Консультация для родителей "Адаптация к детскому саду"
консультация (младшая группа)

Коробкова Анна Владимировна

Как благополучно пройти процесс адаптации к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация к детскому саду943.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Если Вы читаете нашу статью, то,  видимо, вопрос  идти или не идти Вашему ребенку в детский садик, уже решен. Наблюдения показывают, что родители решают отдавать ребенка в садик чаще под влиянием внешних мотивов (выход на  работу, недостаток свободного времени, «у соседей давно уже в садике», « а то избалуется дома», «пора» и т.п.),  чем всерьез рассматривая психологическую готовность ребенка к посещению Дошкольного Учреждения.  Между тем, психологи говорят, что «подходящего возраста» для поступления ребенка в садик не существует: для кого-то это будет 2,5 года, а кому-то стоит подождать лет до 5. Поэтому, принимая такое судьбоносное решение, стоит ориентироваться на признаки психологической готовности ребенка к садику: 

  • Интерес ребенка к играм и взаимодействию с другими детьми,
  • Отсутствие негативной реакции на уход матери,
  • Готовность ребенка к общению с другими взрослыми, помимо близких родственников,
  • Отсутствие выраженных страхов и тревоги в новой ситуации,
  • Ребенок «хочет в садик», если его спросить.

Итак, решение принято  и  Ваш психологически готовый  ребенок идет в детский сад. Что же вас ждет впереди. А ждет вас непростой адаптационный период, который, к слову сказать, психологи относят к одному из нормативных стрессов семьи (наряду с женитьбой, рождением ребенка, появлением внуков и т.д.).

      Адаптация – это период привыкания к садику, который может сопровождаться нежеланием ребенка идти в садик, покидать дом, протестом  против  требований садика, выражающимся либо в капризах и агрессивных проявлениях,  либо в замкнутости, плаксивости  и  отказе от общения с персоналом садика, может наблюдаться отказ от пищи, от пользования туалетом. Самое распространенное и наиболее тяжелое для родителей явление  в адаптационном периоде – «барьер расставания»: по приходе в садик ребенок не хочет отпускать маму, цепляется за нее, плачет. Могут наблюдаться также нарушения сна, учащение заболеваемости, регресс в речевом развитии.  С чем связаны подобные проявления?

     Наверняка вы и сами легко ответите на этот вопрос: это последствия стресса, испытываемого  ребенком при расставании с домом и попадании в новые, непривычные для него условия.  Все меняется для него в один день: меняется отношение к нему, меняются его права, появляются новые обязанности, меняется режим дня, тип питания, привычные ритуалы, окружение, игрушки, туалет – все это новое, непривычное, чужое.  А самое главное – нет рядом  такой любимой и понятной мамы, готовой каждую минуту  прийти на помощь, обнять: к требованию быть «одним из», а не «единственным и неповторимым» привыкнуть непросто, особенно если речь идет о единственном ребенке в семье. Хотите лучше понять чувства своего ребенка: вспомните свой первый день на новом рабочем месте (лучше самом первом). Что вы чувствовали: растерянность, подавленность, одиночество, тоску, желание немедленно все бросить? И все же это  не причина немедленно увольняться. Но вы-то взрослый человек, способный контролировать свои чувства и имеющий временную перспективу (знаете, что было завтра и что будет вчера). А каково малышу? 

     Именно от нас с вами, дорогие мои взрослые, от наших грамотных, уверенных и главное последовательных действий,  зависит острота и длительность протекания  этого непростого периода:  соблюдение простых рекомендаций, изложенных в памятке, поможет Вам и вашему ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада. Хочется подчеркнуть, что именно в этот период ребенку особенно требуется ваше терпение, внимание и забота, большее, чем обычно количество тактильного контакта (прикосновения, объятия, поцелуи и т.п.). Возможно, это не лучший период для проявления строгости и принципиальности в воспитании, постарайтесь с пониманием отнестись к более бурным, чем обычно эмоциональным реакциям в поведении вашего ребенка – это всего лишь выход накопившегося напряжения.  Щадящий режим, легкие успокаивающие процедуры (массаж, ванны с травами, спокойная музыка перед сном)  и ваша любовь, терпение и твердая уверенность, что  адаптация это дело времени -  главные союзники на этом пути.

     Длительность адаптационного периода также очень различна: у одного ребенка адаптация  займет  2-3 недели, а другому потребуется 2-3 месяца, а кому-то полгода.  Сигналом окончания этого периода является наступление некоторой стабилизации в состоянии и настроении ребенка. Переживая это сложный период вместе с ребенком, родителям нужно отмечать, есть ли положительные сдвиги в поведении и состоянии ребенка. Важна не столько выраженность переживаний, сколько их динамика. Обязательно спрашивайте воспитателя, как вел себя ребенок после вашего ухода, чем занимался, принимал ли пищу, пользовался ли туалетом.

Родителям необходимо знать, что период адаптации ребенка в детском садике может причинить много переживаний и им самим. Иногда они могут переживать разлуку с ребенком даже сильнее, чем он сам: «Быть может, моему ребенку плохо без меня? Будут ли к нему внимательны малознакомые мне пока воспитатели и педагоги? Утешат ли, помогут ли, если будет плохо? Не зря ли я это все затеяла? Мне самой тяжело и непривычно без моего ребенка». Маме тоже приходиться привыкать к тому, что ее ребенок теперь будет более самостоятельным, а значит менее нуждающимся в ее любви и привязанности. Мама может неосознанно стремиться удержать ребенка около себя, препятствуя расставанию, и тогда именно мамино беспокойство и мамины страхи будут затягивать процесс скорой адаптации ребенка в детском саду и могут свести его на нет.

     Говоря с ребенком о садике, подчеркивайте все то, что будет способствовать позитивному настрою, положительным ожиданиям: рассказывайте о том, что там можно многому научиться, подружиться с детьми и воспитателями, какие там будут интересные игрушки и занятия. Постепенно ребенок научиться находить для себя в садике  какие-то положительные стороны, освоит новое для себя пространство, научится вступать в новые для себя отношения с другими людьми и значимыми взрослыми. Чем быстрее ребенок заинтересуется этими новыми отношениями, чем скорее решится на некоторые эксперименты в этой области, тем быстрее произойдет отрыв от дома. Чем быстрее успокоится мама и другие родственники, активно переживающие «отрыв ребенка от дома» и его выход в социум, тем быстрее успокоится и сам ребенок.

   

Конечно,  каждый ребенок индивидуален, но все же есть общие рекомендации, помогающие сделать  адаптационный период менее напряженным:

•        Никогда не пугайте ребенка детским садом, воспитателями. Важно создавать положительный образ детского сада: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему  новому он сможет научиться.

•        Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства.  Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что происходило с игрушкой в детском саду, кто  с ней дружил, обижал ее, не было ли ей грустно. Подчеркните, как здорово, что он был для игрушки «защитником и опорой».

•        Одна из распространенных проблем – утренний плач при расставании с  родителями. Не затягивайте «сцену прощания», это только еще больше нервирует ребенка. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете ненадолго, что вы его  очень любите и обязательно придете за ним в определенный час, лучше обозначить это время конкретным событием: на прогулке, после обеда... Создайте свой ритуал прощания (помахать в окошко рукой, послать воздушный поцелуй и т.п.), так ему будет проще отпустить вас. Если ребенок крайне тяжело расстается с Вами, доверьте эту непростую роль кому-либо из членов семьи, с кем ребенку будет расстаться проще.

•        Приучайте ребенка к детскому саду постепенно:  первое время оставляйте лишь на несколько часов, забирая сначала с прогулки, затем после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

  • За лето постарайтесь привести ваш семейный режим к режиму детского сада. Очень много значат  для адаптации и пищевые привычки ребенка, а также навыки самообслуживания:  оставшись без вашей помощи, ребенок может испытывать тревожность в ситуациях одевания, приема пищи, пользования туалетом.

• Старайтесь общаться с одногруппниками и вне садика, гораздо проще прийти в садик, где тебя ждут друзья и знакомые. Расскажите ребенку, как вы сами посещали детский сад, покажите старые фотографии, расскажите о своих трудностях  (как вам удалось их преодолеть) и радостях в детском саду.

•        Период адаптации проходят не только дети, но и члены семьи, поэтому важно не допускать,  чтобы чувство вины мешало вам и вашему ребенку адаптироваться к детскому саду.  Ребенок чутко реагирует на ваши колебания и тревожность, ему будет еще труднее расставаться с вами. Очень многое зависит от вашего настроения, последовательности в поступках и  уверенности в том, что делаете. В конце концов,  эти трудности останутся позади, а то положительное, что дает нашим детям детский садик – останется прочным фундаментом на всю жизнь.

        

  Надеюсь, что для Вашей семьи адаптационный период пройдет быстро и легко,  а все трудности будут носить временный характер!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...