Консультация для родителей "Адаптация к школе"
консультация (подготовительная группа)

Коробкова Анна Владимировна

Один из самых волнительных моментов для родителей – поступление ребенка в первый класс. На что стоит обратить внимание и как организовать жизнь ребенка в этот непростой период, чтобы обеспечить благополучный «старт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация к школе502.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

C:\Users\User\Pictures\школа\187-0_jpg.jpg

Еще немного, и ваши дети станут первоклассниками. И недаром мы ждем этого дня с волнением, ведь так много поменяется в жизни ребенка (да и в нашей) 1 сентября! Но новыми будут не только портфель, ручки и форма, новыми станут и режим дня, и требования к ребенку, и детский коллектив, ну и  конечно,  в его жизни появиться новый важный человек   – Учитель.  К такому количеству новшеств нужно еще привыкнуть. Не так-то просто быть школьником, да еще все вокруг твердят: «Ты теперь не маленький», «Что играешь как маленький», «Если будешь плохо учиться – получишь двойку». Как будто можно за один день стать другим!

Конечно, не за один день, и не за два, но опытные родители согласятся, что адаптация к школе – период не бесконечный, и что, раньше или позже, все без исключения дети привыкают к новым правилам,  требованиям, к своей  новой роли в семье и обществе.

 Сколько длиться адаптация? У каждого по своему, но в среднем около 5-6 недель (причем, самыми тяжелыми считаются 1 и 4 недели). Выделяют ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ – все системы организма работают в «режиме повышенной боевой готовности». Неудивительно, ведь ребенку приходится длительное время сохранять статическую позу, сосредотачивать внимание, на него обрушивается поток новых впечатлений, умственное напряжение и эмоциональная нагрузка чрезвычайно высоки. Поэтому  адаптацию могут сопровождать двигательное возбуждение или наоборот, заторможенность, вялость, усталость, снижение аппетита, головные боли. Внимательные к потребностям своего ребенка родители не будут считать такое поведение признаком избалованности, а постараются максимально разгрузить нервную систему первоклассника и найти возможность для дополнительного отдыха. Как не банально это звучит, но именно полноценный сон (не менее 11 часов в день,  очень желателен дневной сон в этот период), соблюдение режима дня и двигательная активность ребенка – основные слагаемые успеха адаптационного периода.

Другая составляющая адаптации – АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Она связана с необходимостью строить   отношения в новом детском коллективе и с новым значимым взрослым, притом в новой социальной роли.  Учение – это вам не игра, это «социально значимая деятельность» (вряд ли мама спросить поиграл ты или нет, а вот сделал ли уроки – обязательно).                                         

Признаки адаптации к школе: 

  1. Нравится в школе. Не испытывает неуверенности и страхов.C:\Users\User\Pictures\школа\50585614_1191268711_c4103.jpg
  2. Легко справляется с программой.
  3. Самостоятелен при выполнении домашних заданий (ищет помощи только после попыток справиться самому).
  4. Хорошие отношения с учителем, одноклассниками.

Конечно, все наши дети стартуют в школьную жизнь с разной степенью школьной зрелости, имеют разные способности и личностные особенности, которые затрудняют или облегчают процесс адаптации. И все-таки во многом именно от нас, взрослых, зависит то, чем станет школа для наших детей: местом одиннадцатилетнего заточения или волшебным миром знаний.

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 

(ДО ШКОЛЫ)

«Дорогие мои родители,  я скоро стану школьником! Честно говоря, я немного волнуюсь, ведь я не знаю, что меня ждет.  И я вас очень прошу:

  1. Не пугайте меня школой, директором и плохими оценками. Не высказывайте своих опасений по поводу школы, когда я рядом – это только усиливает мое беспокойство.
  2. Не обещайте мне что школа – сплошной праздник. Столкнувшись с необходимостью трудиться,  я буду разочарован.
  3. Помогите мне справиться с тревогой: расскажите о себе, когда вы были школьниками, покажите школьные фотографии – так я получу чувство безопасности и сопричастности истории семьи.
  4. Помогите мне освоиться в школе: познакомьте с  учителем и одноклассниками, расскажите, что делать, если у меня возникнут трудности (как попроситься в туалет, обратиться с вопросом к учителю, что делать, если потерялся на перемене)
  5. Не старайтесь перед школой загрузить меня багажом «необходимых» знаний: мне будет попросту скучно на уроках.  Лучше помогите развить мою память, внимание, мой ум – только, чур, играя!

