Комплекс тренингов для педагогов ДОУ ,в условиях внедрения ФГОС
учебно-методический материал
Представленный комплекс тренингов позволяет решить намеченные цели проекта, важнейшими средствами этого выступают: участие в групповой работе, выполнение индивидуальных, командных и общегрупповых упражнений,домашних заданий.
Предлагаемый материал является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. Всоответствии со спецификой состава группы, опытом ведущего,социально-психологической компетентности участников,можно использовать приведенные упражнения либо добавлять свои.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс тренингов для педагогов ДОУ,в условиях внедрения ФГОС | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс тренингов для педагогического коллектива ДОУ,
направленных на оптимизацию педагогического процесса
в условиях внедрения ФГОС
Пояснительная записка
Упражнения и ролевые игры, входящие в комплекс тренингов, объединены в законченную последовательность действий, приводящих к развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях, а также профессиональному росту личности через расширение сферы осознания себя и других, и с помощью процессов, происходящих в группе (групповая динамика). Группа в тренинге используется для развития и отработки навыков межличностного общения ее участников. Участники могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь.
Представленный ниже комплекс тренингов позволяет решить намеченные цели проекта, важнейшими средствами этого выступают: участие в групповой работе, выполнение индивидуальных, командных и общегрупповых упражнений, домашних заданий.
Предлагаемый материал является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом ведущего, социально-психологической компетентности участников, можно использовать приведенные упражнения, добавлять свои и т.д.
Психологический тренинг
«Мы не боимся перемен»
Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).
Задачи:
- развитие у участников тренинга умений общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умений осуществлять рефлексию.
- развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояний других людей (эмпатии).
- осознание участниками своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.
- накопление эмоционально-положительного опыта, снижение негативных переживаний.
«Педагогический коллектив – это группа»
Упражнение 1. «Смысл моего имени»
Ход: Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Главная идея этого упражнения - дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
После чего, вдобавок, каждый придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени (Ж – жизнерадостный; А - активный; Н - необычный; А – артистичная и.т.). Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.
Упражнение 2. «Обмен»
Ход: «Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то приятное, комплимент или пожелание».
3. Принятие правил работы в группе
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы: «Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:
- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
- Правило «Поднятой руки» - желающий высказаться поднимает руку, никто из участников не перебивает говорящего.
- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).
- «Безоценочное восприятие партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят.
- «Персонификация высказываний» (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
- «Определение сильных сторон личности» (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).
- Правило «стоп» (я не хочу о чём-то высказываться, я передаю слово другому).
Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.
Принятые правила записываются мелом на доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости. Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, - песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.
Упражнение 4. «Рисунок на спине»
Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
При желании участников упражнение может повториться, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
После упражнения ведущий задает вопросы. Что помогало понимать и передавать ощущение? Что чувствовали первые и последние стоящие в команде? Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
Упражнение 5. «Свет мой зеркальце! Скажи»
Ход: «Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру.
Хорошо, продолжаем. В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. «Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!»
После упражнения ведущий задает вопросы. Что вызвало затруднение? Легко ли охарактеризовать человека? Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
Упражнение 6. «Найди свою звезду»
Ход: «Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).
Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза».
После упражнения ведущий задает вопросы. Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды? Какие чувства испытывали? Что показалось трудным? Какое настроение у вас сейчас?
Упражнение 7. «Глухонемой передатчик»
Ход: «Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется».
Упражнение 8. «Вверх по радуге»
Ход: все участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
После упражнения ведущий задает вопросы. Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему? Что помогало вам? Что вам мешало? А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?
«Подчеркиваем свою индивидуальность»
Упражнение 1. «Только хорошее»
Ход: Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.
Упражнение 2. «Зоопарк»
Ход: Листочки с названиями животных и птиц раздаются желающим участникам (допускается присутствие зрителей). Прочитав названия, они никому его не должны показывать. По команде ведущего участникам необходимо выстроиться в одну шеренгу по размеру изображаемых ими животных или птиц. Разговаривать можно только на языке «своего» животного. Ведущий уточняет, где должен встать самый высокий, а где самый низкий. После этого участники завязывают себе глаза и игра начинается.
Обсуждение: Было ли ощущение, что стоишь на своем месте? Какие чувства при этом испытывал? В чем, каким образом определялся размер? Какие ощущения возникли? Как построение выглядело со стороны? Каким способом ориентировались, когда выстраивались (аудиалы, визуалы, кинестетики)? Что мы увидели, если рассматривать эту игру, как момент формирования команды?
Упражнение 3. «Кто Я?»
Ход: Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 - прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 - средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20 - вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я учитель» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы - лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.
