НОД по экспериментированию "Свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование знаний о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystva_vody.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экспериментированию "Свойства воды"

Цели:

Формирование знаний о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека

Образовательные задачи:

•        Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, цвета и она отражает предметы.

•        Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие задачи:

•        Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

•        Закреплять умение работать с прозрачной посудой, стаканчиками.

•        Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

•        Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

•        Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные задачи :

•        Воспитывать бережное отношение к воде.

Средства реализации: на каждого ребенка – вода, стаканы, баночки, соль, сахар, краски, кисти и монетки.

Ход НОД

Часть I. Введение в игровую ситуацию

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух).

Люди ждут меня, зовут,                                                                                                                                             А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата                                                                                                                                                    Плывёт куда-то,                                                                                                                                                                 Чем вата ниже,                                                                                                                                                           Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,                                                                                                                                   Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

(Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками - ответы на загадки).

-Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? (о воде)

        

- Молодцы, всё верно.
- А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
- А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.)

 (Воспитатель вносит детям глобус).

-Скажите, что это? (глобус)                                                                                                                                         - Это уменьшенный макет нашей планеты Земля.                                                                                                - Обратите внимание, что большая часть Земли окрашена каким цветом? (голубым)                                   - Почему голубым, как вы думаете?                                                                                                                           - Это вода, т.е.моря и океаны.

-Также обратите внимание, на глобусе есть и белые цвета. Белым цветом обозначается тоже вода, но только вода особенная — это льды и снега, которые никогда не тают.

- А кому нужна вода, как вы считаете? (животным, растениям, людям)
- Вода нужна для жизни на Земле: без нее не было бы ни растений, ни животных, деревьев, рыб, людей.                                                                                                                                                                      

(Звучит запись, журчания ручейка).

- Что за звуки вы слышите? (Ответы детей: это журчит ручеек)

- А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет):

-А вот сейчас мы с вами и проверим — так ли это. Итак, представьте, что вы великие ученые и я приглашаю вас в лабораторию, где будем заниматься исследованиями.

- А что же такое лаборатория? (Ответы детей)

-  Это местогде ученые проводят опыты и ставят эксперименты. И сейчас мы с вами станем учеными.

- Итак, уважаемые ученые, сегодня мы будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.

- Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои места.

(Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает, как правильно сидеть за столом.)

-  Перед началом проведения опытов разомнем пальчики.

(Проводиться пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода!»)

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)                                                                                                                                                                      Моем, моем    руки,                                                                                                                                                                                    Моем, моем чисто.                                                                                                                                                 Чтоб не были руки,                                                                                                                                                                 Как у трубочиста.
(Делаем движения, как при мытье рук.)                                                                           Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.)                       Моем указательный.                                                                                                                                                     И про средний не забудем —                                                                                                                                              Моем обязательно.                                                                                                                                                                А потом и безымянный,                                                                                                                                                                И мизинчик тоже.                                                                                                                                                    Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже.                                                                                                  Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.)                                                                                                           И все капельки стряхнем.                                                                                                                           Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.)                                                                                 И за дело приступаем.

- Итак, теперь можно преступить к работе.

Часть II. Практическое экспериментирование

Опытно-исследовательская деятельность.

Опыт 1.

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: вода- это жидкость.

Опыт 2.

•Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода?

•А теперь поиграем и игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажите, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик, дети определяют, чем пахнет).

•Давайте перемешаем. Теперь понюхайте еще раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином).

Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.

Опыт 3.

•Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. (Предложить детям попробовать через соломинку воду). Есть ли у воды вкус?

•А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (соленая).

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили. Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. А значит, вода является растворителем.

 (Смена детской деятельности)

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)                                                                                       Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на поясе)                                                                                             Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)                                                                                                                             Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)                                                                                                                    Делать так руками нужно:                                                                                                                                                Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)                                                                                                             Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)                                                                                             Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)                                                                                          Вышли на берег крутой (шагаем на месте)                                                                                                                                                          И оправились домой

        -Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за столами и продолжим изучение воды.

Опыт 4.

А теперь сквозь воду в стакане я посмотрю на вас, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое

-хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

(Дети высказывают свое мнение (вода немного искажает предметы, но их видно хорошо))

•А теперь возьмите и киньте в стаканчики с водой монетки. Скажите их видно? – Значит вода какая? (прозрачная)

Вывод:  «Чистая вода прозрачна»

Опыт 5.

•А теперь посмотрите, на столе стоят стаканы и краски. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, добавив в нее краску. А теперь добавьте любую краску в стаканчик с водой. Что произошло с водой? (вода окрасилась)

-  Вы ученые, сейчас сделали открытие.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Но, если в воду попадают вещества, то вода меняет цвет и принимает цвет красящихся веществ.

Часть III. Заключительная.

- Сегодня мы с вами познакомились со свойствами воды. А теперь как ученые подведем итоги, что мы с вами сегодня узнали про воду.

             -  Вода- это жидкость

        - Она прозрачная, не имеет формы

        - Не имеет цвет и запах и вкус

        - Может отражать предметы

В: Спасибо, большое за интересное путешествие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...