Консультация для родителей в старшей группе
консультация (старшая группа)
Все познавательные процессы ребёнка взаимосвязаны и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под руководством взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей в старшей группе | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей в старшей группе
(Шидловская О.В.)
«Каков ваш ребёнок от 5 до 6 лет.»
У вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и Вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше.
К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность ,способность к творчеству, которая в расцвете. Поэтому малыш «творит» не уставая, едва проснувшись, целый день без передышки пытается воплотить фантазию в реальность. Ведь он и вправду верит в чудеса и хочет сотворить сам что-то вроде чуда. И превращается простой тюльпан в неотразимый аленький цветочек. Малыш садится в таз так, словно он взошел на борт летающей тарелки.
И только после пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей, кроме левшей. В связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых малышей совсем, как будто бы они спустились с облаков на землю. От Вас зависит, чтобы это не случилось, чтобы формальное, логическое не сумело обесценить дар воображения ребенка. Пусть в Вашем доме уживаются компьютер и выдуманная ребенком сказка.
Малыш способен сочинять не только сказки. Он перескажет книгу или фильм и отразит все то, что видит, а не то, что знал – и это уже качественно новая ступень в его развитии.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравиться и почему.
Он наблюдателен. Собственное «Я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно - следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.
К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев – это животные, но и подразделить их на домашних и диких. Малыш уже способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Он уже может Вам толково объяснить, чем отличается, к примеру , стрекоза от бабочки, пчела от мухи. Короче говоря, ребенок открывает мир.
После пяти малыш интересуется не только названием предмета, но также из чего он сделан ( дерево, стекло). Он уже твердо знает то, что мяч резиновый, а кукла – из пластмассы. У малыша есть даже собственное представление о всевозможных окружающих его физических явлениях. Он объяснит Вам, что такое электричество, магнит. Его воображение претерпевает значительные качественные изменения.
Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям.
Ребенок представляет деятельность только в настоящем, хотя использует уже прошедшее и будущее время.
Помимо времени он ориентируется также и в пространстве: на улице, в знакомом помещении.
Малыш прекрасно знает, что такое правда, и в то же время Вам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И все- таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за все и жаждет искренней любви.
К шести годам Ваш ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. Он с удовольствием прослушивает детские пластинки, заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Малыш не просто любит театр, а сам пытается сыграть роль в пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Заслуженным актером Ваш ребенок стал, постигая ролевые игры. Но если ему было раньше безразлично, какую роль взять на себя, теперь он хочет только положительную.
К шести годам ребенка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к краскам. Ребенок пытается срисовывать с натуры, придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка возможно оценить развитие, нет ли задержки в нем.
В пять лет малыш различными цветами обычно выражает свои чувства по отношению к тому ,что он изображает, вплоть до оттенков настроения, в котором он, рисуя , был.
Считается, что детские рисунки – ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, Вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем, общаясь с ним.
Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле. Детализируя лицо с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом, чтобы есть, говорить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает появляться шея. На нем одежда, обувь. Короче чем Вы найдете сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее Ваш ребенок и лучше подготовлен к школе.
Выплескивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять.
Труднее всего спрятать страх, который является во сне в виде тревожных сновидении и беспокоит малыша. К шести годам, вдруг осознав смысл прошлого и смысл будущего, рождения и смерти, ребенок делает открытие, что он, как и другие, может умереть, причем не только от болезней, но также от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. В шесть лет ребенка трудно поместить в больницу: он не выносит медицинских процедур инъекций и до безумия боится даже самых безопасных операций.
С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В пять лет в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки – конечно , матери. Отец воспитывает мужественность, а мама - женственность. И с детства впитывая эти качества, малыш сумеет пронести через всю сознательную жизнь.
В шесть лет ребенку уже надо рассказать в доступной форме том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. После пяти лет частные общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. Ребенок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором ее.
Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К пяти годам малыш уже способен правильно произнести почти все звуки речи. К концу шестого года у Вашего ребенка словарный запас в среднем составляет четыре тысячи слов или даже больше.
Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Он может подобрать синонимы, антонимы, определения, эпитеты, сравнения и уловить смысл простых пословиц, поговорок. Способен оценить, как исполнялся стих. Обычно в этом возрасте ошибки у детей чаще всего морфологические.
Малыш пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает и вычитает в пределах десяти.
Ребенок осваивает сложные игрушки, вплоть до компьютеров, конструктор в его жизни – обыденная вещь.
С пяти до шести лет у Вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать и заметно улучшается их координация. Теперь уже ребенок может выполнять одновременно два- три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и пританцовывая.
Ребенок учится кататься на коньках, осваивает лыжи.
К шести годам малыш уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах . Он аккуратен, тщательно следит за своей внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительные. Это важно для дальнеишего.
Ну а сейчас, благодаря им. Ваш ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье.
Он много знает, многое умеет. Малыш созрел для разных видов обучения как личность. Еще немного и …он станет первоклассником.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека – от 1до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребёнка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребёнка не допустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Рассмотрим интеллектуальные способности детей в возрасте от года до трёх лет. Восприятие ребёнка в этом возрасте непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребёнку основанием для узнавания предмета. Дети могут различать 5-6 форм и 8 цветов. Но всегда правильно их называют. И не следует искусственно снижать их возможности.
Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия /подбор предметов по форме, величине, цвету/ при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. В этот период большую роль приобретают само обучающие игрушки /матрешки, пирамидки, вкладыши и т.д./.
Развитие мышления зависит от деятельности самого ребёнка /приобретения чувственного опыта/ и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослый должен предоставить ребёнку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Например, предложить накормить куклу из тарелочки, не дав при этом ложки. Подвести к необходимости найти ей /ложке/ замену.
В практике действий с предметами ребёнок усваивает, что разные предметы могут употребляться по сходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания.
Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребёнка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка начинает формироваться знаковая /символическая/ функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребёнком с помощью взрослого. Она перестраивает все виды деятельности ребёнка.
Память ребёнка непроизвольная. Ребёнок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова.
Внимание ребёнка не произвольное. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребёнок раннего возраста ещё плохо переключает свое внимание. Легко отвлекается.
В четыре года наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное, которое становится основным видом дошкольного периода детства. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, на уровне представлений. К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие; при этом ребёнок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие. При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребёнка и речь взрослого.
Воображение. У младших дошкольников, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках; рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка. Но так как опыт ребёнка беден, уровень понимания еще низок, то и возникающие образы воображения часто далеки от реальности. Ребёнок просто старается понять, взрослые же считают, что он сознательно фантазирует. В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Этому способствует сюжетно - ролевая игра.
Первоначально воображение дошкольника практически не отделимо от реальных действий. Должна быть внешняя опора для воображения.
Особенностями образов воображения являются:
их яркость и эмоциональность; легкость возникновения;
изменяемость по любому поводу;
Для ребёнка они как явление реальное.
Воображение ребёнка развивается: в процессе всех видов деятельности;
под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения.
Для развития воображения необходимо:
накопления опыта; и выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.
При специальном обучении:
происходит быстрое накопление опыта путём его обогащения, уточнения;
вырабатывается умение создавать новые образы разными способами;
вырабатывается способность к коллективному творчеству.
Все это способствует существенным изменениям воображения и в целом познавательной деятельности ребёнка.
Память у младшего дошкольника непроизвольная, образная.
Ребёнок легче запоминает: то, что связано с деятельностью;
то, что было интересно, имело эмоциональный характер;
то, на что обращено внимание в деятельности.
Но младший дошкольник не может:
поставить перед собой цель запомнить что-либо;
применить какие-либо специальные приемы запоминания.
Вместе с тем непроизвольное запоминание может быть очень точным, а то, что запоминалось сохраняется в памяти длительное время.
В среднем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно-ролевой игры. Взрослый должен учить приемами запоминания и припоминания.
Внимание. Внимание дошкольника непроизвольное и связано оно с особенностями объекта. Если он интересен, то ребёнок сосредотачивается на нем свое внимание. Появляется новый предмет, и тотчас же он переключает внимание на него. Поэтому дети дошкольного возраста редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Произвольное внимание развивается в деятельности. Когда взрослый с помощью словесных указаний удерживает внимание ребёнка на том или ином предмете деятельности. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивных видов деятельности, частая смена деятельности позволяет поддерживать сосредоточенное внимание детей.
Таким образом, все познавательные процессы ребёнка взаимосвязаны и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под руководством взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в старшей группе "Как победить застенчивость"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация для родителейв старшей группе на тему:«Как победить застенчивость»Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления зас...
Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Как победить застенчивость ребёнка»
Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли ...
Консультация для родителей в старшей группе на тему
Очень важно стимулировать речевую активность детей, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений. Развивать речевые навыки необход...
Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Как победить застенчивость»
Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?...
Консультации для родителей детей старшей группы
Консультации в помощь родителям для коррекции поведения детей, совершенствования различных навыков....
Консультация для родителей в старшей группе На тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»
Консультация для родителей в старшей группеНа тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»...
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...