Повторение упражнения:
Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?». Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы. Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.
Упражнение 4. «Атомы и молекулы»
Ход: Ведущий называет какое-либо число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек. В результате этой игры участников разбивают на 2 группы для следующей игры.
Упражнение 5. «Театр Кабуки»
Ход: Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».
В театре Кабуки есть 3 главные роли:
Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».
Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»
Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»
Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.
Упражнение 6. «Брачное объявление»
Ход: В течение 5 минут каждый должен составить брачное объявление о своих личных качествах, которое содержало бы уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другая женщина. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит мужчине связать жизнь с этим человеком.
Обсуждение: Легче ли было писать о себе, почему?; Что нового о себе узнали?
Упражнение 7. «Домашнее задание»
Ход: дома, в спокойной обстановке, постарайтесь вспомнить ситуации из своего детства:
- яркое переживание чувства собственной значимости, счастья, надежности и т.п., возникшего после контакта с взрослым (другим ребенком);
- ситуацию, когда вы пережили чувство несправедливости, обиды и т.п., причиненной вам конкретным взрослым (другим ребенком).
Затем ответьте на вопросы:
- Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
- Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
- Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми. Есть ли разница в восприятии этого события вами - ребенком и вами - взрослым.
Упражнение 8. «Обратная связь»
Ход: «Уважаемые участники, в конце занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям: 1. Деятельность ведущего. 2. Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе. Оценка осуществляется по 10-балльной шкале».
«Грани нашего Я»
Упражнение 1. «Рукопожатие»
Ход: Ведущий подходит к кому-нибудь из участников и здоровается с ним за левую руку. Не отпуская руки ведущего, участник здоровается левой рекой со следующим человекам и т.д., пока все участники не будут держаться за руки и рукопожатие не вернется к ведущему.
Упражнение 2. «Паровозики»
Ход: «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты - это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он - паровоз. Он держит за локти среднего, средний - первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?
Вопросы для обсуждения: Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
Упражнение 3. «Грани моего Я»
Ход: «Ориентируясь на окна Джо Харри в виде коллажа изобразите четыре грани вашего «Я»: воспринимаемое с внешней стороны, реальное, идеальное, будущее (30-40 минут). Придумайте название и представление работы от каждой ее части (грани вашего «Я»).
Обсуждение: Представление работ, обмен чувствами.
Упражнение 4. «Релаксация»
Ход: «Занятие подошло к концу, сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко... Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как-то по-особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый... (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу... Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая-нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании еще на одну минуту...
А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Оглядитесь вокруг».
Упражнение 5. «Обратная связь»
Ход: «Уважаемые участники, в конце занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям: 1. Деятельность ведущего. 2. Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе. Оценка осуществляется по 10-балльной шкале».
«Эмоции»
Ход занятия
Упражнение 1. «Приветствие в зеркале».
Ход: Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное.
2. Вводная часть.
Ведущий проводит минилекцию по теме: «Эмоции».
Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания эмоциональных состояний. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. В зависимости от влияния на активность поведения и деятельности человека, эмоции подразделяются на стенические (от греч. shenos - сила) и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. В структуре поведения и деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции. Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, к реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то что препятствует, - отрицательные.
Виды эмоционального реагирования: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, тревоги и фрустрации.
Настроение – (англ. mood) – одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс это вид эмоционального психического состояния, которому личность подвергается в связи с нервной и эмоциональной перегрузкой.
Упражнение 3. «Дерево»
Ход: Участники в быстром темпе называют известные породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев (ствол, корень, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть…(кроной, стволом, корнем)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить их). Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается дерево, ствол – проводник, держит на себе всю тяжесть, крона дает дереву дышать, творить и т.д.).
Упражнение 4. «Комплимент»
Ход: Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты. По кругу, передавая мягкую игрушку рядом сидящему говорит комплимент. Желательно, что бы каждый услышал о себе что-то приятное.
Упражнение 5. «Цвет моего настроения»
Участники в кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, говорят с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.
Упражнение 6. «Обратная связь»
Ход: Каждому присутствующему дается 4 листочка бумаги. На трех листах нужно написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послания должны иметь позитивное содержание, личностную обращенность. На четвертом листке формулируется впечатление от прошедшего занятия, всего тренинга – это для тренера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/
Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст...
Деятельность педагогов ДОО в условиях внедрения в практику работы ФГОС ДО
В информационном проспекте дано краткое описание деятельности педагогов ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, дана краткая характеристика видам педагогической деятельсти....
Обобщение опыта по теме: "Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС"
из опыта работы...
«Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми в условиях внедрения ФГОС.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие...
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Качественное повышение уровня профессионализма педагога...