C:\Users\User\Pictures\матери\untitled.bmp

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ( в школе)

«Дорогие мои родители, я теперь школьник.  Не так-то просто учиться в 1 классе: не думайте, что написать строчку прямых палочек легче, чем составить годовой отчет! Я, конечно, буду очень стараться, но чтобы мне было по настоящему хорошо в школе, мне нужна ваша помощь. Пожалуйста, не забывайте:

  1. Я конечно школьник, но в первую очередь - ребенок, поэтому имею право на дошкольные формы поведения.
  2. Только хорошо отдохнув, я могу хорошо работать: может, я и протестую против режима, но вообще-то он мне очень нужен, также как дневной сон. А еще мне важно побольше гулять.
  3. Мне очень нужна ваша вера в меня, в мои силы: если не вы, то кто будет в меня верить.
  4. Проявляйте искренний интерес к моим школьным делам и друзьям. Если вы будете интересоваться только   оценками, я могу подумать, что вам нужны только мои пятерки, а не я сам по себе.
  5. Не сравнивайте меня с другими детьми, это только настраивает меня против них. Сравнивайте меня лучше с самим собой.
  6. Хвалите меня почаще, а иногда и ругайте. Мне очень нужна ваша оценка, но только оценивайте поступок или работу, а не меня самого по себе.
  7. Мне очень хочется стать поскорее взрослым: дайте мне возможность проявить самостоятельность, только так я могу узнать, чего я стою.
  8. Мои домашние задания – это мои домашние задания. Конечно, без вашей помощи не обойтись, но не перестарайтесь. Вы же хотите, чтобы я стал  ответственным и уверенным в своих силах.
  9. Постарайтесь не путать меня и свои ожидания, я – ваш ребенок, но не ваша собственность. Не обременяйте меня грузом ваших амбиций.
  10. Поверьте, ваше напутствие перед  дверями школы «не балуйся», тут же выветривается из моей школьной головы, а вот ласковые слова поддержки придадут уверенности в себе на весь день.
  11. Принимайте и любите меня таким, какой я есть: со всеми моими плохими и хорошими отметками, замечаниями и поощрениями, разбитыми коленками, бумажными корабликами в лужах, бесконечными «почему» - я же люблю вас с вашей нехваткой времени, раздражительностью по пустякам и бесконечными «почему не слушаешься». Мы взрослеем и растем вместе.

  сожалению или к счастью, прошли те времена, когда ребенок шел в школу с одной тонкой тетрадкой в косую линейку. В наши дни подразумевается, что ребенок идет в школу «готовый», с изрядным багажом из знаний, умений и навыков. Задолго до поступления в 1 класс родители теряются в сомнениях, по какой системе готовить малыша, что еще «вбить в его непутевую голову». И вроде бы именно заботой о ребенке, желанием дать хороший старт в жизнь обусловлено стремление родителей как можно раньше научить ребенка бегло читать, считать  и писать(!), посадить его за серьезные (в противовес игре) занятия. Так почему же именно  таких ребят отличает мотивационная незрелость, снижение успеваемости уже в первый год обучения? school2

Наверное, от того, что игра представляется нам, взрослым, чем-то несерьезным, пустым времяпрепровождением. Между тем как именно в игре растет и развивается ребенок, формируются качества, от которых напрямую зависят успехи в школе, начиная от произвольности поведения,  заканчивая воображением, вниманием и многим другим.

«А как же подготовка?» – спросите вы. Да готовьтесь на здоровье, но только, чур, тоже – в игре.  И развивать мы с вами будем не технику  чтения, а мышление, внимание, память и воображение – все то, что психологи называют познавательными процессами. Ведь именно они  - та благодатная почва,  на которой пышно расцветают знания, умения, навыки. Согласитесь, наша с вами главная цель – не дрессировка ребенка, а развитие гибкости его интеллекта, познавательной активности, желания сотрудничать со взрослым.  Ну, что, поиграем?

C:\Users\User\Pictures\матери\super081.gif

  1. Игры на развитие памяти:
  • «ЗАПОМИНАЙКА:  перед ребенком ставится в ряд несколько мелких предметов (например, несколько разных мелких игрушек из «Киндера»). Попросите ребенка запомнить их  и закрыть глаза. А теперь уберите один. Задача ребенка – угадать, что пропало. Теперь поменяйтесь ролями.          

Важно:   начинать с небольшого количества предметов (3 шт.); давайте почувствовать ребенку себя «на высоте» - ради этого можно и проиграть иногда. Более сложный вариант – запомнить последовательность (кто за кем стоял).

  • «ПУГОВИЦЫ»: для этой игры вам потребуется игровое поле (как в игре «крестики-нолики» - квадрат 3 х3) и 2  одинаковых набора пуговиц. Водящий  размещает пуговицы на своем игровом поле в произвольной последовательности, задача игрока запомнить композицию, а затем повторить ее по памяти на своем игровом поле точно в таком же порядке.  Рекомендации по проведению такие же, как в предыдущей игре.
  • «ШПИОНЫ»: по дороге в садик превращаемся в шпионов. Наша задача – запечатлеть в памяти по заданию водящего определенную картинку. Например, проходящего мимо дядю (постарайтесь соблюсти  еще и правила приличия). Когда дядя прошел, водящий уточняет подробности (какой головной убор был одет, были ли усы, что держал в руках, веселый или нет и т.д. ).  Задача игрока дать наибольшее количество правильных ответов. Затем меняемся ролями. Если обсуждать проходящих мимо  людей категорически для вас неприемлемо, объектом шпионажа может служить машина, собака, дом и т.д.
  • «Я ПОЛОЖИЛА В МЕШОЧЕК»: играем по цепочке по кругу. Первый играющий начинает фразу «я положил в мешочек …(называет любой предмет)», следующий начинает с этой же фразы «Я положил в мешочек…(называет предмет предыдущего человека и добавляет что-то свое), следующий, начиная с тех же слов, называет 2 предыдущих предмета и добавляет свой. Игра строится по принципу снежного кома, продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется (на первых порах можно немного подсказывать ребенку)
  1. Игры на развитие внимания:
  • «ОХОТНИКИ»:   для этой игры потребуется лист бумаги с напечатанными или написанными от руки буквами (подойдет даже старая газета или журнал, только с крупным шрифтом). Превращаемся на время игры в охотников и объявляем ребенку, что сегодня нашей добычей будет , например, фазан. Значит, вычеркиваем все буквы «Ф». Для спортивного интереса можно ввести ограничение по времени (песочные часы) (способ не подходит для тревожных детей). Надеюсь, вы понимаете, что осваивать игру надо на крупных буквах, предъявляемых  в небольшом количестве. Усложнение игры можно провести за счет увеличения количества добычи на одной охоте (ловим  фазанов и  тетеревов).
  • «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»:  это упражнение  дети хорошо знают и  очень любят. Попробуйте сделать такую игру сами: нарисуйте картинку (можно вместе с ребенком). Попросите его закрыть глаза, дорисуйте на картинке несколько деталей (например, бантик девочке, грибок под елкой). Попросите назвать, что изменилось.
  1. Игры на развитие мышления и воображения C:\Users\User\Pictures\матери\041209155922.jpg
  • «ЗАГАДКИ»: разгадывать загадки любят все дети без исключения, а вы попробуйте загадку сочинить, пусть она будет не в стихах -  важно, чтобы  ребенок  выделял существенные, отличительные признаки предмета.
  • «ВООБРАЖАЛКИ»: на листе (на манке, на песке, в автобусе на запотевшем стекле) рисуем загогулину (любой формы, начинайте с более понятной – треугольник, овал и т.д.). По очереди придумываем, на какой предмет похоже. Выигрывает назвавший последний предмет.
  • «ЧТО ОБЩЕГО»: удобно использовать карточки с изображением предметов или животных (или фигурки). Каждый играющий по очереди берет пару и придумывает, чем предметы (животные) между собой похожи.  (Лошадь и заяц: живые, бывают белые, быстро бегают, травоядные и т.д)
  • «ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО»: придумайте, что может быть одновременно,  например,  маленьким и красным (божья коровка, пуговка, ягодка).
  • «ВСЕ СГОДИТСЯ»: придумайте как можно больше нестандартных  вариантов использования знакомого предмета (Карандаш: рыхлить землю, делать прическу, перематывать кассету, вместо вязальной спицы, дирижерской палочки, размешивать чай и т.д.)
  • «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»:  «для кошки рыбка, а для собаки …» (кость), «птичка в гнезде, а белка в …» (дупле) и т.п. Если ребенку трудновато, помогите установить логические связи (отношения) (кошка ЕСТ рыбку, а собака ЕСТ…).

Другой вариант : «Снег холодный, а батарея…» (теплая) – на противопоставление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...