МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
методическая разработка (средняя группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_metodicheskaya_razrabotka_palchikovaya_gimnastika.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема, Пальчиковая гимнастика как, эффективный метод развитии мелкой моторики рук у дошкольников.
Цель: Пальчиковые гимнастика, как средство развитии речи у детей. Задачи:
Повысить речевую активность;
Учить слушать и понимать речь взрослого;
Учить детей координировать движения рук ( пальцев);.
Развивать двигательную активность;
Развивать психические процессы: логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь
Привлечь к помощи родителей создать благоприятный эмоциональный настрой;
Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми. способствует овладению навыками мелкой моторики;
Пальчиковая гимнастика, это эффективный метод профилактики речевых нарушений у дошкольников. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Методическая работа нацелена на развитии мелкой моторики, через систематическое использование пальчиковых гимнастик в образовательном процессе ДОУ. В последнее время в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи, и эти отклонения связаны с экологическими условиями, а также различными инфекциями. У детей которых есть нарушение речи отмечается неточность неловкость движения, неуверенные движения пальцев, вызывает затруднения, застегивание пуговиц, они не любят рисовать, так как с трудом держат карандаш. Я, считаю что проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма. Исходя из личного опыта и поставив перед собой цель я создала необходимую развивающую среду: подобрала оборудование для реализации поставленных задач. В течении всей работы у детей вызывали большой интерес пальчиковые игры и упражнения, которые оказывали оздоровительное воздействие на организм детей. Пальчиковые упражнения и игры способствовали хорошему эмоциональному настрою, улучшилось произношение звуков.
Помогали скоординировать движения обеих рук: выкладывание из крупы различных фигур, замков, узоров, выполнение аппликаций из природного материала, создание изображений и узоров из цветных нитей (ниткопись), наматывание нитки на катушку, на клубок. Мелкая моторика пальцев развивалась на занятиях пластилинографией , с помощью игр шнуровок учили понятия «слева-направо», «сверху-снизу», собирали из палочек разные предметы, закручивали пробки, из спичек выкладывали геометрические фигуры. Активно использовали в работе су-джок терапию, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажёра способствовало активизации деятельности у заторможенных детей и успокаивало гиперактивных Также детям нравится играть «Лего», «Зашнуруй кроссовки» «Дерево осенью», «Магнитная трасса»,»Чудесный мешочек»
В непосредственную образовательную деятельность включаю физкультминутки, сочетающие движение и речь. Текст составляю так, чтобы в одной физкультминутке содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительное влияет на слуховое восприятие. Использование физминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Я, считакю что важное направление для развития мелкой моторики, является работа с родителями. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
Познакомила родителей с теоретическими знаниями о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
Были подготовлены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, проведены консультации по проблеме, подготовлена презентация о значении мелкой моторики, памятки с рекомендациями, индивидуальные консультации, выставки пособий, папки передвижки.
Работа с родителями – это одно из важных направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена презентация для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома. На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики: семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.
Для своей группы разработала картотеку пальчиковой гимнастики по темам: