Консультация для родителей Тема: «Загадка и её роль в воспитании ребёнка»
консультация (младшая группа)

Казакова Ю.С

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать»...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_konsultatsiya.docx889.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №116

Консультация для родителей

Тема: «Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Подготовила: Казакова Ю.С

2020 г.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей.

 Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству.

Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Предлгаем детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).

II. Изучение загадок на память.

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их на память.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

Развиваем воображение дошкольников:

Творческое задание «Изображения отгадок».

Заинтересовываем дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Во время учения умению разгадывать загадки необходимо учитывать некоторые методические рекомендации:

  • загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия;
  • чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ.
  • Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадка и её роль в воспитании ребёнка"

Консультация для родителей о значении загадки для развития ребёнка....

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную цен...

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка»....

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

В консультации раскрывается роль загадки в развитии личности ребенка. Осуществлена подборка загадок на усложнение. Материал подходит для распечатки и организации папки - ширмы для родителей....

Консультация для родителе "Загадка и её роль в воспитании ребёнка"

Загадка и её роль в воспитании ребёнка» Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служ...