Выступление на РМО. Доклад на тему: "Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"
материал (подготовительная группа)
В материале представлен доклад на тему: "Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка". В нем акцентируется внимание на значимость семейных традиций в развитии личности ребенка. В докладе также представлена информация из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: "Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка" | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Влияние семейных традиций
на формирование личности ребенка»
(выступление на РМО 16.11.2018 г.)
Подготовила: Николашина О.А.,
воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка». Свое выступление хочется начать со стихотворения И. Некрасовой:
Традиции семьи….
В них – мудрость наших предков
Традиции семьи…
В них времени печать.
Традиции семьи – прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
Воспитание ребенка - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в первые годы жизни главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.
Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.
Особенную роль в жизни ребенка, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни.
Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности ребенка. Именно семья была, есть и всегда будет главнейшим институтом воспитания.
Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника.
Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи являются семейные традиции. Им отводится особенная роль в воспитании личности. Специалисты отмечают, что семейные традиции вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, например, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Семья не может существовать, не воспроизводя традиций. Для семьи их значение особенно велико. Во-первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции и обычаи играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.
Семейные традиции и обычаи можно отнести к одной из форм контактов между ребенком и взрослыми. Семейные традиции в определенной степени определяют «окраску» эмоционального фона отношений, а в конечном итоге влияют на формирование личности ребенка.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка - рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему ее не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребенок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.
Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему - то забываем.
Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Все мы знаем, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. В настоящее время произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо объединить усилия дошкольной организации и семьи. Главная цель работы с семьей – это педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родителями воспитанников в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Содержание воспитания уважительного отношения к семейным традициям в дошкольной организации определяют и программы воспитания. Они выделяют следующие направления: формирование интереса к своей родословной, изображение генеалогического древа, рассматривание семейных альбомов, беседы о родственниках, привлечение детей к подготовке различных семейных праздников.
Активно взаимодействуя с семьями воспитанников, мы организуем мастер-классы для них, проводим ресурсные круги, создаем детско-родительские проекты.
Таким образом, привлекаем родителей на мероприятия, способствующие совместной деятельности родителей и детей.
В деятельности с дошкольниками используем следующие формы работы:
- Беседы на темы: «Моя семья», «Мой папа, моя мама», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные фотографии», «Хозяйство семьи», «Что значит быть хорошей дочерью, сыном?», «Почему нужно беречь родных», в ходе которых у детей формируется представление о семье и своем месте в ней, дети узнают, что в семье все должны заботиться и любить друг друга, воспитывается гордость за свою семью, знакомятся с основными правилами почитания и уважения старших.
- В процессе дидактических игр «Кто для кого», «Найди сходства и различия», создания альбомов «Моя семья», «Мои браться и сестры», «Профессии моих родителей» - у детей закрепляются представления о родственных отношениях в семье, они пытаются найти внешнее сходство со своими близкими, больше узнают о профессиях родных. Ценность данных форм заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания и взаимопомощи.
- Выставки семейного творчества: «Чудеса с грядки», «Осенняя ярмарка», «Зимняя фантазия», «Пасхальные чудеса».
- Совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердце детей. Традиционны и любимы такие праздники и развлечения, как «День матери», «Наша спортивная семья».
- Создание фотоколлажей на тему «Отдыхаем с внуками», «Как мы летом отдыхали», «Хобби моей семьи», «Самый интересный семейный выходной».
- Творчество детей: рисунки «Моя семья», изготовление подарков близким.
- Чтение художественной литературы для формирования семейных ценностей у дошкольников, в которых рассказывается о том, что дети должны почитать родителей, помогать им. У детей формируются такие нравственные понятия, как сочувствие, сострадание, милосердие. Ребята рассуждают вслух, обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.
Таким образом, проведенная работа способствует: сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, что благотворно влияет на позитивные отношения в семьях воспитанников, развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим близким, повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений. И главным результатом является усвоение детьми вечных ценностей, воспитания милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
В каждой семье есть семейные традиции.
В семьях наших воспитанников сложились свои семейные традиции.
Это – совместный отдых на природе и совместный отпуск; прогулки по лесу и помощь старшему поколению на даче; совместное приготовление пирогов и совместный ужин; украшение елки и встреча Нового года; посещение Храма и украшение яиц к Пасхе; совместная рыбалка и поход в лес; катание на коньках и семейные занятия в бассейне; празднование совместных праздников и многие другие.
Семейные традиции способствуют сплочению семьи и формированию личности ребенка.
А приобретенные социальные ценности, социальные требования, нормы и идеалы становятся внутренним достоянием личности, которое обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
«ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» Сказка, неизменный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Сказка является необходимым средством в постижении ребёнком...
Консультация для родителей на тему: «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»
Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Он...
Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка»
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылка...
Доклад на тему "«Влияние современных телекоммуникаций на полноценное развитие ребенка - дошкольника»
. В современном обществе идет борьба на тему «Дети и телевидение, интернет"...
Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Консультация для родителей на тему: " Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"
Консультация для родителей на тему:" Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"...