Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
консультация
В любые времена, человек рождаясь, и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.
Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст консультации | 20.95 КБ |
Презентация к консультации | 148.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Подготовила: Горщинская В.Ю.
В любые времена, человек рождаясь, и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.
Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же, проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны… Дети зачастую, не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь. Вспомним Эллочку-Людоедочку из замечательного произведения И.Ильфа и В.Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя ей и этого небольшого запаса вполне хватало.
Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.
Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
2 Слайд
- Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку
- адаптироваться в коллективе;
- грамотно подавать и закреплять новые знания и умения;
- расширять активный словарь;
- развивать связную речь.
Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.
3Слайд
В данной консультации я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.
Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр.
4 Слайд
Можно выделить общие советы:
- Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
- Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.
- Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
- Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
- Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
- Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
- При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
- Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
5 Слайд
Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.
6 Слайд
-Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например: если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.
7 Слайд
- Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр.
Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль, ведущих в известных играх и самих детей.
8 Слайд
- У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.
Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.
В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
9 Слайд
Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп:
- Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)
- Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).
- Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)
- Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет»).
- Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)
10 Слайд
В заключение хотелось бы отметить, что показателем правильно организованной словестной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре, совместно с взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.
Раздаю картотеки (словестных игр).
11 Слайд
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З адачи педагогов дошкольных учреждений: помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь ; развивать связную речь .
Словесные игры, используемые в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Общие советы по методике проведения словесных игр. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом . Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды. Желательно , чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
О собенности проведения словесных игр для каждой возрастной группы
Младший возраст. Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности. Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.
Средний возраст. Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность . В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей .
Старший возраст. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры . В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп: 1.Игры , воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?») 2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», «Придумай небылицу, Логический поезд»). 3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт») 4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет»). 5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)
Показателем правильно организованной словесной игры детей является: Хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения . Именно в игре, совместно с взрослыми , ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как средство гармоничного развития дошкольников"
Подвижная игра – это путь к познанию мира. ...
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телеф...
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников"
Задачи: повысить и расширить знания и навыки педагогов по овладению правильной речью дошкольников....
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
laquo;Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...
Консультация для воспитателей: «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, ...