Проект "Ларчик"
проект (старшая группа)
Развивающие игры в воспитательно – образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_voskobovicha_larchik.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Развивающие игры в воспитательно – образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича.
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой «От роождения до школы», с привлечением дополнительного игрового обучающего пособия «Ларчик» и других развивающих игр В.В. Воскобовича. Этот материал позволяет условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.
Задачи:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать умозаключения на их основе.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
Актуальность
Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр
В. В. Воскобовича.
Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей.
Степень новизны данной работы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.
Тип проекта: долгосрочный, групповой.
Срок реализации: 2017-2018учебный год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители группы.
Возраст детей: 5-7 лет.
Особенности и возможности универсальных средств развивающей технологии В.В.Воскобовича. Игровой комплекс «Коврограф Ларчик».
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют:
- эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
- творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
- развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
Частью игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей В.В.Воскобовича являются универсальное игровое средство «Коврограф Ларчик» универсальное средство обладают рядом особенностей:
1. Многофункциональность – решение множество образовательных задач.
2. Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких до младших школьников.
3. Образность и мотивация – «Коврограф Ларчик» сопровождают неповторимые образы – персонажи, с которыми ребёнок «проживает» всю игровую ситуацию: Слон Лип – Лип, Слоник Ляп – Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.
4. Образность и универсальность – игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, ориентироваться в пространстве, начала знакомства со звуками, буквами.
5. Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, решение сложных ситуаций, нахождением верного решения.
6. Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания всё новых и новых способов их разрешения.
7. Незавершённость игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих всё новых неоднозначных решений.
8. Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.
Формы организации детской деятельности:
- логико-математические игры;
- интегрированные игровые занятия;
- совместные с родителями досуги;
- самостоятельная игровая деятельность.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:
1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью таких игр является развитие мыслительных операций. Игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.
Развивающая предметно – пространственная среда (РППС).
Для эффективного решения образовательных задач по технологии
В. В. Воскобовича группа оснащена «Коврографом Ларчик»,
который включает в себя следующее наполнение:
«Забавные цифры» - картонные карточки с изображениями цифр от 0 до 9 в виде животных.
«Забавные буквы» - картонные карточки с изображениями 10 гласных
букв русского алфавита в виде шутов-акробатов.
«Буквы, цифры, знаки» (на прозрачной основе) - 90 карточек из
прозрачной пленки с изображениями гласных букв (красного цвета),
согласных букв (синего и зеленого цвета), мягкого знака (зеленого
цвета), твердого знака (синего цвета), цифр и арифметических знаков
(желтого цвета).
«Кармашки» - набор из 10 кармашков (75х75 мм, ковролин, ПВХ) для
закрепления картинок и карточек на коврографе.
«Цветные квадраты» - 10 квадратов из цветного ковролина (7 цветов радуги, белый, серый, черный) размером 75х75 мм.
«Разноцветные веревочки» - 5 прилипающих к коврографу веревочек
разного цвета длиной по 1 м каждая и др.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
- Игровые приемы:
- манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
- побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
- Практические приемы:
- манипуляция,
- превращение,
- складывание,
- выбор,
- складывание,
- показ,
- совместные действия,
- сравнение.
- Словесные приемы:
- диалог с игровыми персонажами,
- объяснение,
- описание,
- рассказ,
- сказка,
- уточнение,
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Совместная работа с родителями.
- консультации о подборе развивающих игр для детей 6-7 лет;
- индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
- развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- разъяснительная и образовательная работа.
Сотрудничество с педагогами.
- Мастер класс по игровым технологиям Воскобовича.
- Семинар практикум «Развивающие игры В. Воскобовича» в образовательном процессе детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Перспективное планирование проекта
месяц | Игровое занятие | цель | Используемые игры | |
сентябрь | 1 | Рассказывание сказок о жителях сундучка «Ларчик» | Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам | Игрушки-персонажи Коврографа «Ларчик» |
2 | «В гости к веселым гномам» | Освоение цвета, пространственного расположения, развитие умений считать, определять порядковый номер, развитие внимания, памяти, воображения. | Семь гномов игра «лепестки», «чудо-крестики. | |
Октябрь | 3 | «Сказочные лабиринты игры» | Формирование у детей сенсорных представлений «цвет», «величина». Учить соотносить предметы по цвету и величине. | Игровизор |
4 | «Играем с Гео» | Учить складывать фигуру из квадрата по образцу, понимать и называть «верх», «низ» фигуры. учить выкладывать шнуром, заданные фигуры. Уметь описывать свою работу. | Игра «Квадрат В.Воскобовича» Игра «Шнур – затейник» | |
5 | «Горе Федоры» | Закрепить знакомство с цифрой два, учить сравнивать группы содержащие один и два, два и два предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов обозначать цифрой два. Упражнять ориентироваться в пространстве относительно себя. | Персонажи – циркачи из Цифроцирка, развивающее пособие «Игровизор» и приложение «Лабиринт цифр» (лист 1 и лист 5), | |
Декабрь | 7 | «За грибами в лес пойдем» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени, о сборе урожая в саду, на огороде, в лесу; обучать детей счету, способствовать развитию сенсорных способностей, внимания, элементов логического мышления. | волшебные веревочки, картинки грибов, «Цифрята-зверята», |
8 | «Забавный Буквоцирк» | Помочь детям запомнить гласные буквы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, учить различать цвет, размер, знакомить с принципом кодирования информации, развивать в игре психические процессы, расширять словарный запас | Игры «Забавные буквы», «Копилка букв», «Конструктор букв» | |
Январь | 9 | «Путешествие на кораблике «Плюх-Плюх» | Учить раскладывать предметы по одному признаку (цвету), развивать математические способности –счет в пределах 10 | Игра «Плюх-Плюх» |
Февраль | 10 | «Лапушок собирается в гости к гусенице Фифе». | Развивать умения называть этапы процесса выпекания пирога, решать логическую задачу на определение предмета по признакам. Закреплять знания о понятиях: короткий –длинный, широкий – узкий, большой – маленький | «Каврограф Ларчик», цветные кружочки, цветные веревочки, «Игровизор». |
11 | «Путешествие в страну гномов с планшетом Геометрик» | Развитие пространственного воображения, с использованием планшета «Геометрик». Развивать внимание, мыслительные операции; познавательную деятельность; | «Коврограф Ларчик», цветные кружочки, цветные веревочки, «Игровизор». | |
12 | «День Защитника Отечества». | формировать представления детей о Защитниках отечества; развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей. | Игра «Черепашки», «Квадрат Воскобовича» | |
Март | 13 | «Насекомые» | Закрепление знаний детей о насекомых с помощью игр В. В. Воскобовича. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа | Коврограф «Ларчик»,игра4 лишний с насекомыми, |
Апрель | 14 | «Королевство Муравии» | Закрепить знания детей о цифрах и геометрических фигурах, повторить счет прямой и обратный в пределах 10 | Ковралин, мнемотаблица, забавные цифры, мягкий конструктор, «Игровизор», игра «Лабиринт цифр» |
Май | 15 | «Путешествие по играм Воскобовича» | Закреплять знания об играх, умение правильно пользоваться ими |
- Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого
развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК»
2. Открытое занятие с применением пособия.
3. Тематическое родительское собрание