Воспитание культуры общения и поведения в период дошкольного детства
статья

Веселкова Ирина Васильевна

В статье рассмотрены основные термины по проблеме, исследовования, методы воспитания в педагогическом процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16_vospitanie_kultury_obshcheniya_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры общения и поведения в период дошкольного детства

Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности (Петерина С.В.).

Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, подкрепляет их.

Навык – автоматизированное действие, процесс освоения которого связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

Привычка – потребность поступать определенным образом (пр.: держать игрушки в порядке).

Исследования: Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова, Т.А.Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», 1986), Т.И. Бабаева (социально-эмоциональное развитие дошкольников по программе «Детство»), И.Н. Курочкина («Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников», 2003), В.А.Сухомлинский («Сердце отдаю детям», 1976), А.С. Макаренко («Воспитание в труде», 1984).

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности.

Дошкольная педагогика выделяет в культуре поведения дошкольника следующие компоненты:

 - культура деятельности

 - культура общения

 - культурно-гигиенические навыки и привычки

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить дело до конца, бережно относится к вещам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным занятиям, умение дорожить временем.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки – необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Необходимость опрятности продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но она имеет и этический аспект – поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом и тем, кто приготовил пищу.

   В дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Детей старше 4х лет руководствуются в своих действиях мотивом общественной пользы. Поступки начинают осмысливаться с позиций общепринятых норм. При воспитании у детей положительных навыков и привычек следует руководствоваться принципами единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений и рациональном их распределении во времени.

Закрепление форм нравственного поведения происходить лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка к совершаемым действиям.

Режимные процессы – умывание, одевание, сон, питание и т.д. – предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения.

Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса пособиями и оборудованием.

Большое значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки, суждения.

Процесс воспитания культуры поведения предполагает сознательное и гибкое применение различных методов. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый воспринимает воспитательные воздействия, определять уровень нравственной воспитанности, т.е. использовать наблюдение.

Методы воспитания в педагогическом процессе ДОУ (Н.Ф. Голованова).

1. Методы организации социального опыта ребенка.

1) упражнения

 - прямые (здороваться каждый день). Различные приемы: показ, объяснение, контроль.

 - косвенные (воспитатель сам здоровается)

2) поручения

3) пример (подражание маме, персонажу, воспитателю)

4) требования (правила)

 - слабые

 - средние

 - сильные

5) ситуации выбора (борьба мотивов)

2. Методы осмысления детьми опыта поведения и деятельности (вербальная группа).

1) ознакомление с правилами и нормами

2) разъяснение правил

3) внушение

4) рассказ, чтение

5) беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и поступков детей.

1) соревнование

2) поощрение

3) наказание

4. Методы самоопределения личности ребенка.

1) самоизменение

2) взаимопонимание

3) самопознание

   В первой младшей группе детского сада происходит формирование предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Решающий метод воспитания – непосредственное общение воспитателя с детьми. Воспитание по нескольким направлениям: формирование умения играть и заниматься, принимать пищу, спать, одеваться и умываться вместе со сверстниками; интерес к труду взрослых, позднее желание помочь им и самостоятельно выполнять трудовые поручения; бережное отношение к игрушкам, вещам, чувство благодарности и т.д.

Вначале следует показ действия, затем упражнение. По мере овладения действиями, детям хочется их повторять. Для более легкого усвоения действия членят на несколько операций (процесс умывания: сначала засучить рукава и т.п.). Приемы: косвенное поощрение: «Посмотрите, как хорошо Таня вымыла руки. Теперь, Таня покажи, как ты умеешь их вытирать». Использование оценки (вначале положительной, далее реальная оценка качества действий), использование ситуаций (воспитатель приносит новые игрушки, на всех не хватает), игровых приемов (спрячем каждую ножку в свою норку). Также используются коллективные игры-занятия «Мы умываемся», «Мы убираем игрушки», игры-упражнения, игры-инсценировки.

Во второй младшей группе формируются навыки и прививаются правила вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Обращается внимание на формирование чуткости, внимательности, тактичности. Игры-инсценировки «Как непослушный котенок обжег себе лапку», игры с элементами соревнования. Требования к играм-занятиям, играм-упражнениям и т.д. усложняются, и они опираются на опыт детей. Игры-упражнения на закрепление правил этикета, в которых используются кукольный театр, игрушки, картинки, слайды, фланелеграф и т.д.

Средняя группа – руководство практической повседневной самостоятельной деятельностью детей в ДОУ и дома сочетается с привлечением их внимания к труду взрослых, его значению. Задача – уважение взрослых, общения с ними. Занятия и игры «Чем порадовать маму?». Возрастает роль показа образцов культурного поведения в различных ситуациях, роль упражнения. Важная задача – воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебным пособиям (подбор игрушек для воспроизведения, культура пользования ими). Оборудование игровых уголков для трудовой деятельности. Игры инсценировки, занятия, сюжетно-ролевые игры, поощрение, праздники дней рождения детей, репродукции картин, фотографии, рисунки для закрепления навыков, сформировавшихся в младшей группе. Обобщенные указания: «Готовьтесь к завтраку».

Старшая группа – формирование дружеских взаимоотношений, привычки играть и заниматься сообща, умения подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Большое место воспитанию культуры общения. Необходимы волевые усилия. Метод систематизации нравственных представлений – этическая беседа. Содержание бесед – жизненные ситуации, поведение окружающих людей. Это плановые, подготовленные и организованные занятия. Цель бесед – формирование нравственных мотивов поведения. Складываются обобщенные понятия о хорошем поведении. «Моя мама», «Будь аккуратен», «Детский сад». Также используются игры-упражнения, цикл встреч со старшими ребятами, тематические встречи о спорте, походы-прогулки (воспитание бережного отношения к природе).

Подготовительная группа – закрепление, углубление знаний, приобретенных за предшествующий период. Знания более осознанные, приобретают обобщенность, а навыки более прочные и устойчивые. Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены, формирование волевых качеств, накопление опыта гуманных отношений. Используются: коллективное чтение, с пересказом, задушевные и индивидуальные беседы, групповые этические беседы, игры-инсценировки, игры-упражнения, короткие утренние беседы, различные поручения Воспитатель ведет записи наблюдений поступков детей. Побуждение ребенка к максимальной самостоятельности. Включение в беседу пословиц и поговорок.

Обязательная связь с семьей, ознакомление с условиями жизни ребенка, оформление стендов, консультации специалистов, «папка-передвижка» на различные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

«Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  о воспитании культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста....

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...