – N 5. – С. 73 – 74. Орлова Н. Как праздновали Пасху на Руси / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С. 91 – 93.
  3. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
  4. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  6. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
  7. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
  8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  11. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  12. Интернет - источники
  13. 7. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
  14. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Русский народный праздник Масленица"

Масленица в детском саду по традиции празднуется на протяжении всей недели. Каждый день недели посвящен своей тематике. Здесь задействованы  беседы, загадки,ручной труд, игры, которыми так ...

Презентация на тему "Русский народный праздник - Масленица"

Презентация к занятию (Познание, старший возраст) по теме:  "Масленица". подготовила воспитатель первой категории Фоменко Татьяна Валерьевна...

Творческо-познавательный проект «Русский народный праздник – Боярыня масленица»

В материале представлен план реализации проекта, конспекты НОД, итоговая справка по проекту, картотека русских ародных игр, конспект итогового мероприятия....

тематическая неделя Русский народный праздник “Масленица”

тематическая неделя Русский народный праздник “Масленица” Подготовили и провели воспитатели 3 старшей группы «Звездочка» Чеботарева Е.Н., Серова Н.Ю.День недели цель содержание Понедельник «Встреча» Ц...

Консультация для педагогов и родителей "Русский народный праздник - Масленица"

Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В предлогаемом материале вы найдете: сценирий развлечения "Масленица", конкурсы, игры, пословици, загадки, планирования масленичной недели...

масленица 2023 Цель мероприятия: Организация и проведение русского народного праздника «Масленица» с приобщением детей дошкольного возраста к русской культуре

Сценарий праздника «Масленица» на улице в детском саду2023 г. Действующие лица: Скоморохи, Весна, Баба Яга, Зима Звучит веселая музыка, выходят 2 скомороха с бубном и балал...

Сценарий праздника «Масленица широкая» для всех возрастных групп в ДОУ Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с русским народным праздником Масленица. Расширят

Сценарий праздника «Масленица широкая» для всех возрастных групп в ДОУЦель: Создать детям радостное, праздничное настроение.Программные задачи:Способствовать возрождению обычаев ...