План по самообразованию
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая группа)

Бучинская Татьяна Васильевна

Представлены планы на 2018 - 2019 гг. и 2019 - 2020 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2018 – 2019 гг.

Тема: Практическое моделирование как метод развития инженерного мышления

Актуальность: В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта и др.). Оно развивает у детей такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Задачи:

  • изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
  • развивать инженерное мышление, восприятие, образные представления;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • развить познавательно-исследовательскую мотивацию детей дошкольного возраста посредством моделирования;
  • активизировать творческие способности и умения детей;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях дома и детского сада;

  • создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.

Месяц

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Определение тематики, подбор литературы по теме.

Составление плана работы на год.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Дидактическая игра «Заплатка для коврика»

Развитие внимания, памяти, логического мышления и зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости бумаги

Изготовление вместе с детьми разных форм игры «Заплатка для коврика»

Декабрь

Конструирование из плоскостных геометрических фигур (схемы)

Учить детей располагать геометрические фигуры согласно таблицам - схемам

Дидактическое задание "Придумай сам"

Январь

Конструирование из плоскостных геометрических фигур (танграм)

Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления

Рекомендации родителям «Танграм – развивающая головоломка»

Показ занятия по теме самообразования «Знакомство с танграм» для студентов

Февраль

Конструирование из объемных геометрических фигур

Создание конструкций по простым чертежам - схемам

Март

Конструктор ЛЕГО «Путешествие по Лего-стране»

Форма и размер деталей

Варианты скреплений

Конструирование на свободную тему Конструктор ЛЕГО. «Дома разной формы»

Научить детей постройкам разных форм. Дом может быть высокий и низкий, прямоугольный и треугольного вида. Может иметь окна и двери, а также арки и колоны.

Картотека игр по LEGO - конструированию

Апрель

Рекомендации родителям по ЛЕГО-конструированию.

Знакомство с оригами.

Изучение базовых и простых схем.

Картотека схем для оригами

Май

Продолжение изучения схем

Открытое занятие по технологии моделирования «Лесная галерея»

Макет «Лесной галереи»

Используемая литература и источники:

  1. https://education.lego.com/ru-ru
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М: Просвещение, 1976
  3. Лиштван, З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван.– М., 1981. – 232 с.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: средняя группа, 2014.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 – 544с.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2019 – 2020 гг.

Тема: Предпосылки развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Актуальность: Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает  системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. 

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования, усвоение которых ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление, у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.  Жан Пиаже (Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития) говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А.Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей, логики и креативности мышления, пространственного воображения;
  • обучение основам моделирования и конструирования;
  • обучение детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению;
  • развитие умения оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Месяц

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Определение тематики, подбор литературы по теме.

Составление плана работы на год.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Знакомство с электронным конструктором «Знаток»

Знакомство с деталями

Декабрь

Методика сборки схем

Сборка простейших схем

Январь

Сборка схем

Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребенка"

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Февраль

Знакомство с конструктором LEGO WeDo 2.0

Форма и размер деталей

Март

Проект «Тяга»

Проект «Скорость»

Наглядно – дидактическое пособие «STEM - кубик»

Апрель

Проект «Прочность конструкции»

Проект «Метаморфоз лягушки»

Май

Проект «Растения и опылители»

Участие в инженерной олимпиаде дошкольников (НТИ кидс) на кубок губернатора Новосибирской области

Используемая литература и источники:

  1. https://education.lego.com/ru-ru
  2. Дополнительная общеобразовательная программа «Знаток»; программа по развитию инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Калинка».
  3. Конспекты занятий по техническому творчеству в соответсвии с Программой дополнительного образования по Legoконструированию "Робостарт" (на основе образовательного констурктора Lego Education WeDo 2.0), 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...