Статья "Цвет в физическом воспитании дошкольника"
статья
Статья "Цвет в физическом воспитании дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_v_fizicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1
Составитель:
инструктор по физической культуре
Марухина Елена Сергеевна
Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Цвет сам по себе что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать»– считал В. Ван Гог. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка – выручалочка» в любых критических ситуациях. Дети выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. Посредством определенных цветовых режимов (цвет зала, спортивного инвентаря) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребенка, становлению егопсихических функций, адаптироваться в социуме.
Моя работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал счастливый и яркий мир детства и радости.
В практике физического воспитания цвет выполняет множество различных функций. Воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам. Исследователи отмечают, что красный цвет- это сила, цвет огня, даёт энергию, возбуждает, излучает тепло, оранжевый – стимулирует, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, желтый - тонизирует, «согревает», стимулирует умственную и мышечную активность, зеленый – успокаивает, снимает напряжение, голубой – «охлаждает», помогает прийти к спокойствию в себе, синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью.
Известно, что с помощью цветной разметки спортивного зала можно значительно ускорить время перестроения и деления детей на команды.
Я считаю, что при использовании цвета на физкультурных занятиях удаётся корректировать эмоциональное состояние детей. Дети приходят на занятия, и сразу видно их эмоциональное состояние. Если они возбуждены – их нужно успокоить, используя синие тона – ленты, цветной парашют, цветные массажные дорожки. И наоборот, если дети усталые, пассивные, тоиспользовать красные тона.
Желательноиспользовать специальные подвижные игры. Подвижные игры с цветным парашютом. Их цель: совершенствовать восприятие цвета, снятие эмоционального напряжения, агрессии, доставить детям удовольствие, радость от упражнений. Игра «Сухой душ» – успокаивает нервную систему, шустрые дети успокаиваются, а спокойные активизируются (дети ходят от холодных тонов к тёплым). Игра «Цветной зонтик» – дети встают вокруг большого круга, медленно поднимают полотно вверх, проговаривая «Тучка синяя плывет, она дождик нам несет, Ты дружок не зевай, быстро зонтик раскрывай». На последние слова прячутся под большой зонт. Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – рыбки в море нырни» – дети прячутся под синее полотно.
Подвижные игры с цветными атрибутами» – цветные мячи, шарики, ленты, флажки, кубики, геометрические фигуры, модули, мешочки. Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, закреплять основные виды движений, геометрические фигуры. Для детей младшего возраста игры: «Собери кубики (круги, квадраты, мячи, круги) по цвету». Игры с цветным парашютом - «Встань на определенный цвет, около цвета». Для детей старшего возрастаправила игры усложняются «Кто быстрее соберет по цвету» (шарики, кубики, круги, геометрические фигуры). Игра «Разложи геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги) по цвету» – кто быстрее разложит по цвету.
Подвижные игры из серии «Времена года»: «Осень – весна, зима – лето». Цель: совершенствовать восприятие цвета, закрепить знание о временах года, развивать произвольное внимание, закреплять основные виды движений. Подвижная игра «Осень– весна» для детей 3–4 лет. Атрибуты: два «дерева» – игровые модули зелёного и желтого (или красного) цветов. Ход игры. Ведущий показывает детям осеннее и весеннее «деревья», располагает их в разных частях зала и объясняет правила игры: по сигналу дети воробышки произвольно перемещаются по залу – «летают». По команде ведущего «Осень!» или «Весна!» они должны быстро собраться вокруг соответствующего дерева. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Для детей старшего возраста усложняются условия игры: ставятся 4 времени года. Можно использовать цветные полотна – красный –лето, синий – зима, желтый – осень, зеленый – весна (на синем – сложить снежинки, снежки; на зеленом – цветы, на красном – ягоды, грибы, на желтом – осенние листья).
Игры – соревнования. Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, закреплять силу, быстроту, ловкость, чувство товарищества. Игры с предметами – кто быстрее перенесет, донесет, соберет, построит. Игры: «Собери фигуры по цвету, сложи инопланетянина, елочки, цветок, посади семечко» и др. Игра «Собери цветик – семицветик». Ход игры –2 команды, раздатькаждой команде 7 лепестков разного цвета. Под музыку дети ходят, бегают. Музыка останавливается, все должны встать по цвету радуги (чья команда быстрее).
В заключении хочу сказать, что, используя представленные игры, удаётся корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.
Интернет - ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/02/21/tsvet-v-fizicheskom-vospitanii-perspektivy-vozmozhnosti-resheniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"
Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...
Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников
Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников. Презентация.
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников....
Статья. Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста....
Отчет по самообразованию инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.
С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.В современной дошкольной педагогике...