НОД по экспериментированию "Свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование знаний о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_svoystva_vody.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по экспериментированию "Свойства воды"
Цели:
Формирование знаний о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека
Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, цвета и она отражает предметы.
• Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
• Закреплять умение работать с прозрачной посудой, стаканчиками.
• Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
• Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные задачи :
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Средства реализации: на каждого ребенка – вода, стаканы, баночки, соль, сахар, краски, кисти и монетки.
Ход НОД
Часть I. Введение в игровую ситуацию
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух).
Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками - ответы на загадки).
-Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? (о воде)
- Молодцы, всё верно.
- А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
- А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.)
(Воспитатель вносит детям глобус).
-Скажите, что это? (глобус) - Это уменьшенный макет нашей планеты Земля. - Обратите внимание, что большая часть Земли окрашена каким цветом? (голубым) - Почему голубым, как вы думаете? - Это вода, т.е.моря и океаны.
-Также обратите внимание, на глобусе есть и белые цвета. Белым цветом обозначается тоже вода, но только вода особенная — это льды и снега, которые никогда не тают.
- А кому нужна вода, как вы считаете? (животным, растениям, людям)
- Вода нужна для жизни на Земле: без нее не было бы ни растений, ни животных, деревьев, рыб, людей.
(Звучит запись, журчания ручейка).
- Что за звуки вы слышите? (Ответы детей: это журчит ручеек)
- А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет):
-А вот сейчас мы с вами и проверим — так ли это. Итак, представьте, что вы великие ученые и я приглашаю вас в лабораторию, где будем заниматься исследованиями.
- А что же такое лаборатория? (Ответы детей)
- Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. И сейчас мы с вами станем учеными.
- Итак, уважаемые ученые, сегодня мы будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
- Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои места.
(Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает, как правильно сидеть за столом.)
- Перед началом проведения опытов разомнем пальчики.
(Проводиться пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода!»)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду) Моем, моем руки, Моем, моем чисто. Чтоб не были руки, Как у трубочиста. (Делаем движения, как при мытье рук.) Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.) Моем указательный. И про средний не забудем — Моем обязательно. А потом и безымянный, И мизинчик тоже. Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже. Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.) И все капельки стряхнем. Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.) И за дело приступаем.
- Итак, теперь можно преступить к работе.
Часть II. Практическое экспериментирование
Опытно-исследовательская деятельность.
Опыт 1.
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: вода- это жидкость.
Опыт 2.
•Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода?
•А теперь поиграем и игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажите, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик, дети определяют, чем пахнет).
•Давайте перемешаем. Теперь понюхайте еще раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином).
Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.
Опыт 3.
•Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. (Предложить детям попробовать через соломинку воду). Есть ли у воды вкус?
•А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (соленая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили. Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. А значит, вода является растворителем.
(Смена детской деятельности)
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте) Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на поясе) Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И оправились домой
-Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за столами и продолжим изучение воды.
Опыт 4.
А теперь сквозь воду в стакане я посмотрю на вас, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое
-хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
(Дети высказывают свое мнение (вода немного искажает предметы, но их видно хорошо))
•А теперь возьмите и киньте в стаканчики с водой монетки. Скажите их видно? – Значит вода какая? (прозрачная)
Вывод: «Чистая вода прозрачна»
Опыт 5.
•А теперь посмотрите, на столе стоят стаканы и краски. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, добавив в нее краску. А теперь добавьте любую краску в стаканчик с водой. Что произошло с водой? (вода окрасилась)
- Вы ученые, сейчас сделали открытие.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Но, если в воду попадают вещества, то вода меняет цвет и принимает цвет красящихся веществ.
Часть III. Заключительная.
- Сегодня мы с вами познакомились со свойствами воды. А теперь как ученые подведем итоги, что мы с вами сегодня узнали про воду.
- Вода- это жидкость
- Она прозрачная, не имеет формы
- Не имеет цвет и запах и вкус
- Может отражать предметы
В: Спасибо, большое за интересное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...