"Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников" (статья)
статья
Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников.
Дошкольный возраст – удивительный период в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происходит создание прочного фундамента будущей личности. Одной из важных задач, стоящей перед современными родителями подрастающего поколения является нравственное воспитание ребёнка. Ведь именно нравственность является показателем культуры человека. Формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его отношения к социуму, в котором он живет, к людям, населяющем страну, к Родине, к труду. Начиная посещать дошкольное учреждение, у ребенка продолжается период взросления в новом для него социуме, ребёнок лучше узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, усваивает систему ценностей в ходе воспитательно-образовательного процесса. Большую роль в этом процессе играет реализация регионального компонента через игры и развлечения в детскому саду. Позитивное влияние на развитие нравственных представлений дошкольников оказывают национальные сказки, народов, населяющих страну, регион проживания ребёнка. На удивление многогранная воспитательно-образовательная роль принадлежит сказкам народов Кавказа, ведь этот регион является одним из наиболее многонациональных, который населяют русские, армяне, осетины, грузины, адыгейцы, абхазы, дагестанцы, чеченцы, кабардино-балкарцы, ингуши, азербайджанцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, татары, абазинцы, лезгины, лакцы, аварцы и другие народы. Так, знакомство со сказками народов Кавказа является одним из эффективных средств формирования у современных детей понятий совести и морали, правил поведения в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Сказки о взаимоотношениях с окружающими, о дружбе, об уважении и почитании старших, о добром отношении к природе и животным являются богатым материалом для организации образовательной деятельности с детьми. Так, в осетинской народной сказке «Алып» затронуты все вышеперечисленные темы. В сказке повествуется о мальчике, украденным алчным князем, который сумел перехитрить злодея и вернуться к родителям с помощью верного коня. Организованная по мотивам данной сказки совместная деятельность с дошкольниками повлияет не только на развитие нравственных представлений, но и оставит в душах детей яркий и теплый след.
Процесс знакомства дошкольников с народной кавказской сказкой с целью нравственного воспитания по опыту своей психолого-педагогической деятельности, предлагаю осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:
- Знакомство со сказкой (чтение, просмотр, прослушивание).
- Совместное анализирование сказки (обсуждение главных героев, особенностей их характера, последствий их поведения).
- Извлечение урока сказки (чему учит нас сказка и от чего предостерегает).
- Игра со сказкой (рисование, вырезывание, лепка главных героев, драматизация сказки, сочинения новой сказки с главными героями и т.п).
Включение в воспитательно-образовательный процесс изучения кавказских народных сказок также помогает педагогу создать условия для возникновения у дошкольников уважения этнических культур других народов.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что важная роль в становлении нравственной личности ребенка принадлежит, во многом, воспитателям дошкольного учреждения, ведь вся их профессиональная деятельность направлена на то, чтобы создать у воспитанника мотивацию, заинтересовать его настолько, чтобы в ходе воспитательно-образовательного процесса у детей происходило формирование представлений об ответственности и моральном долге, о бережном и уважительном отношении к внешнему миру и людям. Создать подобную мотивацию поможет правильно подобранная мудрая народная кавказская сказка, необходимо лишь создать условия для знакомства воспитанников с ней и она непременно сыграет немаловажную роль в нравственном развитии детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников
Педагог-психолог Мирзоянц Л.К.
Дошкольный возраст – удивительный период в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происходит создание прочного фундамента будущей личности. Одной из важных задач, стоящей перед современными родителями подрастающего поколения является нравственное воспитание ребёнка. Ведь именно нравственность является показателем культуры человека. Формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его отношения к социуму, в котором он живет, к людям, населяющем страну, к Родине, к труду. Начиная посещать дошкольное учреждение, у ребенка продолжается период взросления в новом для него социуме, ребёнок лучше узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, усваивает систему ценностей в ходе воспитательно-образовательного процесса. Большую роль в этом процессе играет реализация регионального компонента через игры и развлечения в детскому саду. Позитивное влияние на развитие нравственных представлений дошкольников оказывают национальные сказки, народов, населяющих страну, регион проживания ребёнка. На удивление многогранная воспитательно-образовательная роль принадлежит сказкам народов Кавказа, ведь этот регион является одним из наиболее многонациональных, который населяют русские, армяне, осетины, грузины, адыгейцы, абхазы, дагестанцы, чеченцы, кабардино-балкарцы, ингуши, азербайджанцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, татары, абазинцы, лезгины, лакцы, аварцы и другие народы. Так, знакомство со сказками народов Кавказа является одним из эффективных средств формирования у современных детей понятий совести и морали, правил поведения в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Сказки о взаимоотношениях с окружающими, о дружбе, об уважении и почитании старших, о добром отношении к природе и животным являются богатым материалом для организации образовательной деятельности с детьми. Так, в осетинской народной сказке «Алып» затронуты все вышеперечисленные темы. В сказке повествуется о мальчике, украденным алчным князем, который сумел перехитрить злодея и вернуться к родителям с помощью верного коня. Организованная по мотивам данной сказки совместная деятельность с дошкольниками повлияет не только на развитие нравственных представлений, но и оставит в душах детей яркий и теплый след.
Процесс знакомства дошкольников с народной кавказской сказкой с целью нравственного воспитания по опыту своей психолого-педагогической деятельности, предлагаю осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:
- Знакомство со сказкой (чтение, просмотр, прослушивание).
- Совместное анализирование сказки (обсуждение главных героев, особенностей их характера, последствий их поведения).
- Извлечение урока сказки (чему учит нас сказка и от чего предостерегает).
- Игра со сказкой (рисование, вырезывание, лепка главных героев, драматизация сказки, сочинения новой сказки с главными героями и т.п).
Включение в воспитательно-образовательный процесс изучения кавказских народных сказок также помогает педагогу создать условия для возникновения у дошкольников уважения этнических культур других народов.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что важная роль в становлении нравственной личности ребенка принадлежит, во многом, воспитателям дошкольного учреждения, ведь вся их профессиональная деятельность направлена на то, чтобы создать у воспитанника мотивацию, заинтересовать его настолько, чтобы в ходе воспитательно-образовательного процесса у детей происходило формирование представлений об ответственности и моральном долге, о бережном и уважительном отношении к внешнему миру и людям. Создать подобную мотивацию поможет правильно подобранная мудрая народная кавказская сказка, необходимо лишь создать условия для знакомства воспитанников с ней и она непременно сыграет немаловажную роль в нравственном развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дарите людям доброту"
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»....
Интегрированное занятие «По зову цветов» по социально-нравственному развитию в старшей группе
Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической и экологически - ориентированной деятельности. Продолжать учить планировать совместную работ...
Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Родительские собрания, консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Выступление из опыта работы «Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников»
Сюжетно ролевая игра...
Статья "Роль народных сказок в жизни дошкольника"
Статья о влиянии нарордных сказок на развитие ребенка дошкольного возраста и их роли в жизни дошкольника....