Программа родительского клуба «Растишка»
рабочая программа (младшая группа)

Мокрецова Алла Николаевна

Клуб для родителей «Растишка» - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba.docx770.3 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В.Ломоносова» - детский сад №1 «Журавушка»

Программа

родительского клуба

«Растишка»

Автор: Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель

высшая квалификационная категория

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08a5/00131b74-0e0cb7c0/640/img3.jpg

2020 – 2021, 2021 – 2022 учебный год


Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Семья для ребёнка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, получает воспитание, знакомится с семейными традициями. Это общение с близкими людьми, которые любят, понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и семейные отношения играют важнейшую роль в развитии ребенка.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Семья - основной институт социализации ребенка, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка.

Воспитание детей — это ответственный процесс, от которого зависит будущее ребёнка. Успешное решение задач развития и воспитания детей возможно только при совместном объединении усилий семьи и дошкольного учреждения. Контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.  

Клуб для родителей «Растишка» - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Программа клуба разработана для создания эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства «детский сад – семья».

Содержание встреч спланировано с учётом построения отношений с родителями на принципах добровольности и личной заинтересованности.

Новизна и практическая значимость программы.

Это новая модель дошкольной образовательной системы - психолого-педагогическое информирование и практическая помощь для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, тренинги, диспуты, направленные на развитие и воспитание ребёнка. Её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье, родители являются активными участниками образовательного процесса, возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Практическая значимость программы определяется тем, что она может быть использована в практической деятельности по освоению родителями адаптационного инструментария.

Программа родительского клуба «Растишка» дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества современной семьи и предать ей инновационное направление.

Проблема.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, психологических, медицинских, и др. Многие родители опираются свой жизненный опыт и на опыт их собственных родителей, но как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли ДОУ и волнуются за своих детей? Воспитателю и родителям необходимо искать современные подходы к этой проблеме.

Актуальность.

В семье подрастает малыш. Семейное воспитание является основным для маленького ребенка. Любовь близких, их чуткое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия.

Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек.

У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве.

В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга.

Сотрудничество с семьёй это одно из главных и важных условий организации образовательной работы ДОУ. Для того чтобы родители воспитанников стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поэтому и назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.

Наиболее эффективнее это поможет сделать родительский клуб. В рамках работы клуба родители познакомятся с психологией детей раннего возраста, особенностями их развития и воспитания, научаться практическим приёмам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей, получат возможность обмениваться опытом семейного воспитания.

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей, установление эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс.

Задачи:

1.  Установление партнёрских доверительных отношений и повышение педагогической культуры родителей.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, расширение видения родителями своих воспитательных функций.

3. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, мотивировать их

Срок реализации программы: 2 учебных года: 2020-2021, 2021-2022.

Частота занятий: 1 раз в месяц.

Продолжительность и время проведения: 30 минут, в 17.00.

Структура занятия.

1 блок: Введение в тему.

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная часть направлена на создание эмоциональной атмосферы участников группы, вовлечение в тематику заседания клуба.

В информационной части предлагаются рекомендации, беседы, лекции, диспуты, по теме, которые могут сопровождаться просмотром видеоклипов, презентаций, фотостенды.

2 блок: Практический. 

Тренинги, практикумы или мастер-классы для родителей по осваиванию практических умений, детско-родительский практикум. Выпуск плакатов и стенгазет.

3 блок: Итоговый.

Активное общение всех участников встречи по поводу полученной информации и приобретенного опыта, рефлексия.

Формы работы.

Традиционные

Инновационные

Беседы

Группа в контакте

Посещение на дому

Акции

Дни открытых дверей

Мастер-классы

Родительские собрания

Круглый стол

Консультации

Презентации

Выставки

Выпуск семейных стенгазет, плакатов

Анкетирование

Тренинги

Мозговой штурм

Аукцион родительских идей

Деловые игры

Почтовый ящик

Планшет гласности

Выпуск брошюр, буклетов, листовок

Выставка семейных реликвий

Результат реализации программы.

        В итоге работы клуба «Растишка» у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей. Устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Посещение семейных встреч позволяет родителям легче пройти со своими детьми процесс адаптации к новым для них условиям дошкольного учреждения в следствие чего повышается уровень педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми.

Прогнозируемый результат.

Для детей: ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей, развитие творческих способностей.

         Для родителей: тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ, обогащение опыта семейного воспитания, возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка

Для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей, установление партнерских отношений ДОУ и семьи. Работа по самообразованию.

Риски в реализации программы клуба:

- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;

- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.

Тематический план заседаний родительского клуба «Растишка»

Распределение материала

Количество в месяц

Всего

Теоретический блок – 10 минут

1

9

Практический блок – 15 минут

1

9

Итоговый блок – 5 минут

1

9

Всего:

9

Перспективный план работы родительского клуба «Растишка»

2020-2021 учебный год

Месяц

Формы и содержание мероприятий

Сентябрь

1. Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду?»

Цель: показать родителям возможные направления адаптации.

2. Буклет «Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду.

3. Консультативный материал «Психологические и физические особенности детей раннего возраста».

Октябрь

1. Презентация клуба для родителей «Растишка».

Цель: знакомство с положением о создании клуба.

2. Круглый стол «Родитель – это звучит гордо!»

3. Тренинг «Давайте познакомимся».

Цель: сплочение родительского коллектива.

Ноябрь

1. Родительский всеобуч «Мудрая мама. Адаптируемся вместе».

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей ясельной группы, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

2. Опрос «Родительское сочинение».

Цель: выявить и показать родителям приоритетные стороны их взаимодействия с ребёнком.

3. Рефлексия «Дети – цветы жизни» - если у вас всё хорошо и адаптация прошла успешно выберите жёлтый цветок, если проблем с адаптацией было немного – красный, у кого всё еще есть проблемы – синий.

Декабрь

1. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»

Цель: выявить отношение родителей к ребёнку, помочь родителям лучше узнать своего ребёнка, актуализировать мнение родителей по данному вопросу, обсудить возможные проявления любви, научить детей и взрослых контролировать свои действия.

2. Диспут «Типы современной семьи, стили воспитания ребёнка».

Цель: вовлечение родителей в систему работы клуба.

3. Практическое занятие «Все мы родом из детства».

Январь

1. Круглый стол «Взяли малыши краски и карандаши».

Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.

2.Семейный конкурс «Разноцветные ладошки» - нетрадиционная техника рисования.

Цель: привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей.

3. Тест – опрос «Рисует ли ваш малыш дома?».

Февраль

1. Презентация «Играем вместе».

Цель: изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка.

2. Семинар – практикум «Игра в жизни ребенка раннего возраста».

Цель: познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку.

3. Рефлексия.

Март

1. Практикум «Упрямство, капризы, истерики».

Цель: ознакомление с возрастными кризисами детей обучение, навыкам эффективного взаимодействия с ребенком, ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка.

2. Мастер класс: «Страна Сенсорики».

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей.

3. Наглядная информация: папка-передвижка  «Если ребенок капризничает».

Апрель

1. Консультация «Здоровье малыша в ваших руках!».

Цель: познакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

2. Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!».

Цель: информирование по вопросам оздоровления детей.

3. Буклет на тему здоровья.

Май

1. Опрос «Ваши пожелания и ожидания».

2. Итоговое заседание «До новых встреч!».

Цель: анализ работы клуба, планирование на следующий год.

3. Анкетирование – оценка деятельности работы клуба.

Перспективный план работы родительского клуба «Растишка»

2021-2022 учебный год

Месяц

Формы и содержание мероприятий

Сентябрь

1. Литературная гостиная: «Книжки для малышек».

Цель: рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой.

2. Практическое занятие «Изготовление книжек-малышек».

Цель: вызвать интерес и желание приобщать ребёнка к художественной литературе.

3. Акция «Подари книжку».

Цель: пополнение книжного уголка.

Октябрь

1. Реализация проекта «Наши друзья - песок и вода!».

Цель: представление развивающих детских игр с песком и водой.

2. Практическое занятие «Песочная терапия для малышей».

Цель: психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук.

3. Составление фотостенда ««Сыпь песок, лей водичку».

Цель: совместные игры родителей с детьми дома.

Заполнение листов – отзывов о реализации проекта.

Ноябрь

1. Консультация «Живу по расписанию».

Цель: дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка

2. Практикум «Режим дома».

Цель: совместная работа в подгруппах по составлению режимных моментов.

3. Почтовый ящик «Спрашивали? Отвечаем!».

Цель: анализ актуальных проблем, оказание квалифицированной помощи.

Декабрь

1. Консультативный материал «Новый год в семье».

Цель: детские праздники в семье.

2. Организация Новогоднего театра ростовых кукол.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность.

3. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой

(по просьбе и с участием родителей).

Январь

1. Беседа «Трёхлетний ребёнок – личность?».

Цель: повышать психолого – педагогические знания родителей о возрастных особенностях детей.

2. Тренинговое упражнение «Портрет трехлетнего ребенка».

Цель: активизировать родителей на нахождение личностных черт и качеств своих детей.

3. Рекомендации «Чем занять трехлетнего ребенка дома?»

Февраль

1. Беседа «Наши пальчики играют говорить нам помогают».

Цель: дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.

2. Практикум «Играя, развиваем речь» - пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Цель: дать родителям практические навыки.

3. Тестирование на тему «Игры на развитие мелкой моторики дома».

Цель: выяснить, какие игры имеются у детей дома (мозаика, конструкторы «Лего» и т.д.)

Март

1. Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю!».

Цель: значение мамы в жизни маленького ребёнка.

2. Выставка семейных реликвий «Этим я дорожу!».

Цель: предоставление семейных ценностей.

3. Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками».

Апрель

1. День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!».

Цель: присутствие родителей на просмотре режимных моментов.

2. Фотовыставка «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».

Цель: предоставление семейных фотографий.

3. Заполнение листов – отзывов о просмотре режимных моментов.

Май

1. Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

2. Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко».

Цель: проявление интереса родителей к жизни детей в группе.

3. Рефлексия «Весёлые игрушки»: если вы посетили большее количество заседаний клуба и узнали много нового и интересного – поставьте куклу, если по каким то причинам не удалось побывать на заседаниях клуба – поставьте мишку, а если в клуб вы попали слишком поздно и многое пропустили – поставьте мячик.

  

Библиография:

1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ М., 2002.

2. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/– Волгоград: Учитель, 2010.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПБ: Речь, 2006.

4. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Мини-клуб "Растишка"

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, правильное питание – одна из главных....

Положение семейного клуба "Растишка"

Данный материал поможет в создании и организации семейного клуба...