Выступление на семинар. «Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
статья

Сабирова Алсу Ильдусовна

Выступление на семинар.

«Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному

воспитанию дошкольников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №8” НМР РТ

Выступление на семинар.

«Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному

воспитанию дошкольников»

Подготовила:

Сабирова А.И.

г.Нижнекамск, 2018 г.

(Перед началом мероприятия педагоги делятся на 2 группы)

слайд

Приветствую вас, коллеги! Как приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер-классе, посвященном духовно-нравственному развитию младших школьников через экологическое воспитание.

Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Сложилась удачно ваша судьба,

В игрушки играете вечно вы? (да)

Так вы педагоги, вот ваша стезя?

А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)

Сейчас хочу слышать честный ответ,

Детей вы любите или нет? (да)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда

Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)

Кошмар нам знаком со студенческих лет,

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Вернемся к теме сегодняшнего мастер – класса «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».

Нравственное начало, способность сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности — это качества, которые ценились в людях всегда. Сегодня в нашем сложном и, порой, жестоком мире они особенно важны, поэтому одним из приоритетных направлений современного педагогического процесса является духовно-нравственное развитие, что  представлено в  требованиях к ФГОС. Природа, окружающий мир, по мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у дошкольников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответственности за жизнь планеты и свое будущее могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного дошкольника. 

Что же мы понимаем под «экологическим воспитанием»? (ответы от каждой группы)

слайд

Экологическое воспитание – процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе.

Экологическому воспитанию дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание, и оно постепенно становится важнейшим и неотъемлемым направлением в работе дошкольных учреждений, ведь именно в этом возрасте закладываются основы формирования культуры, в том числе и экологической, происходит накопление практических навыков, опыта познавательных, эмоциональных отношений с природным окружением, знаний об окружающем мире, и о значимых взаимосвязях, пронизывающих все его структурные элементы. Дошкольный возраст характеризуется качественным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окружающей среде.

Один из путей повышения его эффективности состоит в разнообразии форм и методов. Какие же формы используются в процессе экологического воспитания дошкольников? (ответы от каждой группы)

слайд

Формы:

• экологические занятия;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

• экологические акции;

• трудовой десант;

• зеленый патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические музеи;

• день (неделя) экологического творчества;

• экологические праздники и фестивали;

слайд

Методы:

 обсуждение и проигрывание ситуаций;

 составление экологических карт;

 ведение «Панорамы добрых дел»;

 ведение фенологических календарей природы;

 коллекционирование;

 эксперименты;

 опыты;

 экологические проекты;

 наблюдения

 экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры –путешествия и т. д.);

 экологические сказки;

 экологические тренинги;

 инсценировки, театрализации и т. д.

 психогимнастика.

Опираясь на психологические особенности детей дошкольного возраста, у которых ещё преобладают сказочные представления о живой природе, и которые нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения, особую роль в формировании экологической культуры ребёнка я отвожу сказке. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает дошкольников своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Часто, на занятиях, я использую народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Например, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», я знакомлю детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А, обсуждая сказку «Двенадцать месяцев», даю понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Но особое место в своей работе я уделяю особым сказкам.

слайд (Игра с залом- на экране появляются ребусы).

- отгадайте ребусы (ответы от каждой группы)

(экология)                          (сказка)

- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

Именно экологические сказки способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, а так же являются действенным средством в воспитании морально - нравственных качеств личности дошкольников. 

Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Старшие дошкольники уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. Поэтому, сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.

Как вы думаете, какие сказки можно отнести к экологическим? (ответы от каждой группы)

слайд

Экологические сказки - сказки, способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.

В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.

Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, я придумываю короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир движений, фантазий, воображения, игры.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Методика использования экологических сказок включает несколько этапов:

слайд

– чтение и обсуждение с дошкольниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц) и др.;

– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;

– сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;

– сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями);

– красочное оформление своих произведений;

Среди интересных приемов работы с экологическими сказками можно так же выделить:

слайд

– инсценирование экологических сказок или их фрагментов,

- экологические тренинги по содержанию изучаемой экологической сказки (например: «Я дерево, мои руки – ветки»),

- иллюстрирование («Сказка, я тебя рисую»),

- рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек-малюток,

- самостоятельное сочинение сказок на выбранную тему,

-  старая сказка на новый лад,

- «перевирание» сказки,

- продолжение начатой сказки,

- сказка «наизнанку»,

-  исправление ошибок в сказке,

- что было бы, если... и т.п.

