"НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ"
статья
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры)
Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада. Поэтому, я выбрала те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в учебно-воспитательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 478.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафонова Марина Юрьевна
Воспитатель высшей категории
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 78
Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
Россия. г.Санкт-Петербург
"НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ"
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры)
Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада. Поэтому, я выбрала те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в учебно-воспитательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.
Для детей игры - важные занятия. Играют только взрослые
Анри Барбюс
Патриотизм – это чувство любви к Родине.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
С игрой в широком значении связано, прежде всего, понятие праздника, веселья, отдыха. Праздники устраивались в определённые календарные сроки, и их содержание было достаточно традиционно: ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пасху, завивание венков и хороводы на Троицу. Но было и другое понятие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сёстрами, со сверстниками, а иногда и с родителями.
Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
С пяти-шести лет дети делали игрушки сами, их изобретательность была неистощима. Подражая взрослым, ребята рано учились владеть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, который находили тут же, рядом с домом, во дворе, за деревней, в ближайшем лесу, поле, у реки. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. Собирали камушки, лоскутки, яркие черепки, стёклышки. В ход шли цветы, листья, плоды, из них свёртывали кукол для «мелюзги», делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое. Стебли трав и кустарников срезали на дудки, брюзгалки, свистушки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, как минутная утеха, другие жили дольше — как результат немалого труда и терпения.
Примечательно, что крестьяне к детским играм относились с особым вниманием, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушек. И объясняется это традициями народной педагогики, народной культуры. Дело в том, что в далёком прошлом с помощью игрушек в играх-упражнениях обучали детей труду, от старшего поколения к младшему передавали накопленный трудовой опыт. В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберёг» клали их в зыбку рядом с ребёнком.
В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.
(мини –музей детского сада «Народные промыслы)
В своей группе , работая над проектом «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» я знакомила детей с истоками русской культуры, и, в первую очередь, с русскими народными играми и игрушками, где принимали участие педагоги, дети и родители.
(русская народная игра «Бирюльки»)
Как оказалось даже современные родители знакомят, собирают народные игрушки и охотно делятся своей коллекцией с детьми группы.
А современные дети отнюдь не меньше проявляли интереса к таким игрушкам, что безусловно радовало наблюдая за детскими восхищенными глазами.
Говоря о современных играх, игрушках и электронных играх, имеющих в своем большинстве жесткий, агрессивный характер, который не только способствует появлению депрессивного состояния у играющих, но учит безжалостности, жестокости, склонности совершать необдуманные поступки, т.к. время на обдумывание ходов игра не предоставляет. Другая опасность этих игр, не раз отмечаемая психологами, в том, что они дают играющему ощущение возможности возврата к исходному состоянию. Т.е. дети, привыкая к игре, перестают различать реальное и виртуальное, в сознании поселяется уверенность в том, что любое действие можно легко отменить, вернуться на исходные позиции и начать все заново, но уже по-другому. Ребенок не учится нести ответственность за свои поступки (зачем, раз можно все переделать?). Как известно, в жизни все не так, многие совершенные однажды поступки, не подлежат коррекции.
Соглашусь, что игрушка должна быть позитивна, источником радости и мотивом для пробуждения добрых чувств и намерений. Учитывая, что любая игрушка является носителем информации для ребенка, возникают вопросы: какую информацию она несет, создает ли она условия для развития, заложен ли в ней резерв для самостоятельного творчества и запас игровых возможностей?
Скорее всего, ответ на этот вопрос заложен в нас взрослых, именно мы способны определить для себя каких детей мы бы хотели видеть в будущем.
Главный совет взрослым , покупая очередную игрушку и играя с в игру с своим ребёнком , задумайтесь хоть на минут, а нужна ли она ему, какой результат игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная игрушка в мире современных детей!
Выступление на педагогическом часе о применении народных игрушек в своей воспитетльно-образовательной работе...
Консультация для родителей. "Игра и игрушка в жизни современного ребенка"
Игра и игрушка в жизни современного ребенка....
Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка»
Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченно...
Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
В чем же особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?...
Народная игрушка в жизни современных детей.
Народная игрушка в жизни современных детей. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало тр...
консультация «Игра и игрушка в жизни современного ребенка»
консультация "Игра и игрушка в жизни современного ребенка"...
Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориен...