Программа родительского клуба «Растишка»
рабочая программа (младшая группа)
Клуб для родителей «Растишка» - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba.docx | 770.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В.Ломоносова» - детский сад №1 «Журавушка»
Программа
родительского клуба
«Растишка»
Автор: Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель
высшая квалификационная категория
2020 – 2021, 2021 – 2022 учебный год
Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Сухомлинский Василий Александрович
Пояснительная записка.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Семья для ребёнка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, получает воспитание, знакомится с семейными традициями. Это общение с близкими людьми, которые любят, понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и семейные отношения играют важнейшую роль в развитии ребенка.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Семья - основной институт социализации ребенка, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка.
Воспитание детей — это ответственный процесс, от которого зависит будущее ребёнка. Успешное решение задач развития и воспитания детей возможно только при совместном объединении усилий семьи и дошкольного учреждения. Контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Клуб для родителей «Растишка» - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Программа клуба разработана для создания эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства «детский сад – семья».
Содержание встреч спланировано с учётом построения отношений с родителями на принципах добровольности и личной заинтересованности.
Новизна и практическая значимость программы.
Это новая модель дошкольной образовательной системы - психолого-педагогическое информирование и практическая помощь для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, тренинги, диспуты, направленные на развитие и воспитание ребёнка. Её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье, родители являются активными участниками образовательного процесса, возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая значимость программы определяется тем, что она может быть использована в практической деятельности по освоению родителями адаптационного инструментария.
Программа родительского клуба «Растишка» дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества современной семьи и предать ей инновационное направление.
Проблема.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, психологических, медицинских, и др. Многие родители опираются свой жизненный опыт и на опыт их собственных родителей, но как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли ДОУ и волнуются за своих детей? Воспитателю и родителям необходимо искать современные подходы к этой проблеме.
Актуальность.
В семье подрастает малыш. Семейное воспитание является основным для маленького ребенка. Любовь близких, их чуткое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия.
Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек.
У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга.
Сотрудничество с семьёй это одно из главных и важных условий организации образовательной работы ДОУ. Для того чтобы родители воспитанников стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поэтому и назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
Наиболее эффективнее это поможет сделать родительский клуб. В рамках работы клуба родители познакомятся с психологией детей раннего возраста, особенностями их развития и воспитания, научаться практическим приёмам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей, получат возможность обмениваться опытом семейного воспитания.
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей, установление эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс.
Задачи:
1. Установление партнёрских доверительных отношений и повышение педагогической культуры родителей.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, расширение видения родителями своих воспитательных функций.
3. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, мотивировать их
Срок реализации программы: 2 учебных года: 2020-2021, 2021-2022.
Частота занятий: 1 раз в месяц.
Продолжительность и время проведения: 30 минут, в 17.00.
Структура занятия.
1 блок: Введение в тему.
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная часть направлена на создание эмоциональной атмосферы участников группы, вовлечение в тематику заседания клуба.
В информационной части предлагаются рекомендации, беседы, лекции, диспуты, по теме, которые могут сопровождаться просмотром видеоклипов, презентаций, фотостенды.
2 блок: Практический.
Тренинги, практикумы или мастер-классы для родителей по осваиванию практических умений, детско-родительский практикум. Выпуск плакатов и стенгазет.
3 блок: Итоговый.
Активное общение всех участников встречи по поводу полученной информации и приобретенного опыта, рефлексия.
Формы работы.
Традиционные | Инновационные |
Беседы | Группа в контакте |
Посещение на дому | Акции |
Дни открытых дверей | Мастер-классы |
Родительские собрания | Круглый стол |
Консультации | Презентации |
Выставки | Выпуск семейных стенгазет, плакатов |
Анкетирование | Тренинги |
Мозговой штурм | |
Аукцион родительских идей | |
Деловые игры | |
Почтовый ящик | |
Планшет гласности | |
Выпуск брошюр, буклетов, листовок | |
Выставка семейных реликвий |
Результат реализации программы.
В итоге работы клуба «Растишка» у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей. Устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Посещение семейных встреч позволяет родителям легче пройти со своими детьми процесс адаптации к новым для них условиям дошкольного учреждения в следствие чего повышается уровень педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми.
Прогнозируемый результат.
Для детей: ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей, развитие творческих способностей.
Для родителей: тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ, обогащение опыта семейного воспитания, возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка
Для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей, установление партнерских отношений ДОУ и семьи. Работа по самообразованию.
Риски в реализации программы клуба:
- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;
- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.
Тематический план заседаний родительского клуба «Растишка»
Распределение материала | Количество в месяц | Всего |
Теоретический блок – 10 минут | 1 | 9 |
Практический блок – 15 минут | 1 | 9 |
Итоговый блок – 5 минут | 1 | 9 |
Всего: | 9 |
Перспективный план работы родительского клуба «Растишка»
2020-2021 учебный год
Месяц | Формы и содержание мероприятий |
Сентябрь | 1. Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду?» Цель: показать родителям возможные направления адаптации. 2. Буклет «Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?» Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду. 3. Консультативный материал «Психологические и физические особенности детей раннего возраста». |
Октябрь | 1. Презентация клуба для родителей «Растишка». Цель: знакомство с положением о создании клуба. 2. Круглый стол «Родитель – это звучит гордо!» 3. Тренинг «Давайте познакомимся». Цель: сплочение родительского коллектива. |
Ноябрь | 1. Родительский всеобуч «Мудрая мама. Адаптируемся вместе». Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей ясельной группы, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения. 2. Опрос «Родительское сочинение». Цель: выявить и показать родителям приоритетные стороны их взаимодействия с ребёнком. 3. Рефлексия «Дети – цветы жизни» - если у вас всё хорошо и адаптация прошла успешно выберите жёлтый цветок, если проблем с адаптацией было немного – красный, у кого всё еще есть проблемы – синий. |
Декабрь | 1. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?» Цель: выявить отношение родителей к ребёнку, помочь родителям лучше узнать своего ребёнка, актуализировать мнение родителей по данному вопросу, обсудить возможные проявления любви, научить детей и взрослых контролировать свои действия. 2. Диспут «Типы современной семьи, стили воспитания ребёнка». Цель: вовлечение родителей в систему работы клуба. 3. Практическое занятие «Все мы родом из детства». |
Январь | 1. Круглый стол «Взяли малыши краски и карандаши». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. 2.Семейный конкурс «Разноцветные ладошки» - нетрадиционная техника рисования. Цель: привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей. 3. Тест – опрос «Рисует ли ваш малыш дома?». |
Февраль | 1. Презентация «Играем вместе». Цель: изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка. 2. Семинар – практикум «Игра в жизни ребенка раннего возраста». Цель: познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку. 3. Рефлексия. |
Март | 1. Практикум «Упрямство, капризы, истерики». Цель: ознакомление с возрастными кризисами детей обучение, навыкам эффективного взаимодействия с ребенком, ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка. 2. Мастер класс: «Страна Сенсорики». Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей. 3. Наглядная информация: папка-передвижка «Если ребенок капризничает». |
Апрель | 1. Консультация «Здоровье малыша в ваших руках!». Цель: познакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. 2. Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!». Цель: информирование по вопросам оздоровления детей. 3. Буклет на тему здоровья. |
Май | 1. Опрос «Ваши пожелания и ожидания». 2. Итоговое заседание «До новых встреч!». Цель: анализ работы клуба, планирование на следующий год. 3. Анкетирование – оценка деятельности работы клуба. |
Перспективный план работы родительского клуба «Растишка»
2021-2022 учебный год
Месяц | Формы и содержание мероприятий |
Сентябрь | 1. Литературная гостиная: «Книжки для малышек». Цель: рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой. 2. Практическое занятие «Изготовление книжек-малышек». Цель: вызвать интерес и желание приобщать ребёнка к художественной литературе. 3. Акция «Подари книжку». Цель: пополнение книжного уголка. |
Октябрь | 1. Реализация проекта «Наши друзья - песок и вода!». Цель: представление развивающих детских игр с песком и водой. 2. Практическое занятие «Песочная терапия для малышей». Цель: психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук. 3. Составление фотостенда ««Сыпь песок, лей водичку». Цель: совместные игры родителей с детьми дома. Заполнение листов – отзывов о реализации проекта. |
Ноябрь | 1. Консультация «Живу по расписанию». Цель: дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка 2. Практикум «Режим дома». Цель: совместная работа в подгруппах по составлению режимных моментов. 3. Почтовый ящик «Спрашивали? Отвечаем!». Цель: анализ актуальных проблем, оказание квалифицированной помощи. |
Декабрь | 1. Консультативный материал «Новый год в семье». Цель: детские праздники в семье. 2. Организация Новогоднего театра ростовых кукол. Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность. 3. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой (по просьбе и с участием родителей). |
Январь | 1. Беседа «Трёхлетний ребёнок – личность?». Цель: повышать психолого – педагогические знания родителей о возрастных особенностях детей. 2. Тренинговое упражнение «Портрет трехлетнего ребенка». Цель: активизировать родителей на нахождение личностных черт и качеств своих детей. 3. Рекомендации «Чем занять трехлетнего ребенка дома?» |
Февраль | 1. Беседа «Наши пальчики играют говорить нам помогают». Цель: дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. 2. Практикум «Играя, развиваем речь» - пальчиковые игры и игры с мелкими предметами. Цель: дать родителям практические навыки. 3. Тестирование на тему «Игры на развитие мелкой моторики дома». Цель: выяснить, какие игры имеются у детей дома (мозаика, конструкторы «Лего» и т.д.) |
Март | 1. Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю!». Цель: значение мамы в жизни маленького ребёнка. 2. Выставка семейных реликвий «Этим я дорожу!». Цель: предоставление семейных ценностей. 3. Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками». |
Апрель | 1. День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!». Цель: присутствие родителей на просмотре режимных моментов. 2. Фотовыставка «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Цель: предоставление семейных фотографий. 3. Заполнение листов – отзывов о просмотре режимных моментов. |
Май | 1. Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!» Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. 2. Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко». Цель: проявление интереса родителей к жизни детей в группе. 3. Рефлексия «Весёлые игрушки»: если вы посетили большее количество заседаний клуба и узнали много нового и интересного – поставьте куклу, если по каким то причинам не удалось побывать на заседаниях клуба – поставьте мишку, а если в клуб вы попали слишком поздно и многое пропустили – поставьте мячик. |
Библиография:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ М., 2002.
2. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/– Волгоград: Учитель, 2010.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПБ: Речь, 2006.
4. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / М.: Айрис-пресс, 2006.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Мини-клуб "Растишка"
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, правильное питание – одна из главных....
Положение семейного клуба "Растишка"
Данный материал поможет в создании и организации семейного клуба...