Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет во всех видах деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Елена Сергеевна Волобуева

       Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет во всех видах деятельности»

Воспитатель:

Волобуева Елена Сергеевна

                         

пгт.Джубга

2019- 2020 гг.

       

 Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет во всех видах деятельности»

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. 
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. 
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. 
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. 

Вся его жизнь – это игра»  
А.С. Макаренко

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус.Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.

       Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Цель:  развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 2. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

 3. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

5.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика  

- Игры с мелкими предметами

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

Методическая работа

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Практические выходы

Информационно - аналитический

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет - сайтах

Октябрь

Создание картотек по теме.

Проработка анкет.

Памятка «Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет»

Практический.

Методическая работа по самообразованию.

Изучение материала по теме самообразования;

Разработка перспективного плана занятий по данной теме.

Ноябрь

Тематический план занятий с детьми;

Конспекты занятий

Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.

Май

Презентация о проделанной работе по теме самообразования, отчет.

Работа с воспитанниками

Пути, способы решения проблемы

Сроки выполнения

       Отметка о выполнении

1

Д/и «Построй пирамидку»

ХЭР Л: «Ягоды рябины»

Конструирование «Поезд» из деревянных кирпичиков

Беседа с детьми «Наши пальчики играют»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Ноябрь

01.11.19

06.11.19

14.11.19

19.11.19

28.11.19

 2

Д/и «Чудесный мешочек» (развивать тактильные ощущения)

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Д/и «Ежик»

Самомассаж «Колобок»

Декабрь

05.12.19

10.12.19

17.12.19

25.12.19

   3

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Беседа с детьми «Наши руки не для скуки»

Подвижная игра «У оленя дом большой»

ХЭР Р: «Выпал снег» (рисование ватными палочками)

Январь

10.01.20

14.01.20

21.01.20

25.01.20

 4

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Конструирование «Башенка для котика»

ХЭР Л «Украсим кукле шубку»

Беседа: «Волшебные ладошки»

Февраль

04.02.20

13.02.20

19.02.20

25.02.20

   5

ХЭР Л: «Цветок для мамы» (техника пластилинографии)

Игра «Веселый карандаш»

(умение раскатывать карандаш между ладошками)

Игра с липучками  «Яблоня»

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка» (умение проводить прямые линии)

Март

04.03.20

11.03.20

18.03.20

24.03.20

6

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

ХЭР Л: «Весенняя сказка»

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Беседа с детьми «Секрет в ладошке»

Апрель

Офлайн – занятие

7

Игра «Спрячь мышку в ладошке»

ХЭР Р: «Бабочка»

Игры со шнуровками

Беседа «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков»

Май

Офлайн – занятие

Работа с родителями:

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Пути, способы решения проблемы

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет»

Ноябрь

Выполнено

2

Выставка новогодних поделок «Зимняя сказка»

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Декабрь

Выполнено

3

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Выполнено

4

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Выполнено

5

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Творческая выставка работ

Март

Выполнено

6

Анкетирование родителей «Что умеет мой ребенок»

Выучить с ребенком пальчиковую гимнастику на выбор.

Апрель

7

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики. Что мы достигли за год»

Итоговая фотовыставка «Руки мамы и мои»

Май

Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  6. . Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
  8. Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), - Синтез, 2010.
  9. Интернет - ресурсы

Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Б» Волобуевой Е.С.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет во всех видах деятельности»

 «Рука-это инструмент всех инструментов»

Аристотель

Мною была определена цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Передо собой я поставила следующие задачи:

 1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 2. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

 3. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 5.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Результаты:

Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита достаточно плохо.

В группе я постаралась создать необходимую предметно - развивающую среду, выставлены игры и пособия для развития мелкой моторики. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические "Шнуровки", " Пазлы", "Липучки", "Вкладыши" и другое).

Так как все дети индивидуальны, много времени уделяла именно тому, что у данного ребенка развито хуже (обращала внимание родителей на данную проблему). Индивидуальная работа велась по всем направлениям развития мелкой моторики: массаж кистей рук, пальчиковые гимнастики, лепка из пластилина, нетрадиционные техники рисования: ладошками, пальчиками, ватными палочками, игры с липучками, игры со шнуровками и др.

Для родителей подготовила консультации «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», «Развитие мелкой моторики или чем занять ребенка дома», проводила индивидуальные консультации по запросам родителей и не только. Провела анкетирование «Чему научился мой ребенок».

Чтобы достичь результатов, работа по развитию рук проводилась регулярно. Старалась, чтобы задания приносили ребенку радость, превращала обучение в игру, часто хвалила детей за достигнутые успехи. Считаю, что поставленная мною цель была достигнута, дети научились правильно держать столовые приборы, принадлежности для рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. По моим наблюдениям улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движения. Выполняя пальчиком различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием моторики рук.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

В работе использовала методическую литературу, интернет-ресурсы, опыт педагогов ДОУ, картотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

Программа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности».

Программа по самообразованию . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности»....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...