И сегодня мы с вами поближе познакомимся с некоторыми из них. Но сначала давайте отдохнем и зарядимся позитивной энергией. А помогут нам в этом сказочные герои.

слайд (музыкальная физминутка «Сказочные герои»)

А теперь мы познакомимся ближе с таким приемом работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Попробуйте и вы.

(Задание участникам мастер-класса)

слайд «Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал

Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца

зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.». 

(ответы от каждой группы)

слайд

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница - единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи экологической сказки доступным образом можно дать детям представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Слайд (экологическая сказка «Мальчик Петя и Волшебная Рыбка»)

В одной деревне жил мальчик Петя со своими родителями. Жили они около леса, слушали пение птиц, шелест листьев на деревьях. И был у них огромный сад. А в саду росли плодовые деревья: груши, яблони, сливы. Каждый год Петя собирал с них большой урожай. Воду пили из чистого родника, который находился неподалеку. Разводили пчел, пчелы им давали много меда, а ещё у них было большое хозяйство: коза, коровы, куры. Корова давала много молока. А за лесом протекала широкая река. Вода в реке была такая прозрачная, что если наклонится, то можно было увидеть, как плавают рыбы.

И вот однажды пошел Петя на рыбалку. Взял он удочку, приманку для рыбы и отправился на речку. Идет он лесом, а в лесу воздух свежий, чистый. Пахнет лесными травами, луговыми цветами, шелестят листочки на деревьях, птицы поют, заливаются.

Пришел Петя на речку, выбрал место поудобнее и «закинул» удочку в воду. Вдруг поплавок задергался, и Петя потянул удочку на себя. Каково же было его удивление, когда на крючке он увидел рыбку удивительной красоты, вся блестит, переливается, но ещё больше он удивился, когда рыбка заговорила. Рыбка просила отпустить и пообещала выполнять любые его желания. Подумал Петя и говорит: «Надоело мне в старом доме жить, на родник с ведром ходить, корову доить. Сделай так, чтобы у меня был большой современный дом со всеми удобствами».

Вернулся Петя домой, а вместо его старого дома стоял красивый двухэтажный дом. И хозяйства не стало – ни коровы, ни кур. Как хорошо подумал Петя – корова не мычит, петух не будит по утрам.

Через некоторое время Петя подумал: «А попрошу – ка я у Рыбки машину, что бы ездить на рыбалку. А машину буду ставить в гараж, который будит стоять вместо нашего сада. Надоело мне каждый год урожай собирать». Сказано – сделано.

Через некоторое время попросил Петя у рыбки конфетную фабрику. На месте, где стоял красивый лес, появилась огромная фабрика, труб – видимо, невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, - думает Петя, - привыкну, главное – конфет вдоволь наемся».

Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по – старому. Лес шумит, птицы поют, ходит Петя по своему саду, наливные яблочки срывает с дерева, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Петя утром, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Петя, побежал к крану водички попить. Глядь, вода то из крана грязная бежит. Вспомнил Петя о роднике своем с чистой водой, побежал он к роднику. Бежит, через горы фантиков от конфет перебирается. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, с неприятным запахом. Огляделся вокруг – дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались.

Вспомнил Петя свой сон. «Что же я наделал? – подумал Петя – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Петя – а это и впрямь Рыбка…

Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Петя, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник».

- «Нет, Петя, ничего у меня больше не получится: от грязи пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь».

Сел Петя на берегу, голову руками обхватил и задумался

Задание по группам: придумать конец сказки. Отчет групп.

За этим следует обязательное обсуждение текста сказки. Вот примерные вопросы по тексту. Давайте ответим на них.

Слайд

- Как изменилась природа, после того как Волшебная Рыбка начала исполнять желания Пети.

- Почему Петя так себя вел?

- Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой сад и лес?

- Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?

- Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить фабрики и заводы?

- А как бы вы поступили на месте Пети?

В конце обязательно делается совместный вывод. Попробуйте его сформулировать.

Слайд

Вывод:

Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

Слайд

А теперь перейдём к самому красочному приему работы с экологической сказкой, который очень нравится дошкольникам – инсценирование сказки.

Игра в группах. Вам необходимо обыграть уже существующую сказку, но так, чтобы сказка приобрела экологическую направленность. («Репка», «Курочка Ряба»).

Командам раздаются маски и атрибуты, дается время на подготовку. Команды инсценируют сказки.

И напоследок перейдем к самому сложному и трудоемкому приему работы с экологической сказкой - составление экологических сказок. Учиться составлять экологические сказки мы будем по следующему алгоритму

Слайд

Алгоритм составления экологических сказок.

1. Место событий.

2. Герои – одушевленные и неодушевленные объекты.

3. Характеристика героев.

4. Описание жизни героев.

5. Случай.

6. Высказывания героев по отношению к случаю.

7. Вывод.

8. Жизненное правило.

9. Название сказки  (н-р: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там - то...», «Как кто - то учился мудрости», и т.п.).

Итак:

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом.

В моем случае это будет лес.

2. Перечисляются одушевленные и неодушевленные объекты, герои сказки, типичные для этого места:

В моем случае это будет боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухомор, дуб, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный, мудрый. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Я описываю жизнь этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди.

5. Описываю конкретный случай.

В моем случае это как полезные грибы решили выгнать мухомора из леса.

6. Составляю текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Вывожу жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого

объекта.

В моем случае это будут слова мудрого дуба: «Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Не всё то золото, что блестит».

8. Из выведенных правил составляю общее, которое бы подходило к

разным. 

В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. В природе всё имеет своё место и своё значение.

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там -

то...», «Как кто - то учился мудрости».

В моем случае: Сказка " Как грибы научились мудрости, или «И мухомор полезен»

А теперь послушайте сочиненную сказку.

Жили были в лесу грибы. Хвастливые подберезовики росли мирно под березками. Дружной семейкой жили веселые маслята-ребята под иголочками хвои. Под высоким, раскидистым мудрым дубом расположился важный гриб боровик. А на пеньке росли дружные опята.

Только один гриб одиноко стоял в сторонке. Это был Мухомор. Никто к нему не подходил, все обходили его стороной. Некоторые даже сбивали палкой. Грустно было Мухомору и он стоял и думал, ну почему я такой?

Решили съедобные грибы изгнать Мухомор из леса. Боровик говорит: «Я самый здесь главный, не нужен нам в лесу Мухомор, он ядовитый и никому он не нужен. Другое дело я – вкусный, мясистый, полезный, все меня любят!». Маслята – ребята и дружные опята тоже похвастались: «А мы тоже хороши! И полезны, и вкусны!». Изгнали они Мухомор из леса…

Но, тут на поляну выбежал лось. Он стонал и что-то искал глазами. Грибы спросили, кого же он ищет? А лось ответил: «Да мухомор здесь рос, я заболел, а мы – животные, только ими и лечимся! Это самый лекарственный для нас гриб».

Задумались грибы, но было уже поздно, поняли они, что каждый гриб по-своему полезен, какие-то – людям, а какие-то – животным. Попросили они прощения у Мухомора и вернули его в лес. С тех пор грибы живут дружно и помнят слова старого мудрого дуба: «Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Не всё то золото, что блестит».

Действительно все в природе взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. В природе всё имеет своё место и своё значение.

Работа по группам (2 группы) А сейчас я предлагаю вам придумать экологическую сказку на тему: «Деревья», руководствуясь предложенным алгоритмом и методами и нарисовать иллюстрацию на обложку своей сказки.

Группы презентуют свои сказки и иллюстрации к ним.

Спасибо! Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество, фантазию. Мы услышали интересные, очень поучительные экологические сказки, разные по содержанию, хотя тема для всех была предложена одна. Вы продемонстрировали яркие, красочные иллюстрации.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер-класс по проблеме ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ путем использования на занятиях различных приемов работы с экологическими сказками. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или углубил знания по уже знакомой тематике, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

слайд

Прием рефлексии настроения и эмоционального состояния «Дерево настроения»

Перед Вами лежат листья трех цветов: желтый, зеленый и красный. Выберите и прикрепите к дереву на доске тот лист, который соответствует Вашему впечатлению от мастер – класса и настроению:

- зеленый – веселое, восторженное.

- желтый – спокойное, равнодушное.

- красный – неудовлетворенное, грустное, унылое.

Напоследок я хотела бы Вам предложить ознакомиться с составленным мною сборником экологических сказок, в котором можно найти не только их текст, но и разного рода вопросы к  детям, которые могут быть использованы после чтения сказок для обсуждения и уточнения  представлений о мире живой  природы у детей старшего дошкольного возраста.

слайд

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, а так же методов и приемов применяемых в ДОУ на занятиях по экологии....

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы, методов и приемов используемых в ДОУ на занятиях с целью экологического воспитания дошкольников....

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Выступление на семинаре «Инновационный потенциал педагогов в реализации задач физического развития дошкольников»

Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.Основу методов физического воспитания составля...

Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников

Выступление на семинарИнновационные технологии  экологического образования дошкольников ...