План по самообразованию
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая группа)
Представлены планы на 2018 - 2019 гг. и 2019 - 2020 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018_-_2019_gg.docx | 19.91 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019_-_2020_gg.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2018 – 2019 гг.
Тема: Практическое моделирование как метод развития инженерного мышления
Актуальность: В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта и др.). Оно развивает у детей такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Задачи:
- изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
- развивать инженерное мышление, восприятие, образные представления;
- совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
- развить познавательно-исследовательскую мотивацию детей дошкольного возраста посредством моделирования;
- активизировать творческие способности и умения детей;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях дома и детского сада;
- создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
Месяц | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Определение тематики, подбор литературы по теме. Составление плана работы на год. | |
Октябрь | Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования. | |
Ноябрь | Дидактическая игра «Заплатка для коврика» Развитие внимания, памяти, логического мышления и зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости бумаги | Изготовление вместе с детьми разных форм игры «Заплатка для коврика» |
Декабрь | Конструирование из плоскостных геометрических фигур (схемы) Учить детей располагать геометрические фигуры согласно таблицам - схемам Дидактическое задание "Придумай сам" | |
Январь | Конструирование из плоскостных геометрических фигур (танграм) Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления Рекомендации родителям «Танграм – развивающая головоломка» | Показ занятия по теме самообразования «Знакомство с танграм» для студентов |
Февраль | Конструирование из объемных геометрических фигур Создание конструкций по простым чертежам - схемам | |
Март | Конструктор ЛЕГО «Путешествие по Лего-стране» Форма и размер деталей Варианты скреплений Конструирование на свободную тему Конструктор ЛЕГО. «Дома разной формы» Научить детей постройкам разных форм. Дом может быть высокий и низкий, прямоугольный и треугольного вида. Может иметь окна и двери, а также арки и колоны. | Картотека игр по LEGO - конструированию |
Апрель | Рекомендации родителям по ЛЕГО-конструированию. Знакомство с оригами. Изучение базовых и простых схем. | Картотека схем для оригами |
Май | Продолжение изучения схем Открытое занятие по технологии моделирования «Лесная галерея» | Макет «Лесной галереи» |
Используемая литература и источники:
- https://education.lego.com/ru-ru
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М: Просвещение, 1976
- Лиштван, З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван.– М., 1981. – 232 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: средняя группа, 2014.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 – 544с.
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2019 – 2020 гг.
Тема: Предпосылки развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Актуальность: Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования, усвоение которых ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление, у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Жан Пиаже (Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития) говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А.Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.
Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей, логики и креативности мышления, пространственного воображения;
- обучение основам моделирования и конструирования;
- обучение детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению;
- развитие умения оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
Месяц | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Определение тематики, подбор литературы по теме. Составление плана работы на год. | |
Октябрь | Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования. | |
Ноябрь | Знакомство с электронным конструктором «Знаток» Знакомство с деталями | |
Декабрь | Методика сборки схем Сборка простейших схем | |
Январь | Сборка схем Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребенка" | Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста» |
Февраль | Знакомство с конструктором LEGO WeDo 2.0 Форма и размер деталей | |
Март | Проект «Тяга» Проект «Скорость» | Наглядно – дидактическое пособие «STEM - кубик» |
Апрель | Проект «Прочность конструкции» Проект «Метаморфоз лягушки» | |
Май | Проект «Растения и опылители» | Участие в инженерной олимпиаде дошкольников (НТИ кидс) на кубок губернатора Новосибирской области |
Используемая литература и источники:
- https://education.lego.com/ru-ru
- Дополнительная общеобразовательная программа «Знаток»; программа по развитию инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Калинка».
- Конспекты занятий по техническому творчеству в соответсвии с Программой дополнительного образования по Legoконструированию "Робостарт" (на основе образовательного констурктора Lego Education WeDo 2.0), 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...