Деятельностный подход в дошкольном развитии
статья
Реализация деятельностного подхода и актуальность педагогической системы Монтессори в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_doshkolnom_razvitii_-_kopiya.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода и актуальность педагогической системы Монтессори в работе с дошкольниками.
Сидорина О.Н. (г. Воронеж, sidoriolga@yandex.ru)
Современный детский сад является тем местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации потенциала, соответствующего его возрасту. Раскрытию возрастного потенциала дошкольника, способствует накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей .Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельностный подход в образовании предполагает, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания являются средством выполнения этого дела и средством обучения.
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление различной информации, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Концепция «учения через деятельность» встречается у многих авторов прошлого, в частности, прослеживаются в работах итальянского педагога М. Монтессори. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что реализация современных стандартов образования может опираться на классические образовательные технологии.
Деятельностный подход ориентирован на индивидуальность ребенка и отличается от традиционного подхода тем, что педагог не является главной фигурой образовательного процесса, а играет роль наставника, помощника, предоставляя детям возможность самим познавать новое, планировать варианты решения проблем и оценивать свою работу. Последователи М. Монтессори также считают, что дети в силу своего любопытства способны познавать мир через самостоятельную деятельность, а это, в свою очередь, удовлетворяет их стремление к независимости и ответственности. Однако самостоятельность не подразумевает изолированность. В течении 8 лет в нашей группе реализуется программа «Умелые ручки», в основе данной программы использованы элементы методики Марии Монтесори. Именно методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание, и позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе. Данная программа включает в себя следующие принципы:
- единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
- деятельностный подход к реализации содержания программы;
- создание комфортных условий для деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольников;
- воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.
Что мы получаем в результате реализации данной программы:
- дети могут взаимодействовать с предметами;
- сосредоточенно выполнять работу и доводить до конца начатое дело;
- свободно выбирать материал;
- выбирать рациональный способ взаимодействия;
- находить ошибки и исправлять их;
- получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития
Таким образом, мы видим, что педагогика Монтессори в наши дни не утратила свою актуальность, и удовлетворяет современным тенденциям образования, в которых делается упор на самостоятельность ребенка и его всестороннее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании
Трансформации, происходящих в общественной жизни страны, вызвали острую необходимость изменений в образовании: разработаны федеральный базисный учебный план, государственные образовательные стандарты,...
Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании
Методологической основой Федерального Государственного Образовательного стандарта является системно-деятельностный подход.Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения,...
Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.
Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...
Деятельностный подход в дошкольном образовании
В презентации даны рекомендации по использованию в работе сстемно-деятельностного подхода....
Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях.
Перезентация на тему "Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях"...
Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании
Презентация по вопросам личностно-деятельностного подход в дошкольном образовании. Консультация для педагогов....